Ушла в интернет. Торговля
Те, кто жил в СССР, наверняка помнят характерные объявления на дверях закрытых в рабочее время магазинов: «Ушла (ушел) на базу». Покупатели часто дописывали им юмористические продолжения: вернусь не сразу и т. п. Вернется ли из интернета современная торговля — вопрос интересный. Кто-то еще толком туда и не уходил, ну а кто-то хорошо устроился, и ему там нравится. И все же, говорят наблюдатели, даже интернет не резиновый.
Покупки в интернете стали обыденностью. Спрос на них увеличился настолько, что свой хлеб в сети имеют уже даже обычные граждане, которые перепродают на отечественных маркетплейсах одежду и товары с «Алиэкспресса» и даже со столичных рынков.
— Мама, зачем ты заказываешь одежду на этом маркетплейсе? Она вся с «Садовода», — просвещает приехавший из Москвы сын.
— Только тратишь время. Заказываешь и возвращаешь, — ворчит отец.
Быстрее всего в хитросплетениях торговли через маркетплейсы, разумеется, разобрались частные предприниматели и небольшие компании, торговые точки которых постепенно выдавила с рынка сетевая торговля. Жизнь заставила. Популярные отечественные интернет-площадки забиты недорогим товаром соответствующего качества, что уже создает, видимо, определенные проблемы.
На минувшей неделе одна из популярных интернет-площадок объявила о тестовом запуске услуги по проверке брендовой одежды на подлинность. Привлеченные эксперты оценят представленные продавцом фотографии и выдадут мнение о подлинности изделия. После успешного прохождения проверки объявление получит специальный бейдж «Оригинал». В Ростове, к слову, уже не первый год работают магазины, торгующие турецким текстилем под популярными брендами вполне приемлемого качества. Так что экспертам, которые будут оценивать, в частности, работу турецкой легкой промышленности по фото, хочется пожелать терпения.
Стандарты интернет-торговли, очевидно, будут двигаться в сторону удовлетворения запросов покупателя, и рынок будет сегментироваться все более подробно, четче обозначая ниши для покупателей с разным уровнем достатка.
Нынешняя ситуация, когда западные бренды оставили рынок, открывает определенные возможности для малого бизнеса, который нашел и продолжает находить каналы доставки азиатских товаров на российский рынок. Как долго будет существовать это окно возможностей, сейчас сказать сложно. Кто-то говорит, что оно будет открыто 5 лет, до тех пор пока крупные вертикальные компании (производство плюс сетевая торговля) не выдавят с интернет-площадок малый бизнес, оставив ему лишь крайне специфические ниши. Зайдите, например, в «Спортмастер» или «Фан дей» и убедитесь, что производители текстиля из Узбекистана уже хорошо загружены отнюдь не малым бизнесом.
Что же нужно делать, чтобы прочно застолбить свое место в новой модели экономики? Экономисты и маркетологи скажут, что нужно четко понять, кто твой покупатель и каковы его запросы. Вцепиться в него и не отпускать. Найти для него подходящего производителя или поставщиков. Перейти на уровень собственной торговой марки. Это под силу немногим. Дойти до собственного производства смогут еще меньше. Но в бизнесе не бывает легких путей. В этой гонке выигрывают стайеры.