Гоночный спорт для всех
Около 60 людей с инвалидностью в возрасте от 18 до 50 лет прибыли из более чем 10 городов России (в их числе Ставрополь, Краснодар, Пермь и Томск) на ростовский картодром М-4 ради проекта «Картинг без границ».
Основанный в Москве проект успешно обосновался в столице — сейчас там проводятся профессиональные тренировки команды по картингу и внутренние соревнования между участниками. В этом году задача организаторов — покорить Ростов и вернуться в Крым, из которого в прошлом году они уехали на день позже срока — столько было желающих прокатиться.
Крытое помещение, куда попадаешь после того, как открываются двери дребезжащего лифта, кажется нескончаемым: взору предстает гоночная трасса, выложенная змейкой из автомобильных шин. Через огромные окна в стенах и крыше заглядывают солнечные лучи. В зале душно, пахнет машинным маслом, играет музыка.
С другого входа на территорию заезжают участники — кто-то с сопровождающими, другие самостоятельно. Волонтеры предлагают воды и пройти в комнату с кондиционером из-за нестерпимой духоты. Многие вежливо отказывают — не ради отдыха они проделали долгий путь.
Среди гостей есть те, кто уже участвовал в проекте. С целью повторить те экстремальные ощущения специально из Томска приехал Евгений Бурмистров:
— Я живу в Томске, но сейчас отдыхаю в санатории в Анапе. Случайно узнал, что здесь будет «Картинг без границ». Не раздумывая купил билет на поезд и приехал на один день. Приехал потому, что 2 года назад прокатился на таком карте — это был Крым, под проливным дождем, и это настолько сильно захватило и впечатлило, что я хочу продолжать — зову Дарью с проектом к нам в Томск.
Дарья Кузнецова — это директор фонда содействия интеграции инвалидов «Активная Жизнь». Именно она привезла «Картинг без границ» в Ростов, в частности 3 карта на ручном управлении, произведенные в Барселоне.
— Это не переделка, а заводская модель, — объясняет Дарья Кузнецова. — Производители специально создали ее для тех, кто водит при помощи рук. Она отличается от обычного карта тем, что педали газа и тормоза выведены под руль. Кроме того, особое внимание уделено безопасности водителя. Здесь есть система крепления для ног, откидная панель руля и подвижное сидение, чтобы удобно расположить человека в карте. Сзади — подголовник, для того чтобы дополнительно обезопасить позвоночник и голову. Такой карт, помимо всего прочего, невозможно перевернуть.
После церемонии открытия ведущий по очереди вызывает три человека на трассу. Гостям рассказывают правила эксплуатации карта и надевают защитное снаряжение. Участники соревнуются по системе time-attack — каждому выделяется одинаковое количество времени (10 минут), и за это время они проходят неограниченное количество кругов. В личный зачет идет лучшее время прохождения одного круга — именно по этому показателю соревнуются участники.
Журналисты направляются к гоночным машинам вместе с первооткрывателями трассы. Взору предстают те самые карты — маленькие, игрушечные, будто из мультфильма и вряд ли сдвинутся с места. Но такая машинка развивает скорость 60-80 км/ч по прямой. И пока журналисты восхищаются внешним видом, техники помогают перенести людей из колясок в карт и застегивают крепления. Директор фонда «Активная Жизнь» тут же, переживает не меньше водителей.
— Едешь аккуратненько, — обращается она к одной из участниц. — Когда уже почувствовала, поняла, как двигается карт, ускоряешься, ну и дальше по ощущениям. Ты просто первая начинаешь, так что момент волнительный.
Только все успевают отойти с трассы, как, дернув за шнур, заводят мотор. Он начинает с грохотом стучать, в нос ударяет запах бензина, и легко и плавно первая машина отправляется в путь. За ней с ревом рванули вторая и третья. Зал активно болеет за своих фаворитов, а Дарья Кузнецова громкими «Давай-давай!» и «Гони!» подбадривает всех. Пока машины со свистом проносятся, она рассказывает, что это не единственный спортивно-адаптивный проект для людей с инвалидностью:
— Еще работая в центре «Преодоление», мы стали развивать паралимпийский вид спорта — регби на колясках, который до этого не был представлен в России. Мы начинали его с нуля, а сейчас в разных городах есть много команд, они даже выезжают за границу на международные соревнования. Если мы продолжим развивать «Картинг без границ» в городах России, то, я верю, добьемся такого же успеха. В Ростовской области наша основная задача — помочь созданию команды, которая будет профессионально заниматься.
Машины возвращаются на финиш, и рассказ прерывается. Следом раздаются гром оваций и восторженные крики. «Даша, спасибо огромное!» — приближается к Дарье Кузнецовой участница и обнимает ее. — «Это было… Это просто… Я больше боялась! Спасибо большое! Я хочу теперь такое в Краснодаре». «Почему я не пробовала это раньше? Эмоции через край», — делится впечатлениями другая, едва успев отдышаться. А художница из Белой Калитвы Анастасия Морозова говорит, что после этого заезда хочет научиться водить:
— Трасса очень крутая, скорость бешеная, на поворотах страшно. Я никогда не водила машину, сбила все, какие можно, шины, но для меня это совершенно новые впечатления. Думаю, здесь страшнее, чем за рулем обычной машины, но так как нет людей и препятствий, чувствуешь себя увереннее.
В конце гонок победителям вручили памятные подарки и кубки, как у самых настоящих гонщиков. Может, уже в скором будущем именно эти люди станут частью ростовской команды по картингу.