Телемедицина лечит от очередей
Самой популярной услугой на базе IT в сфере здравоохранения остается запись на прием к врачам-специалистам. С прошлого года в России действует законодательство, регулирующее применение телемедицинских (базирующихся на взаимодействии между врачами и пациентами в режиме онлайн) услуг. В качестве главной цели развития телемедицины государство называет обеспечение гражданам равных возможностей доступа к качественному медицинскому обслуживанию. Эксперты отмечают, что это также инструмент решения кадровой проблемы. В то же время исследования показывают, что самой популярной телемедицинской услугой остается запись на прием к врачу.
В период с 2019 по 2021 годы Минздрав Ростовской области направит на развитие медицинских информационных систем в донских государственных медицинских учреждениях в общей сложности 2,5 млрд рублей, сообщила в январе нынешнего года глава министерства Татьяна Быковская. В 2018 году на эти цели федеральный и региональный бюджеты выделят 517 млн рублей, пик финансирования придется на следующий год, когда на внедрение цифровых технологий в государственном секторе здравоохранения будет направлено 1,4 млрд рублей.
По данным г-жи Быковской, в настоящее время к Единой государственной системе здравоохранения подключены 188 из 240 лечебных заведений Ростовской области. ЕГИСЗ позволяет формировать федеральные электронные медкарты, передавать данные пациентов между медучреждениями, ФОМС и страховыми компаниями и т. д. Кроме того, система содержит в себе реестр больниц, поликлиник и врачей и позволяет пациенту записаться на прием к конкретному специалисту, для чего необходимо быть зарегистрированным на портале государственных и муниципальных услуг.
— За прошлый год в региональном сегменте ЕГИСЗ было передано более 5 млн сообщений о результатах анализов и обследований, — сообщил N директор ростовского филиала ПАО «Ростелеком» Сергей Алхасов. — Количество записей на прием через регистратуру значительно снизилось, ведь в системе «Госуслуги» на конец прошлого года было зарегистрировано более 70% жителей Ростовской области.
Г-н Алхасов отмечает, что использование информационных систем, в том числе для оказания телемедицинских услуг, позволяет врачам сократить время на работу с документами и больше внимания уделить обслуживанию пациентов. По словам руководителя отдела по связям с общественностью макрорегиона «Юг» Tele2 Дмитрия Ратникова, в среднем консультация в телемедицинском сервисе Doc+ (см. материал на стр. 8) длится 28 минут.
По данным прошлогоднего исследования рынка телемедицины ЮФО, проведенного Сбербанком, наиболее часто с помощью телемедицинских сервисов владельцы полисов «Сбербанк страхование жизни» обращались к врачам общей практики (38% обратившихся), педиатрам (24%), урологам (9%), неврологам (7%) и эндокринологам (6%). Согласно прогнозам аналитиков банка, к 2022 году телемедициной будут пользоваться около 20% жителей России.
Стоит отметить, что, по данным исследования, проведенного в начале нынешнего года сервисом хранения и обработки медицинской информации Ondoc, представители медицинских учреждений ожидают, что их самой популярной услугой на базе информационных технологий в нынешнем году будет онлайн-запись на прием к врачам. Телемедицина же, то есть консультации врачей, оказалась только на втором месте. В телемедицинском сервисе «Онлайн доктор», входящем в число крупнейших площадок по доступу к онлайн-консультациям врачей, не зарегистрировано ни одного специалиста из Ростовской области. В то же время целый ряд донских частных клиник представлен в сервисе DocDoc, единственная функция которого — выбор врача и запись к нему на прием.
По данным Ростовской областной клинической больницы, всеми необходимыми условиями для проведения телемедицинских консультаций располагают 55 лечебных учреждений Ростовской области. Сама РОКБ выступает в качестве координационного центра развития телемедицины в регионе. На ее базе работает Центр медицины катастроф с отделением экстренной и плановой консультативной медицинской помощи, объединяющий 540 врачей 43 специальностей из восьми лечебных учреждений области. Общее количество телемедицинских консультаций, которые оказывают специалисты центра, — более 4 тыс. в год. Более 300 консультаций проводят ежегодно специалисты сосудистого центра РОКБ.
— Мы используем телемедицинские технологии для решения кадровой проблемы, — рассказывал N главный врач медицинского центра «Гиппократ 21 век» (входит в сеть клиник «Гиппократ») Алексей Кузнецов. — Есть два основных направления этой работы: внутренние консультации врачей ростовского центра для сотрудников клиник сети в Новошахтинске, Красном Сулине, Егорлыкской и др. и консультации зарубежных специалистов (из США, Израиля и Турции) для пациентов ростовского МЦ.