Южный Университет (ИУБиП) провел «Урок цифры»
Университет стал площадкой для реализации проекта «Образовательный альянс южной столицы» и провел урок цифры для школьников.
Необходимость создания цифровой образовательной среды обозначена на федеральном уровне Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040. До конца 2022 года в ряде регионов продлится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды и, как результат, обеспечению качественного и доступного образования всех уровней. Создание цифровой образовательной среды — важнейшая задача не только для университетов, но и для школ. Доступность и высокое качество получаемого образования является приоритетом в выборе образовательной площадки. Именно новые технологии и их внедрение в повседневный образовательный процесс может стать стимулом для привлечения наиболее мотивированных, а, значит, и наиболее перспективных абитуриентов.
В Ростове в рамках реализации эксперимента создан Образовательный Альянс Южной Столицы (ОАЮС) — проект по развитию экосистемы образования города. В рамках проекта школьникам предложили «Урок цифры» — всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий, включающий комплекс прикладных и образовательных уроков, разработанных специалистами ведущих технологических компаний: «Яндекса», «Лаборатории Касперского», «1С», «Кодвардса» и Mail.Ru Group, а также Академии искусственного интеллекта благотворительного фонда Сбербанка. Участником проекта стала школа № 97, а площадкой для проведения «Урока цифры» был выбран Южный Университет, располагающий всем необходимым для этого оборудованием и имеющий обширный положительный опыт внедрения передовых технологий в образовательный процесс.
Первой темой стал «Искусственный интеллект в образовании». Это не только Сири и Алиса, с которыми школьники отлично знакомы, но и базовые алгоритмы построения искусственного интеллекта, ключевые понятия и инструменты. Ученикам рассказали о возможностях использования ИИ в работе на примере профессии учителя, а практическая часть включала работу настоящего исследователя данных и создание умного помощника для учителя. Такие уроки несут не только познавательную функцию, но и призваны способствовать развитию цифровых навыков и раннему профессиональному самоопределению. Методические рекомендации и материалы урока прошли экспертизу Министерства просвещения РФ и адаптированы для учащихся разных уровней подготовки.
В соцсетях идет активное обсуждение «Урока цифры» педагогами и родителями. Сама идея знакомства с прикладными цифровыми технологиями пользуется большой популярностью, но очень многие школы столкнулись с теми же сложностями, что и в период самоизоляции в прошлом году — нехватка оборудования, недостаточная подготовка преподавательского состава и низкая скорость интернета. Как рассказал руководитель Академии цифрового развития Южного Университета, к.ф.н., доцент Борис Викторович Мартынов, для успешного освоения таких программ техническая сторона может оказать решающее значение:
— Когда мы говорим о новых технологиях, особенно с детьми, очень важен «вау-эффект». Мы должны показать ребятам то, что их по-настоящему удивит и привлечет внимание, а в наше время это очень непросто. При этом существует заметное цифровое неравенство — у кого-то дома стоит игровой компьютер, а кто-то учебные презентации смотрит на небольшом смартфоне. И чтобы весь класс мог полноценно погрузиться в урок, нужно, чтобы техническая сторона была реализована безупречно. Университет имеет современное и технически прогрессивное оборудование, это повлияло на выбор площадки для проведения мероприятий данного проекта. На базе Южного Университета цифровая образовательная среда — это неотъемлемая часть обучения студентов. Это не только скоростной интернет и современные компьютеры, это вовлеченные профессионалы, готовые ответить на самый каверзный вопрос, это возможность на практике показать школьникам, что игры и соцсети — лишь крошечная часть возможностей цифровых технологий. Именно при совпадении всех условий можно решить главную задачу проекта — дать детям возможность погрузиться в цифровую среду, узнать мир цифры изнутри, попробовать самим стать частью цифрового мира и научиться самостоятельно создавать цифровые сценарии.
Тема искусственного интеллекта стала первой в рамках всероссийского образовательного проекта, рассчитанного на серию цифровых уроков. До конца учебного года планируется представить школьникам уроки о кибербезопасности, разработке игр и приложений.