г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 17:26:10
102.58
107.43

Внеклассный подход

В этом году в образовательном клубе «Маяки света», дающем альтернативную школьной подготовку, появится первая выпускница. С 12 учениками здесь занимаются 8 преподавателей; они формируют учебную программу по собственному усмотрению и уделяют особое внимание развитию творческого потенциала и социализации учеников.

Ростовский клуб «Маяки света» является, по сути, учреждением дополнительного образования, где 12 детей в возрасте от 9 до 14 лет изучают дисциплины школьной программы, кроме физкультуры: для спорта здесь нет места. Занятия проходят в двухкомнатном помещении площадью 36 кв. м. Детей обучают до 9-го класса. К году выпуска они должны определиться с будущей профессией и выбрать школу или лицей с государственной аккредитацией и необходимым профилем старших классов. Формально те, кто занимается в клубе, — ученики общеобразовательных школ, переведенные на семейное обучение. Руководство школ предоставляет материалы для проверочных работ. Их в «Маяках света» пишут несколько раз за четверть, а в конце года все дети проходят государственную аттестацию. По сути, это школьная аттестация, перенесенная на территорию клуба. Сегодня в «Маяках света» преподают 8 человек — школьные учителя и университетские преподаватели. Они формируют учебную программу по своему усмотрению, в меньшей степени ориентируясь на рекомендации Министерства образования. Ежедневно с детьми занимаются по 3 предметам. Занятие по гуманитарным дисциплинам длится 90 минут, на прочие науки отводят 60. Как и в обычной школе, детям дают домашние задания и ставят оценки. К плюсам занятий в клубе его директор Валентина Маркова относит то, что за урок педагог успевает опросить каждого ребенка. Среди учеников есть не только те, кому было трудно учиться по программе в большом классе, но и дети, серьезно занимающиеся творчеством, например музыкой. Из-за репетиций и выступлений им сложно полноценно посещать занятия.

В клубе занимаются в трех группах. В первой — ученики 2-го и 3-го классов, во второй — 5-го и 6-го классов, в третьей — с 7-го по 9-й. Директор клуба объясняет, что среди ребят есть те, кто идет с опережением программы, а есть те, кому сложнее успевать за сверстниками из-за физических недугов или загруженности творческими занятиями.

Занятия в «Маяках света» стоят 7 тыс. руб. в месяц. С момента создания в 2007 году клуб работает как ИП.

— Если мы лицензируем свою деятельность, то автоматически попадем под действие государственной образовательной системы, — рассказывает директор Валентина Маркова. — Программу обучения придется выстраивать в соответствии с утвержденными Минобразования стандартами. По нашему убеждению, они усредняют образование, не оставляют учителям свободы для творчества в образовательном процессе.

Пять лет назад шесть детей из 2–6-х классов стали первыми учениками клуба. Тогда четыре семьи договорились между собой заняться образованием детей самостоятельно. Родители поняли, что их дети стали бояться школы и, как следствие, отставать. Первые занятия клуба проходили в частном доме одной из семей. Главной задачей было избавить детей от комплексов, приобретенных в школе.

Первое время занятия проходили с утра до вечера с перерывом на обед и ежедневными прогулками. Дисциплина соблюдалась, но не строго. Например, допускалось, что дети могут сидеть как угодно и писать чем угодно, перекусить или выпить воды в любой момент. Учитель на тот момент был один — сама Валентина Маркова. Первое время ребята занимались только по предметам, которые им нравились, и без учебников. Например, географию учили по энциклопедиям, картам, глобусам, фильмам и приключенческой литературе. Инициаторы создания клуба также стремились понять, за что дети не любят «нелюбимые» предметы. Самой нелюбимой дисциплиной оказалась математика. Первым заданием по ней было рассчитать количество продуктов на всех и на одну порцию для приготовления обеда, который дети под присмотром учителя готовили сами. По словам г-жи Марковой, постепенно они увлеклись математикой, осознав, где эти знания можно применить.

В этом году «Маяки света» выпустят свою первую ученицу — девятиклассницу Катю Кикель.

— Моя дочь училась в общеобразовательной школе до 5-го класса. В какой-то момент я поняла, что государственная педагогическая система не ориентирована на социальные запросы и природу ребенка, — объясняет Инна Кикель, мама Кати. — Дети непомерно загружены программой, притом что многие знания никогда не пригодятся им в жизни. Кроме того, дочь серьезно занимается танцами. В школе ей было не только сложно, но и неинтересно заниматься, а с учетом репетиций на отдых практически не было времени. С переходом в «Маяки света» она не стала отличницей, но начала учиться с интересом. Сегодня выбирает между училищем культуры и гимназией юных исследователей для дальнейшего образования.

Помимо общего образования организаторы «Маяков света» озадачились и тем, как улучшить коммуникацию между детьми и родителями. Помимо ежемесячных собраний здесь регулярно устраивают мастер-классы последних. Родители обсуждают с учениками особенности своей профессии или хобби, вместе выполняют задания по теме. Нередки и выезды на природу и совместный труд, например уборка Ботанического сада ЮФУ или высадка кустарников. Для детей также устраивают творческие вечера и открытые уроки, на которых предлагают не просто познакомиться с музыкантами, художниками, архитекторами, но и поучаствовать в творческом процессе.

Просмотров: 30843

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Внеклассный подход
Российских работодателей обязали оплачивать наставничество как дополнительную работу. Это здорово! Но еще лучше, если бы финансирование наставничества развивалось не только со стороны заказчиков, но и подрядчиков ― высших и средних учебных заведений.
Образование, наука
Внеклассный подход
Агрохолдинг «Степь» вступил в качестве партнера в федеральную программу профориентации для школьников «Билет в будущее». Программа внедрена во всех российских школах в рамках внеучебной программы. Материалы, подготовленные с помощью ростовской компании, знакомят ребят с профессией агронома и особенностями полевых работ.
Образование, наука
Внеклассный подход
Постдок из Индии Четан Кесвани работает ведущим научным сотрудником в Академии биологии и биотехнологии имени Д. И. Ивановского Южного федерального университета. Его деятельность направлена на повышение плодородия без добавок химических удобрений и пестицидов, а также на оздоровление почвы. Он также возглавляет молодежную лабораторию, считая российских студентов чрезвычайно любознательными.
Образование, наука
Внеклассный подход
Агрохолдинг «Степь» поддержал проект по развитию сообщества «Медиакампус #ДонМолодой». Инициатива реализуется в Ростовской области — базовом регионе присутствия компании. Молодым специалистам в области медиакоммуникаций компания предложила практический кейс в качестве задания, а также практики и стажировки.