Свечение на Некрасовской
Реабилитационно-образовательный центр «СВеЧа» на Западном адаптирует к жизни в семье и обществе десятки детей с задержкой в развитии.
В этом году негосударственный центр лечебной педагогики и социальной терапии «СВеЧа» отмечает 16-летие. Название центра «СВеЧа» — аббревиатура от «С верой в человека». Человека маленького и совершенно особого, ограниченного своим диагнозом. Педагоги и терапевты «СВеЧи» работают с подростками и детьми от 3 лет с диагнозами слабоумия, аутизма, синдрома Дауна и других заболеваний, ведущих к задержке в развитии.
Центр «СВеЧа» появился в частном доме на ул. Некрасовской в 2001 году. С 1996 года до этого времени энтузиасты — педагоги и врачи — работали дома у одного из детей, затем арендовали помещение детсада, полуподвал в центре Ростова и даже спортзал при городском дельфинарии. И параллельно обучались лечебным и образовательным методикам, которые уже давно применяют для детей с задержкой в развитии на Западе и лишь с недавних пор — в России. Сегодня наряду с изучением основ письма и счета в образовательную программу центра входят ритмический массаж, занятия по эвритмии (художественное движение) и хирофонетике (стимуляция речевого развития в процессе массажа). Кроме того, детей обучают рукоделию, музыке и рисованию, а также занимаются с ними в столярной мастерской.
— Лечебная педагогика основана на убеждении, что сущность ребенка при физических отклонениях не повреждается, — объясняет педагог центра Татьяна Недельницина. — Души этих детей здоровы, но им сложно пробиться через тело. Мы помогаем детям научиться управлять телом, а также сосредоточиваться и устанавливать контакт с окружающими.
В том, что с последним у большинства учеников уже нет проблем, убеждаешься, как только попадаешь в старший класс. В нем пять учеников в возрасте от 15 до 18 лет. Завидев незнакомцев, подростки, чуть смущаясь, называют себя по имени и протягивают для рукопожатия ладони. Речь некоторых из них неразборчива, но искренние, слегка застенчивые улыбки с лихвой компенсируют этот нюанс.
День начинается с общего круга: все ученики берутся за руки, приветствуют друг друга, поют песни. Затем обсуждаются планы на день.
В «СВеЧе» учебная неделя длится с понедельника по четверг. По уровню развития и возрасту ребят от 3 до 20 лет распределяют в один из трех классов. Для освоивших всю программу есть класс профориентации, где обучают ремеслам и стараются через приобщение к труду подготовить учеников к взрослой жизни.
Учебный день длится с 8.30 до 14.00. Сначала проходят занятия для развития ритмических способностей, изучение письма и счета, рассказ учителя по теме урока или о грядущем празднике; затем — уроки по искусству и ручному труду.
Развитие координации и чувства ритма считается одной из основных задач лечебной педагогики. Для этих целей в центре есть самый разный инвентарь. Например, в одном из упражнений ученики под ритмичное чтение стихотворения преподавателем передают друг другу по кругу металлические трубки. После — тренировка на сделанных в центре «ходулях» — круглых деревянных платформах с веревками по бокам. Держась за них, ребята сосредоточенно шагают, стараясь попасть в такт. Затем по очереди встают на подвижную платформу. Удержать равновесие под силу не всем.
— Не бойся, — участливо советует товарищу Андрей, крупный улыбчивый мальчик, прошедший «испытание» минуту назад. Его тезка, случайно соскальзывая с оборудования, иронично отмечает: «Промашка!» Становится ясно: здесь нет места жестокости и иерархичности, которые встречаются в обычных школах.
— Сейчас у нас занимаются около 30 детей, — говорит Татьяна Недельницина. — Примерно половина из них обучается индивидуально. Как правило, это малыши, у которых больше шансов на полноценную адаптацию. В моей практике были случаи, когда они поступали в общеобразовательную школу. Кроме того, на индивидуальное обучение мы переводим учеников, действия которых в группе носят разрушительный характер. Такие решения принимаются по истечении 3 месяцев после их прихода. С каждой группой центра работают по 2 преподавателя, а также педагоги по движению, музыке, живописи и врач. Их труд оплачивается из фонда помощи родителей.
В течение многих лет центру помогали коллеги из Европы, они же выделили средства на покупку дома. Но сегодня степень их участия сильно зависит от того, найдутся ли помощники в России. Логика проста: мы помогали на первых порах, а теперь должны убедиться, что учреждение действительно нужно в регионе, где было открыто. Недавно у «СВеЧи» появился серьезный помощник — представитель ростовского бизнеса. С его помощью в центре рассчитывают достроить второй этаж и разместить там большую мастерскую. Но есть и другие задачи, на которые придется дополнительно искать средства. Например, обучение для педагогов (выезды на семинары и конференции для них не редкость) или расходные материалы для костюмов и декораций к праздникам. Последние здесь устраивают регулярно, готовясь очень тщательно. При их подготовке у старших учеников даже есть зоны ответственности. Сейчас, например, старожил центра Роман готовит непременный масленичный атрибут — чучело Зимы. В общем, здесь все устроено как в настоящей большой семье.