г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 22:04:07
102.58
107.43

Как университет учит машиностроителей теории и практике

На корпоративной кафедре Донского государственного технического университета и Новочеркасского электровозостроительного завода развивают программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на сотрудников предприятия, желающих профессионально развиваться в своем деле и расти в должности. Особенность программ — возможность учиться без отрыва от производства и осваивать практико-ориентированные дисциплины, разработанные исходя из потребностей завода. Во время обучения студенты разрабатывают проекты, которые в дальнейшем могут быть внедрены на заводе. N узнал том, как и чему учат на корпоративной кафедре предприятия и университета.

Практические навыки есть у всех сотрудников завода, а вот теории бывает недостаточно. Высшее образование помогает восполнить эти пробелы, говорит начальник бюро обучения и развития персонала Новочеркасского электровозостроительного завода Татьяна Шабаева. Чтобы готовить кадровый резерв для завода, в 2008 году университет совместно с предприятием создали базовую кафедру «Транспортное машиностроение». Доцентами кафедры стали сотрудники завода — начальник центральной заводской лаборатории, заместитель главного технолога, главный металлург и главный сварщик завода. Заведующим кафедрой стал на тот момент генеральный директор завода кандидат технических наук Сергей Подуст. 

— Донской государственный технический университет был заинтересован в стратегическом партнерстве с Новочеркасским электровозостроительным заводом, в расширении образовательных услуг, научно-исследовательской работы, баз практик. Предприятие было заинтересовано в создании кафедры и подготовке высококвалифицированных кадров по направлениям машиностроения, — отмечает доцент кафедры «Транспортное машиностроение» Виктория Юрьева. 

На этапе становления кафедра занималась развитием стратегических коммуникаций  между университетом и предприятием и научной работой. На базе учебного бюро завода была создана программа повышения квалификации для преподавателей университета. Это дало педагогическому составу возможность получить практические знания о новых стандартах, технологиях и оборудовании, применяемых на предприятии. Для студентов вуза сотрудники кафедры проводили экскурсии по производственным площадям завода, говорит Виктория Юрьева: 

— Ребята заходили в цеха, лаборатории, видели рабочие места, которые в будущем могли бы занять, наблюдали, как работает машиностроительное предприятие. У них перед глазами была вся цепочка производства электровоза: от заготовительного производства до сборки. Некоторые студенты после окончания вуза целенаправленно ехали работать на Новочеркасский электровозостроительный завод. Практика выездов на предприятие сохраняется и сейчас. 

В 2013-2014 годах Управление дистанционного обучения и повышения квалификации университета совместно с доцентами кафедры разработало для завода платформу дистанционного обучения и тестирования сотрудников. Ее основой стал электронный банк тестов, разработанный доцентами кафедры. В дополнение к платформе университет создал для предприятия мультимедийную библиотеку «Техмедиа — Машиностроение», в которую вошла база учебных материалов, необходимых для подготовки работников завода к тестированию. 

Затем кафедра открыла программу магистратуры «Инновационные технологии и оборудование комплексов транспортного машиностроения» по направлению «Технологические машины и оборудование».  Кроме того, кафедра начала подготовку бакалавров по направлению «Машиностроение» (профиль «Инновационные технологии и оборудование предприятий транспортного машиностроения»).

Особенность корпоративных учебных программ магистратуры и бакалавриата — наличие практико-ориентированных дисциплин, разработанных исходя из потребностей Новочеркасского электровозостроительного завода. Подготовка специалистов проходит в заочной форме, чтобы у обучающихся была возможность совмещать учебу с работой. Оба направления рассчитаны на сотрудников завода, которые находятся в кадровом резерве предприятия — хотят профессионально расти и рассчитывают в будущем занимать руководящие должности. 

Шанс повышения в должности с получением университетского диплома увеличивается. Если рабочий хочет перейти в разряд мастеров или технологов, высшее образование может ускорить этот процесс. Если специалист пришел на завод мастером, а в дальнейшем хочет вырасти до начальника участка или начальника цеха, ему необходимо техническое образование, говорит Татьяна Шабаева:

— К нам иногда приходят устраиваться ребята, только окончившие школу. Они не обладают нужными компетенциями, у них нет спецобразования. Мы принимаем их на работу. Привлекаем для обучения более опытных сотрудников, наш собственный учебный центр, отдел развития персонала. Как только ребята адаптируются к условиям производства, даем возможность получить высшее образование, говорим: «Если есть желание не останавливаться и расти дальше, мы можем предложить возможность получить высшее образование по специальности в привилегированных условиях». Завод предоставляет возможность ученического отпуска и полноценного погружения в учебный процесс в периоды экзаменационных сессий. Видя некий горизонт роста, сотрудник планирует свой карьерный маршрут и понимает, что высшее образование получать стоит. Иногда руководитель направляет работника получать образование, если видит, что нужно нарастить или дополнить компетенции.

Она рассказывает, что, агитируя специалистов завода получать спецобразование, и сама решила поступить в магистратуру. Сейчас пишет диссертацию по необычной теме — как на производственном предприятии выстроить коммуникацию технарей и гуманитариев: 

— У меня есть педагогическое и экономическое образование, но, так как я работаю на производственном предприятии, технических знаний часто не хватает. Гуманитарию и технарю бывает сложно найти общий язык. Я учусь на втором курсе магистратуры и уже могу общаться со специалистами завода на одном языке, понимаю их терминологию, а они понимают, что от них хочу я.

Среди студентов и выпускников кафедры не только вчера закончившие школу молодые специалисты. Немало и опытных сотрудников. Андрей Жихарев работает на Новочеркасском электровозостроительном заводе более 17 лет. Начинал инженером по наладке и испытаниям, сейчас — главный специалист в отделе главного сварщика. В 2021 году Андрей окончил магистратуру по направлению «Инновационные технологии и оборудование комплексов транспортного машиностроения».

— По первому образованию я электромеханик, но уже много лет работаю в сварочном отделе. Появилась возможность, и я решил получить узкопрофессиональное образование в своей области, приобрести новые навыки, поднять квалификацию. Наиболее ценными были профильные предметы по сварке. Для меня они в процессе учебы стали основными.  Удобно, что можно было учиться заочно, так сказать, без отрыва от производства, многие пары проходили дистанционно по видеосвязи, — говорит Андрей Жихарев.

В качестве выпускных квалификационных работ обучающиеся разрабатывают и представляют проекты по темам, актуальным и необходимым для Новочеркасского электровозостроительного завода. Идеи, предложенные выпускниками, оценивают на защитах руководители завода и вуза. По сложившейся традиции защиты проходят на предприятии. Руководство университета подключается к ним в режиме онлайн. Лучшие проекты в дальнейшем могут быть реализованы в производственном процессе на предприятии.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Образование, наука
В 2022/2023 учебном году ДГТУ запустит программы профессиональной переподготовки студентов в сфере инфокоммуникационных технологий. Проект «Цифровая кафедра» реализуется в рамках программы Минобрнауки России «Приоритет-2030».
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
В Донском государственном аграрном университете организовали корпоративную аудиторию ростовской компании «Аромадон», производящей ингредиенты для мясопродуктов. Ученые, студенты и практики, используя современную технику и профессиональные компьютерные программы, совместно создают рецепты инновационных колбас. Одно из любимых учащимися занятий — дегустация полученных кулинарных новинок.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
Студенты корпоративной кафедры группы компаний «Ростсельмаш» в Донском государственном техническом университете участвуют в рабочих задачах комбайностроительного завода со второго года обучения. После окончания основного курса они могут продолжить обучение в магистратуре Института перспективного машиностроения «Ростсельмаша», который ориентирован на подготовку команд инженеров, способных решать такие задачи, как, например, развитие линейки тракторов и создание дорожно-строительной техники.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
По инициативе факультета «Автоматизация, мехатроника и управление» Донского государственного технического университета были созданы две корпоративные кафедры совместно с компаниями «Авиатест» и «Камоцци Пневматика». Во время обучения в магистратуре студенты выполняют реальные задания предприятий, связанные с разработкой систем автоматизированного контроля и систем приводов. В университете отмечают, что кафедры доказали свою эффективность, и планируют расширять учебные программы и спектр предприятий для сотрудничества.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
В корпоративной аудитории Агрохолдинга «Степь», созданной на площадке Донского государственного аграрного университета, учатся студенты и сотрудники агрохолдинга: студенты узнают о новых технологиях, которые внедряет в своих хозяйствах компания, сдают экзамены и защищают дипломы, а сотрудники проходят курсы переподготовки и повышения квалификации.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
В Азово-Черноморском инженерном институте — филиале Донского государственного аграрного университета — работает корпоративная аудитория сельскохозяйственного закрытого акционерного общества «СКВО». Компания обеспечила студентов направления аграрной инженерии мощными компьютерами и профессиональными программами для конструирования сельскохозяйственных машин.
Просмотров: 2164

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
Российских работодателей обязали оплачивать наставничество как дополнительную работу. Это здорово! Но еще лучше, если бы финансирование наставничества развивалось не только со стороны заказчиков, но и подрядчиков ― высших и средних учебных заведений.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
Агрохолдинг «Степь» вступил в качестве партнера в федеральную программу профориентации для школьников «Билет в будущее». Программа внедрена во всех российских школах в рамках внеучебной программы. Материалы, подготовленные с помощью ростовской компании, знакомят ребят с профессией агронома и особенностями полевых работ.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
Постдок из Индии Четан Кесвани работает ведущим научным сотрудником в Академии биологии и биотехнологии имени Д. И. Ивановского Южного федерального университета. Его деятельность направлена на повышение плодородия без добавок химических удобрений и пестицидов, а также на оздоровление почвы. Он также возглавляет молодежную лабораторию, считая российских студентов чрезвычайно любознательными.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
Агрохолдинг «Степь» поддержал проект по развитию сообщества «Медиакампус #ДонМолодой». Инициатива реализуется в Ростовской области — базовом регионе присутствия компании. Молодым специалистам в области медиакоммуникаций компания предложила практический кейс в качестве задания, а также практики и стажировки.