г. Ростов-на-Дону
21 апреля 2025 20:50:40
81.14
92.22

Как университет учит машиностроителей теории и практике

На корпоративной кафедре Донского государственного технического университета и Новочеркасского электровозостроительного завода развивают программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на сотрудников предприятия, желающих профессионально развиваться в своем деле и расти в должности. Особенность программ — возможность учиться без отрыва от производства и осваивать практико-ориентированные дисциплины, разработанные исходя из потребностей завода. Во время обучения студенты разрабатывают проекты, которые в дальнейшем могут быть внедрены на заводе. N узнал том, как и чему учат на корпоративной кафедре предприятия и университета.

Практические навыки есть у всех сотрудников завода, а вот теории бывает недостаточно. Высшее образование помогает восполнить эти пробелы, говорит начальник бюро обучения и развития персонала Новочеркасского электровозостроительного завода Татьяна Шабаева. Чтобы готовить кадровый резерв для завода, в 2008 году университет совместно с предприятием создали базовую кафедру «Транспортное машиностроение». Доцентами кафедры стали сотрудники завода — начальник центральной заводской лаборатории, заместитель главного технолога, главный металлург и главный сварщик завода. Заведующим кафедрой стал на тот момент генеральный директор завода кандидат технических наук Сергей Подуст. 

— Донской государственный технический университет был заинтересован в стратегическом партнерстве с Новочеркасским электровозостроительным заводом, в расширении образовательных услуг, научно-исследовательской работы, баз практик. Предприятие было заинтересовано в создании кафедры и подготовке высококвалифицированных кадров по направлениям машиностроения, — отмечает доцент кафедры «Транспортное машиностроение» Виктория Юрьева. 

На этапе становления кафедра занималась развитием стратегических коммуникаций  между университетом и предприятием и научной работой. На базе учебного бюро завода была создана программа повышения квалификации для преподавателей университета. Это дало педагогическому составу возможность получить практические знания о новых стандартах, технологиях и оборудовании, применяемых на предприятии. Для студентов вуза сотрудники кафедры проводили экскурсии по производственным площадям завода, говорит Виктория Юрьева: 

— Ребята заходили в цеха, лаборатории, видели рабочие места, которые в будущем могли бы занять, наблюдали, как работает машиностроительное предприятие. У них перед глазами была вся цепочка производства электровоза: от заготовительного производства до сборки. Некоторые студенты после окончания вуза целенаправленно ехали работать на Новочеркасский электровозостроительный завод. Практика выездов на предприятие сохраняется и сейчас. 

В 2013-2014 годах Управление дистанционного обучения и повышения квалификации университета совместно с доцентами кафедры разработало для завода платформу дистанционного обучения и тестирования сотрудников. Ее основой стал электронный банк тестов, разработанный доцентами кафедры. В дополнение к платформе университет создал для предприятия мультимедийную библиотеку «Техмедиа — Машиностроение», в которую вошла база учебных материалов, необходимых для подготовки работников завода к тестированию. 

Затем кафедра открыла программу магистратуры «Инновационные технологии и оборудование комплексов транспортного машиностроения» по направлению «Технологические машины и оборудование».  Кроме того, кафедра начала подготовку бакалавров по направлению «Машиностроение» (профиль «Инновационные технологии и оборудование предприятий транспортного машиностроения»).

Особенность корпоративных учебных программ магистратуры и бакалавриата — наличие практико-ориентированных дисциплин, разработанных исходя из потребностей Новочеркасского электровозостроительного завода. Подготовка специалистов проходит в заочной форме, чтобы у обучающихся была возможность совмещать учебу с работой. Оба направления рассчитаны на сотрудников завода, которые находятся в кадровом резерве предприятия — хотят профессионально расти и рассчитывают в будущем занимать руководящие должности. 

Шанс повышения в должности с получением университетского диплома увеличивается. Если рабочий хочет перейти в разряд мастеров или технологов, высшее образование может ускорить этот процесс. Если специалист пришел на завод мастером, а в дальнейшем хочет вырасти до начальника участка или начальника цеха, ему необходимо техническое образование, говорит Татьяна Шабаева:

— К нам иногда приходят устраиваться ребята, только окончившие школу. Они не обладают нужными компетенциями, у них нет спецобразования. Мы принимаем их на работу. Привлекаем для обучения более опытных сотрудников, наш собственный учебный центр, отдел развития персонала. Как только ребята адаптируются к условиям производства, даем возможность получить высшее образование, говорим: «Если есть желание не останавливаться и расти дальше, мы можем предложить возможность получить высшее образование по специальности в привилегированных условиях». Завод предоставляет возможность ученического отпуска и полноценного погружения в учебный процесс в периоды экзаменационных сессий. Видя некий горизонт роста, сотрудник планирует свой карьерный маршрут и понимает, что высшее образование получать стоит. Иногда руководитель направляет работника получать образование, если видит, что нужно нарастить или дополнить компетенции.

Она рассказывает, что, агитируя специалистов завода получать спецобразование, и сама решила поступить в магистратуру. Сейчас пишет диссертацию по необычной теме — как на производственном предприятии выстроить коммуникацию технарей и гуманитариев: 

— У меня есть педагогическое и экономическое образование, но, так как я работаю на производственном предприятии, технических знаний часто не хватает. Гуманитарию и технарю бывает сложно найти общий язык. Я учусь на втором курсе магистратуры и уже могу общаться со специалистами завода на одном языке, понимаю их терминологию, а они понимают, что от них хочу я.

Среди студентов и выпускников кафедры не только вчера закончившие школу молодые специалисты. Немало и опытных сотрудников. Андрей Жихарев работает на Новочеркасском электровозостроительном заводе более 17 лет. Начинал инженером по наладке и испытаниям, сейчас — главный специалист в отделе главного сварщика. В 2021 году Андрей окончил магистратуру по направлению «Инновационные технологии и оборудование комплексов транспортного машиностроения».

— По первому образованию я электромеханик, но уже много лет работаю в сварочном отделе. Появилась возможность, и я решил получить узкопрофессиональное образование в своей области, приобрести новые навыки, поднять квалификацию. Наиболее ценными были профильные предметы по сварке. Для меня они в процессе учебы стали основными.  Удобно, что можно было учиться заочно, так сказать, без отрыва от производства, многие пары проходили дистанционно по видеосвязи, — говорит Андрей Жихарев.

В качестве выпускных квалификационных работ обучающиеся разрабатывают и представляют проекты по темам, актуальным и необходимым для Новочеркасского электровозостроительного завода. Идеи, предложенные выпускниками, оценивают на защитах руководители завода и вуза. По сложившейся традиции защиты проходят на предприятии. Руководство университета подключается к ним в режиме онлайн. Лучшие проекты в дальнейшем могут быть реализованы в производственном процессе на предприятии.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Образование, наука
В 2022/2023 учебном году ДГТУ запустит программы профессиональной переподготовки студентов в сфере инфокоммуникационных технологий. Проект «Цифровая кафедра» реализуется в рамках программы Минобрнауки России «Приоритет-2030».
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
В Донском государственном аграрном университете организовали корпоративную аудиторию ростовской компании «Аромадон», производящей ингредиенты для мясопродуктов. Ученые, студенты и практики, используя современную технику и профессиональные компьютерные программы, совместно создают рецепты инновационных колбас. Одно из любимых учащимися занятий — дегустация полученных кулинарных новинок.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
Студенты корпоративной кафедры группы компаний «Ростсельмаш» в Донском государственном техническом университете участвуют в рабочих задачах комбайностроительного завода со второго года обучения. После окончания основного курса они могут продолжить обучение в магистратуре Института перспективного машиностроения «Ростсельмаша», который ориентирован на подготовку команд инженеров, способных решать такие задачи, как, например, развитие линейки тракторов и создание дорожно-строительной техники.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
По инициативе факультета «Автоматизация, мехатроника и управление» Донского государственного технического университета были созданы две корпоративные кафедры совместно с компаниями «Авиатест» и «Камоцци Пневматика». Во время обучения в магистратуре студенты выполняют реальные задания предприятий, связанные с разработкой систем автоматизированного контроля и систем приводов. В университете отмечают, что кафедры доказали свою эффективность, и планируют расширять учебные программы и спектр предприятий для сотрудничества.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
В корпоративной аудитории Агрохолдинга «Степь», созданной на площадке Донского государственного аграрного университета, учатся студенты и сотрудники агрохолдинга: студенты узнают о новых технологиях, которые внедряет в своих хозяйствах компания, сдают экзамены и защищают дипломы, а сотрудники проходят курсы переподготовки и повышения квалификации.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
В Азово-Черноморском инженерном институте — филиале Донского государственного аграрного университета — работает корпоративная аудитория сельскохозяйственного закрытого акционерного общества «СКВО». Компания обеспечила студентов направления аграрной инженерии мощными компьютерами и профессиональными программами для конструирования сельскохозяйственных машин.
Просмотров: 2261

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
В Центре истинных ценностей прошла встреча нескольких поколений ученых Дона, организованная банком «Центр-инвест» и Советом молодых ученых и специалистов Ростовской области. На встрече представители старшего и нынешнего поколений поделились опытом и оценкой влияния результатов научных работ на развитие Ростовской области.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
Давний спор о месте, где сформировался индоевропейский праязык, из которого вышли языки большинства европейских и части азиатских народов, как полагают в Южном федеральном университете (ЮФУ), вероятно, близок к завершению. Ясность в этот вопрос внесли исследователи древних геномов.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
День российской науки — хороший повод для анализа роли и потенциала науки в донской экономике на основе данных о комплексном развитии региона и опроса молодых ученых.
Образование, наука
Как университет учит машиностроителей теории и практике
На базе передовой инженерной школы (ПИШ) ЮФУ реализуются проекты, направленные на практическую подготовку специалистов по направлениям, наиболее актуальным для обеспечения технологического суверенитета России. Ряд таких разработок университет представил донским журналистам в ходе пресс-тура в лаборатории ПИШ «Инженерия киберплатформ» в Таганроге.