Как университет учит машиностроителей теории и практике
На корпоративной кафедре Донского государственного технического университета и Новочеркасского электровозостроительного завода развивают программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на сотрудников предприятия, желающих профессионально развиваться в своем деле и расти в должности. Особенность программ — возможность учиться без отрыва от производства и осваивать практико-ориентированные дисциплины, разработанные исходя из потребностей завода. Во время обучения студенты разрабатывают проекты, которые в дальнейшем могут быть внедрены на заводе. N узнал том, как и чему учат на корпоративной кафедре предприятия и университета.
Практические навыки есть у всех сотрудников завода, а вот теории бывает недостаточно. Высшее образование помогает восполнить эти пробелы, говорит начальник бюро обучения и развития персонала Новочеркасского электровозостроительного завода Татьяна Шабаева. Чтобы готовить кадровый резерв для завода, в 2008 году университет совместно с предприятием создали базовую кафедру «Транспортное машиностроение». Доцентами кафедры стали сотрудники завода — начальник центральной заводской лаборатории, заместитель главного технолога, главный металлург и главный сварщик завода. Заведующим кафедрой стал на тот момент генеральный директор завода кандидат технических наук Сергей Подуст.
— Донской государственный технический университет был заинтересован в стратегическом партнерстве с Новочеркасским электровозостроительным заводом, в расширении образовательных услуг, научно-исследовательской работы, баз практик. Предприятие было заинтересовано в создании кафедры и подготовке высококвалифицированных кадров по направлениям машиностроения, — отмечает доцент кафедры «Транспортное машиностроение» Виктория Юрьева.
На этапе становления кафедра занималась развитием стратегических коммуникаций между университетом и предприятием и научной работой. На базе учебного бюро завода была создана программа повышения квалификации для преподавателей университета. Это дало педагогическому составу возможность получить практические знания о новых стандартах, технологиях и оборудовании, применяемых на предприятии. Для студентов вуза сотрудники кафедры проводили экскурсии по производственным площадям завода, говорит Виктория Юрьева:
— Ребята заходили в цеха, лаборатории, видели рабочие места, которые в будущем могли бы занять, наблюдали, как работает машиностроительное предприятие. У них перед глазами была вся цепочка производства электровоза: от заготовительного производства до сборки. Некоторые студенты после окончания вуза целенаправленно ехали работать на Новочеркасский электровозостроительный завод. Практика выездов на предприятие сохраняется и сейчас.
В 2013-2014 годах Управление дистанционного обучения и повышения квалификации университета совместно с доцентами кафедры разработало для завода платформу дистанционного обучения и тестирования сотрудников. Ее основой стал электронный банк тестов, разработанный доцентами кафедры. В дополнение к платформе университет создал для предприятия мультимедийную библиотеку «Техмедиа — Машиностроение», в которую вошла база учебных материалов, необходимых для подготовки работников завода к тестированию.
Затем кафедра открыла программу магистратуры «Инновационные технологии и оборудование комплексов транспортного машиностроения» по направлению «Технологические машины и оборудование». Кроме того, кафедра начала подготовку бакалавров по направлению «Машиностроение» (профиль «Инновационные технологии и оборудование предприятий транспортного машиностроения»).
Особенность корпоративных учебных программ магистратуры и бакалавриата — наличие практико-ориентированных дисциплин, разработанных исходя из потребностей Новочеркасского электровозостроительного завода. Подготовка специалистов проходит в заочной форме, чтобы у обучающихся была возможность совмещать учебу с работой. Оба направления рассчитаны на сотрудников завода, которые находятся в кадровом резерве предприятия — хотят профессионально расти и рассчитывают в будущем занимать руководящие должности.
Шанс повышения в должности с получением университетского диплома увеличивается. Если рабочий хочет перейти в разряд мастеров или технологов, высшее образование может ускорить этот процесс. Если специалист пришел на завод мастером, а в дальнейшем хочет вырасти до начальника участка или начальника цеха, ему необходимо техническое образование, говорит Татьяна Шабаева:
— К нам иногда приходят устраиваться ребята, только окончившие школу. Они не обладают нужными компетенциями, у них нет спецобразования. Мы принимаем их на работу. Привлекаем для обучения более опытных сотрудников, наш собственный учебный центр, отдел развития персонала. Как только ребята адаптируются к условиям производства, даем возможность получить высшее образование, говорим: «Если есть желание не останавливаться и расти дальше, мы можем предложить возможность получить высшее образование по специальности в привилегированных условиях». Завод предоставляет возможность ученического отпуска и полноценного погружения в учебный процесс в периоды экзаменационных сессий. Видя некий горизонт роста, сотрудник планирует свой карьерный маршрут и понимает, что высшее образование получать стоит. Иногда руководитель направляет работника получать образование, если видит, что нужно нарастить или дополнить компетенции.
Она рассказывает, что, агитируя специалистов завода получать спецобразование, и сама решила поступить в магистратуру. Сейчас пишет диссертацию по необычной теме — как на производственном предприятии выстроить коммуникацию технарей и гуманитариев:
— У меня есть педагогическое и экономическое образование, но, так как я работаю на производственном предприятии, технических знаний часто не хватает. Гуманитарию и технарю бывает сложно найти общий язык. Я учусь на втором курсе магистратуры и уже могу общаться со специалистами завода на одном языке, понимаю их терминологию, а они понимают, что от них хочу я.
Среди студентов и выпускников кафедры не только вчера закончившие школу молодые специалисты. Немало и опытных сотрудников. Андрей Жихарев работает на Новочеркасском электровозостроительном заводе более 17 лет. Начинал инженером по наладке и испытаниям, сейчас — главный специалист в отделе главного сварщика. В 2021 году Андрей окончил магистратуру по направлению «Инновационные технологии и оборудование комплексов транспортного машиностроения».
— По первому образованию я электромеханик, но уже много лет работаю в сварочном отделе. Появилась возможность, и я решил получить узкопрофессиональное образование в своей области, приобрести новые навыки, поднять квалификацию. Наиболее ценными были профильные предметы по сварке. Для меня они в процессе учебы стали основными. Удобно, что можно было учиться заочно, так сказать, без отрыва от производства, многие пары проходили дистанционно по видеосвязи, — говорит Андрей Жихарев.
В качестве выпускных квалификационных работ обучающиеся разрабатывают и представляют проекты по темам, актуальным и необходимым для Новочеркасского электровозостроительного завода. Идеи, предложенные выпускниками, оценивают на защитах руководители завода и вуза. По сложившейся традиции защиты проходят на предприятии. Руководство университета подключается к ним в режиме онлайн. Лучшие проекты в дальнейшем могут быть реализованы в производственном процессе на предприятии.