г. Ростов-на-Дону
22 ноября 2024 06:37:26
100.68
106.08

Ирина Толмачева, «Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью», Эксмо, 2011 г.

В представлении большинства рядовых граждан лоббизм связан только с деятельностью крупных корпораций, стремящихся к прибыли и готовых использовать любые средства для достижения своих корыстных целей. Но в истории есть яркие примеры того, что действия лобби производятся не только в интересах конкретных компаний, но и касаются многих участников экономического процесса, влияя таким образом на вектор развития отдельной отрасли или территории. Иллюстрацией того, какую колоссальную роль в жизни целого региона может сыграть правильное или неправильное позиционирование в «верхах», является ситуация, сложившаяся с игорной зоной «Азов-Сити». Не стоит питать иллюзий, что в развитых странах дело обстоит по-другому. Во время финансового кризиса 2008 года из пяти крупнейших инвестиционных банков Уолл-стрит на плаву удержались лишь два: Goldman Sachs и Morgan Stanley. Многие полагают, что они выжили исключительно благодаря крепким связям с влиятельными фигурами в правительстве и ФРС. Примечательно, что министр финансов США Генри Полсон, который как раз и отвечал за борьбу с кризисом, проработал в Goldman Sachs 32 года, из которых восемь лет стоял у его руля.

Крупные корпорации всегда стремятся решать свои задачи в индивидуальном порядке, однако для малого и среднего бизнеса лоббизм является почти единственным легальным методом влияния на деятельность государственных органов. Зачастую именно с этой целью создаются различного рода объединения, способные эффективно отстаивать интересы профессионального сообщества, стимулировать развитие определенного сектора экономики, контролировать соблюдение условий честной конкуренции. Только объединив усилия, бизнес получает возможность устанавливать диалог с представителями власти, принимать участие в разработке законопроектов, инициировать экспертизу принимаемых решений. К сожалению, в настоящее время в нашей стране организаций, имеющих авторитет и ресурсы, чтобы выступать от имени отрасли, — единицы, в том числе по причине отсутствия профессиональных лоббистов.

В этой связи книга «Лоббизм по-русски» будет полезна для студентов и начинающих специалистов, которые хотели бы реализовать себя в этой области. Автор довольно подробно отразила взгляды известных общественных деятелей, пиарщиков и джиарщиков (GR — от government relations) на то, какими качествами должен обладать успешный лоббист и какие требования предъявляет к нему эта деятельность.

Жаль, что, несмотря на обещание приподнять завесу тайны и откровенно рассказать о приемах и тонкостях взаимодействия бизнеса с государственным аппаратом, повествование не захватывает. По крайней мере, так, как это делают остроумные голливудские истории о крупнейших лоббистах British American Tobacco («Здесь курят») и Джеке Абрамоффе («Казино Джек»), сюжеты которых переполнены остроумными параллелями с реальными событиями.

С другой стороны, «жареные» факты лишили бы эту книгу присущей ей академичности. Этот эффект тем более усиливается финальной главой, посвященной профессиональной этике. Герои, интервью с которыми собраны в данной работе, единодушно и категорично заявляют, что коррупция и иные противоправные формы влияния на процесс принятия решений ответственными органами и лицами к лоббизму не имеют никакого отношения. В едином порыве они призывают к цивилизованному лоббизму, рисуя читателю идеальную картину российского лобби. В итоге книга, которая вначале обещает стать источником достоверной и даже документальной информации, оставляет впечатление излишней приглаженности. Возникает вопрос о том, какова на самом деле доля таких «идеальных» лоббистов в отечественном бизнесе. В свете недавних событий, когда градус общественного интереса к теме коррупции оказался чрезвычайно высок, мне не хватило ответов на вопросы: от чего следует избавляться российскому лоббизму и что можно противопоставить недобросовестным методам «продавливания» чьих-то коммерческих интересов?

Андрей Смурыгин, директор ростовского филиала инвестиционной компании «БКС»

Литература для рубрики предоставлена Домом книги

Просмотров: 12141

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Ирина Толмачева, «Лоббизм по-русски. Между бизнесом  и властью», Эксмо, 2011 г.
Постдок из Индии Четан Кесвани работает ведущим научным сотрудником в Академии биологии и биотехнологии имени Д. И. Ивановского Южного федерального университета. Его деятельность направлена на повышение плодородия без добавок химических удобрений и пестицидов, а также на оздоровление почвы. Он также возглавляет молодежную лабораторию, считая российских студентов чрезвычайно любознательными.
Образование, наука
Ирина Толмачева, «Лоббизм по-русски. Между бизнесом  и властью», Эксмо, 2011 г.
Агрохолдинг «Степь» поддержал проект по развитию сообщества «Медиакампус #ДонМолодой». Инициатива реализуется в Ростовской области — базовом регионе присутствия компании. Молодым специалистам в области медиакоммуникаций компания предложила практический кейс в качестве задания, а также практики и стажировки.
Образование, наука
Ирина Толмачева, «Лоббизм по-русски. Между бизнесом  и властью», Эксмо, 2011 г.
Иранка Тариголизаде Сарие работает старшим научным сотрудником в академии биологии и биотехнологии имени Д.И. Иваницкого Южного федерального университета. Она кандидат биологических наук. Вместе с российскими учеными она изучает тайны системы почва-растение.
Образование, наука
Ирина Толмачева, «Лоббизм по-русски. Между бизнесом  и властью», Эксмо, 2011 г.
Серб Марко Петкович, PhD, доцент, начальник департамента пищевых технологий университета в городе Чачак ведет совместную научную деятельность с факультетами Автоматизации, мехатроники и управления и Агропромышленным Донского государственного технического университета. Российские ученые превращают его идеи в управляющие программы для установок по сушке продуктов питания.