«Преимущество «Почты России» — наибольшее число отделений»
По словам директора макрорегиона «Южный» «Почты России» Андрея Ершова, в этом году ростовская почта значительно расширила сотрудничество с интернет-магазинами и маркетплейсами.
Ростовское управление «Почты России» за восемь месяцев этого года увеличило объем доставки товаров для интернет-магазинов и маркетплейсов примерно на 70%, конкурируя с крупными игроками рынка. Привлекать новых партнеров из сферы онлайн-торговли удается разветвленной сетью отделений и развитием доставки.
N: — В последнее время «Почта России» начала активно продвигать услуги для бизнеса. Какие направления наиболее успешны в Ростовской области?
А.Е.: — «Почта России» активно предлагает свои услуги интернет-магазинам и маркетплейсам и расширяет круг клиентов в регионе. Для бизнеса востребован полный спектр услуг, предоставляемый нашей компанией: отправка посылок, курьерские услуги, экспресс-отправления. Клиент может выбрать для себя комфортный вариант доставки в зависимости от срочности и цены. В то же время популярны и традиционные почтовые сервисы, которыми активно пользуются государственные структуры. Например, ГИБДД, налоговая служба, суды и т. д., массово отправляющие заказные письма гражданам.
N: — Насколько развита доставка для интернет-магазинов и маркетплейсов в Ростовской области?
А.Е.: — Это стабильно развивающееся направление. За восемь месяцев этого года объем доставки товаров для интернет-магазинов вырос примерно на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В начале года мы столкнулись с такой проблемой, как закрытые границы и невозможность получения посылок из-за рубежа. Понадобилось время, чтобы наладить альтернативные каналы доставки — ситуация с экспортными отправками стабилизировалась к середине мая. Это был трудный период для всех логистических компаний. Почта работает как с известными международными площадками — «АлиЭкспресс», так и с российскими. В частности, в текущем году начали оказывать услуги доставки товаров для пользователей «Авито». Теперь в любом отделении почтовой связи Ростовской области можно отправить и получить покупки с «Авито». Также мы значительно ускорили процесс начала сотрудничества: теперь новым клиентам для подключения к услугам «Почты России» достаточно заполнить форму через сайт otpravka.pochta.ru или в личном кабинете на маркетплейсах.
N: — Однако для получения посылки им все равно надо идти в почтовое отделение и стоять в очереди?
А.Е.: — Не обязательно, есть услуга курьерской доставки, которая оформляется дистанционно в мобильном приложении «Почты России». В последнее время мы многое сделали для улучшения сервиса в почтовых отделениях — работа в наших отделениях постоянно автоматизируется. Если клиент не хочет тратить время на ожидание, то в мобильном приложении удобно, а главное, доступно и понятно показано, где находится ближайшее отделение связи, можно увидеть динамику наплыва клиентов в разное время рабочего дня, а также предварительно записаться на конкретное время для посещения отделения связи — мобильное приложение предложит возможные варианты. Придя в указанное время, клиента обслужат вне очереди в выделенном операционном окне.
«Почта России» — это уже не прежняя госкомпания, она прошла акционирование и работает на высококонкурентном рынке. Мы с нашими конкурентами оказываем похожие услуги, но у «Почты России» есть серьезное преимущество — наибольшее количество отделений по всей стране. Разветвленная сеть, причем не только в крупных городах, как у конкурентов, но и в области. За счет этого мы доставляем посылки по небольшой цене в глубинку. Это одно из главных наших преимуществ в работе с интернет-магазинами и маркетплейсами. Всего в Ростовской области 1127 отделений почтовой связи, из них 834 в сельской местности.
N: — Как разветвленная сеть отделений сказывается на рентабельности?
А.Е.: — Конечно, некоторые отделения в глубинке малоприбыльные. Однако мы находим пути для повышения эффективности работы в таких местах. Мне не раз доводилось наблюдать, как в селах люди собираются в почтовых отделениях, поскольку это единственное место, куда они могут прийти и пообщаться, своеобразные центры притяжения. А зарплаты работников в таких отделениях нередко самые высокие в этой местности. Мы используем востребованность этих точек у сельского населения: помимо почтовых сервисов и возможности оплаты коммунальных услуг предлагаем клиентам товары народного потребления.
N: — В городах таких проблем нет?
А.Е.: — В городах «Почта России» ближе к клиенту. Например, мы заметили, что в Таганроге с появлением новых микрорайонов поменялись пешеходные потоки. И почтовые отделения стали открываться в новых жилых районах, чтобы клиенты могли воспользоваться услугами рядом с домом. Почта в Ростовской области постоянно работает над улучшением качества доставки. Так, недавно в УФПС поступило 24 машины специально для курьерской доставки. Помимо развития собственного автомобильного парка мы привлекаем на сдельную работу автовладельцев. Курьерская доставка сейчас востребована у населения региона, поэтому сторонние водители со своим транспортом также активно развозят посылки.
N: — В этом году ваш филиал заключил контракты в основном на поставку марок и конвертов. Одновременно «Почта России» доставляет электронные заказные письма. Какие отправления преобладают в Ростовской области?
А.Е.: — Марки и конверты — это наш профиль. Несмотря на развитие технологий, бумажные письма продолжают отправлять в огромных количествах. Наряду с этим мы предлагаем услугу электронного заказного письма: оно доставляется по электронной почте или в мобильном приложении, время и дата доставки фиксируются. Для этого получатель и отправитель должны быть зарегистрированы на сайте «Госуслуги». Если получатель там не зарегистрирован, мы распечатаем текст и выполним услугу в традиционном бумажном виде. Электронные заказные письма имеют такую же юридическую силу, как и бумажные. При этом замена бумажных писем на электронные ощутимо помогла снизить нагрузку в почтовых отделениях на всей территории региона. Поэтому бумажные и электронные письма не конкурируют между собой.
N: — Хотела бы затронуть тему зарубежных отправлений. По моим наблюдениям, по территории России посылка или письмо идет без проволочек, ее путь отслеживается на сайте. За границей могут возникнуть некоторые проблемы со сроками их доставки, получением, целостностью упаковки. Чем это объясняется?
А.Е.: — «Почта России» отвечает за доставку отправления, пока оно не будет передано в страну назначения. При этом при пересылке могут быть задействованы подрядные организации, так что в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Кроме того, скорость доставки зависит от выбранного тарифа. Например, письмо с маркой авиадоставки будет отправлено быстро, если же оплачена наземная доставка, то оператор подбирает выгодный для отправления маршрут, он может быть не прямым или же будет ожидать попутного транспорта. Любое отправление в зависимости от выбранного способа доставки и пункта назначения имеет свои сроки выполнения услуги.
N: — Насколько увеличилось число корпоративных клиентов в Ростовской области за этот год? Какую прибавку к выручке они дают?
А.Е.: — Численность корпоративных клиентов постоянно увеличивается. Всего к услугам «Почты России» в Ростовской области подключено около 4000 клиентов. По итогам 8 месяцев выручка от сотрудничества с ними выросла к аналогичному периоду прошлого года на 6,2%. Одними из основных корпоративных клиентов «Почты России» на Дону являются ГИБДД, Пенсионный фонд, Налоговая инспекция, «Газпром», ТНС.
Пандемия подтолкнула людей активнее пользоваться интернет-магазинами и маркетплейсами, надеюсь, что эта тенденция будет в будущем только усиливаться. Прирост клиентской базы в commerce-сегменте составил 14% и на текущий момент насчитывает около 1000 клиентов — юридических лиц в Ростовской области.
N: — Каков ежегодный объем инвестиций, направляемый вашим филиалом в развитие услуг для бизнеса? На что в основном идут расходы?
А.Е.: — Мы ремонтируем отделения, обновляем автопарк, организуем новые современные участки курьерской доставки. В этом году пандемия коронавируса внесла корректировки, и мы в кратчайшие сроки снабдили своих сотрудников масками, перчатками, антисептиками. Реализуем проект «Доступная среда» в отделениях почтовой связи.
Справка
В состав УФПС Ростовской области входят 19 почтамтов, автобаза и сортировочный центр. На территории региона работают 1127 отделений почтовой связи (из них 834 — в сельской местности). УФПС Ростовской области является крупнейшим работодателем Дона, на предприятии трудятся около 10 000 сотрудников, в том числе 4251 почтальон, более 1500 операторов почтовой связи, и более 550 водителей. У «Почты России» в регионе действует 6 модульных зданий по предоставлению услуг (МОПС), а также 5 передвижных отделений почтовой связи (ПОПС). На территории Ростовской области проложено 254 автомобильных почтовых маршрута общей протяженностью более 44 тыс. км. Автопарк управления насчитывает 414 единиц подвижного состава.
Андрей Николаевич Ершов родился 24 ноября 1974 года. До прихода в «Почту России» работал в компаниях «Марс», «МТС», «Билайн». 2 сентября 2019 года заступил на должность директора макрорегиона «Южный» «Почты России». Ранее он руководил УФПС Тюменской области.