«Небольшое сокращение количества посетителей объясняется ситуацией на рынке в целом»
Ирина Солдаева, директор магазина «ИКЕА Ростов-на-Дону», и Михаил Латкин, управляющий «МЕГОЙ Ростов-на-Дону», рассказали об итогах работы в 2017 году. Среди 14 магазинов «ИКЕА» в России ростовский по выручке — на 10-м месте. В то же время «МЕГА Ростов-на-Дону» на сегодня является одним из региональных лидеров по продажам (место не уточняется) среди других ТЦ «МЕГА» в стране.
По итогам 2017 года продажи «ИКЕА» в Ростове сократились, как и в целом у ГК «ИКЕА» по России, на 10% по сравнению с предыдущим годом, в «МЕГЕ Ростов-на-Дону» фиксируют рост оборота арендаторов на 2%.
N: — По итогам 2017 года продажи ГК «ИКЕА» в России сократились, составив 90% от итогов 2016 года, показатели Ростовского проекта совпадают с общероссийскими?
И.С.: — Мы не раскрываем детальные финансовые показатели на уровне подразделений. Розничные продажи магазина «ИКЕА Ростов-на-Дону» сравнимы с продажами на уровне страны: они составили около 90% от показателей прошлого года.
N: — Каковы результаты «МЕГИ»?
М.Л.: — Данные по выручке мы не раскрываем, но можем отметить, что оборот арендаторов в 2017 году вырос на 2%.
N: — Назовите основные факторы, повлиявшие на динамику выручки.
И.С.: — Основным фактором сокращения выручки магазина стало снижение покупательской активности и, как следствие, снижение продаж. Тем не менее мы проделали большую работу по оптимизации расходной части бюджета, которая позволила нам нивелировать влияние негативных факторов. К 2017 году мы перевели 80% магазина «ИКЕА Ростов-на-Дону» на светодиодное освещение, которое позволяет нам экономить электроэнергию в среднем на 30–40% по сравнению с использованием люминесцентных (энергосберегающих) ламп.
Кроме того, в прошлом году мы сфокусировались на сортировке мусора, а именно фракции пластика и пленки ПВХ. Это позволило нам сократить расходы на вывоз мусора ТБО.
Нам удалось сократить количество командировок, заменив их Skype-конференциями. Это позволило нам снизить командировочные расходы на 35% по сравнению с 2016 годом.
М.Л.: — В основе положительной динамики выручки «МЕГИ» лежат долгосрочные отношения с партнерами. Тесное взаимодействие с ретейлерами и создание интересного предложения для наших посетителей позволяют продолжать успешное развитие.
N: — Рост курсов валют заставил «ИКЕЮ» поднять цены. Какие меры принимает «ИКЕА», чтобы наращивать объемы продаж в такой непростой ситуации?
И.С.: — Ситуация на рынке привела к снижению покупательского спроса. Для того чтобы по-прежнему оставаться доступными для многих людей в России, «ИКЕА» начала кампанию «Теперь цена ниже», объявив о долгосрочном снижении цен. Пересмотр ценового предложения стал возможен благодаря активной инвестиционной политике в сочетании с развитием производственно-сбытовой цепочки в России. Такая комбинация позволяет оптимизировать расходы и предлагать российским покупателям качественные товары для обустройства дома по более доступным ценам. В январе 2017 года цены в российских магазинах «ИКЕА» были снижены более чем на 1800 артикулов. В среднем снижение составило 15–20%, при этом ряд товаров подешевел на 40%. В феврале 2018 года мы продолжили снижать цены, охватив еще 400 артикулов из востребованных покупателями серий — гардеробы «ПАКС», кухни «МЕТОД», системы для хранения «АЛЬГОТ» и так далее. Цены были снижены в среднем на 15–30%.
Кроме того, в апреле 2017 года компания «ИКЕА» запустила интернет-магазин, в конце мая этого же года к зоне обслуживания присоединился магазин «ИКЕА Ростов-на-Дону». С момента старта продаж в интернет-магазине было представлено около 10 тыс. артикулов, включая наиболее популярную мебель и аксессуары. В настоящее время для покупки онлайн доступны уже 21 тыс. артикулов с доставкой в Ростов-на Дону, Аксай, Батайск, Таганрог и другие города области. В настоящий момент мы работаем над улучшением процесса покупки онлайн и расширением территории покрытия.
N: — Изменились ли в кризис доходы арендаторов «МЕГИ», каким образом? Пришлось ли «МЕГЕ» под влиянием кризиса менять состав арендаторов и в какую сторону?
М.Л.: — Торговый центр — это живой организм, в котором регулярно изменяется качественный и количественный набор арендаторов, что обусловлено истечением срока действующих договоров аренды, появляющимися новыми концепциями, позволяющими предложить нашим гостям наиболее актуальные товары и услуги. Наш уровень вакантных площадей остается низким и составляет 0,1%, при этом в среднем по рынку города он выше. Также надо отметить, что с 2009 года мы полностью перешли на рублевые договоры аренды, что обеспечивает большую стабильность для наших арендаторов. В прошедшем финансовом году к нам присоединились такие бренды, как Isabel Garcia, Tom Tailor, Ralf Ringer и другие. Весной мы ожидаем масштабное открытие магазина Uniqlo.
N: — На каком месте по выручке «ИКЕА Ростов-на-Дону» среди всех магазинов в России?
И.С.: — «ИКЕА Ростов-на-Дону» находится на 10-м месте среди 14 магазинов, за нашим магазином следуют Нижний Новгород, Самара, Уфа и Омск.
М.Л.: — «МЕГА Ростов-на-Дону» является одним из региональных лидеров по продажам и имеет один из самых низких уровней вакантных площадей среди других торговых центров «МЕГА».
N: — Какой проект по итогам 2017 года в Ростовской области принес больше выручки, какой — больше прибыли, «ИКЕА» или «МЕГА»? Если сравнивать финансовые показатели обоих проектов, какой из них более доходный?
И.С.: — Мы не готовы раскрывать детальные финансовые показатели на уровне подразделений. Кроме того, нам кажется не совсем правильным сравнивать показатели магазина «ИКЕА» и торгового центра «МЕГА» — мы работаем в разных сферах, на основе разных бизнес-моделей.
N: — По вашим наблюдениям, какова была динамика трафика в ростовском ТРЦ в 2017 году? Трафики «ИКЕИ» и «МЕГИ» совпадают?
И.С.: — В целом динамика трафика сов¬падала. Небольшое сокращение количества посетителей объясняется ситуацией на рынке в целом.
N: — Какие усилия предпринимаете, чтобы нарастить трафик?
И.С.: — Хотя на уровне покупательской активности наблюдается спад, наши посетители как никогда нуждаются в новых впечатлениях, местах для приятного времяпрепровождения. Поэтому мы стремимся не только создавать комфортные условия для совершения покупок, но и быть интересным местом для проведения досуга, встреч с друзьями. На втором этаже ресторана «ИКЕА» мы открыли «Свободную кухню» — это полностью оборудованная кухня, которую можно забронировать абсолютно бесплатно и прийти с друзьями, чтобы отпраздновать какое-либо событие или просто провести время вместе, готовя любимые блюда. Это новый формат для ростовского рынка, но уже сейчас мы видим большой интерес со стороны посетителей. Мы помним и о наших маленьких гостях. В период с апреля по ноябрь 2017 года совместно с «МЕГОЙ» мы открыли на территории «МЕГИ» выставку, посвященную различным аспектам экологии (экономия электроэнергии, воды; идеи для сортировки мусора и т. д.). На базе этой выставки мы организовали детскую экологическую школу.
Решающим фактором для похода в магазин и принятия решения о покупке сейчас часто оказывается стоимость товара. Упомянутое снижение цен не являлось временной маркетинговой акцией, это было долгосрочное изменение. Кампания «Теперь цена ниже» помогла нам привлечь покупателей и удержать посещаемость магазина на среднегодовом уровне. Конечно, большой популярностью среди покупателей традиционно пользуются зимняя и летняя распродажи. Показатели посещаемости в январе и июле демонстрируют прирост к сравнимому периоду предыдущего года.
Кроме того, мы активно работаем с клубом лояльности IKEA FAMILY, постоянно предлагая нашим покупателям привлекательные акции и интересные мероприятия.
М.Л.: — Для того чтобы детям было интересно, а родителям комфортно, в «МЕГЕ» ежедневно работает Детский клуб: аниматоры, клоуны, школа фигурного катания, выступления на сцене — все это не даст детям заскучать. Все занятия в Детском клубе бесплатные. А в преддверии Нового года совместно с фондом «Старость в радость» «МЕГА» провела социальную благотворительную акцию, с помощью которой более 1300 подопечных фонда — одиноких пожилых людей получили подарки.
На мероприятия в «МЕГЕ» приходят тысячи людей, например во время празднования по поводу десятилетия «МЕГИ», проходившего с 20 по 26 ноября, «МЕГУ» посетили 300 тыс. человек. Посещаемость «МЕГИ» в праздничную неделю составила +6% относительно того же периода в предыдущем календарном году, а арендаторы отметили положительную динамику продаж.
N: — Есть ли у «ИКЕИ» и «МЕГИ» в Рос¬тове инвестпрограмма на ближайшие годы, каковы ее основные статьи?
М.Л.: — Торговый центр постоянно инвес¬тирует в свое развитие. В декабре 2016 года площадь «МЕГИ» была расширена за счет строительства Сервисной галереи, что дало нам возможность увеличить предложение данной категории, открыв более 15 арендаторов, предоставляющих различные повседневные услуги, в числе которых химчистка, салон красоты, магазин оптики, МФЦ и т. д.
На данный момент ведутся работы по завершению устройства сквера площадью почти 2 гектара перед главным входом в торговый центр. На территории сквера будут организованы спортивные и детские площадки и зоны отдыха. Прогуляться по скверу можно уже и сейчас. В полном формате наши посетители смогут им насладиться начиная с мая этого года. В ближайшие годы нами запланировано дальнейшее развитие этого проекта.
«МЕГА» инвестирует значительные средства в проекты, направленные на оптимизацию ресурсопотребления здания. Так, например, благодаря плановой замене оборудования и гибкому подходу к организации системы освещения в 2017 году нами потреблено на 1 МВт.ч час меньше электроэнергии, чем в 2016-м, а общее электропотребление торгового центра в 2017 году по сравнению с 2008 годом меньше на 10 МВт.ч.
N: — Кого вы считаете своим конкурентом в Ростовской области? В чем ваши преимущества?
И.С.: — Наши основные конкуренты — это международные ретейлеры Leroy Merlin, Auchan, Castorama, из ростовских компаний — «ХДМ ЮГ». Мебельный гипермаркет Hoff также является одним из наших основных конкурентов. В то же время наше предложение уникально, мы конкурируем только по отдельным категориям товаров. Нашим основным конкурентным преимуществом являются продуманные и функциональные решения для дома. Перед созданием любого интерьера в магазине мы берем жизненную историю людей, учитывая количество людей в семье, их уровень дохода, хобби, потребности в хранении вещей. Мы также анализируем планировки квартир и домов в Ростовском регионе.
Уникальность нашего ассортимента еще и в том, что все наши аксессуары разрабатываются в координации с мебелью: например, контейнеры для хранения подходят к стеллажам и шкафам и так далее.
Еще одним конкурентным преимуществом является лояльная политика обмена и возврата товаров: если товар «ИКЕА» чем-то не устроил, вернуть его можно в течение года.
М.Л.: — Мы соревнуемся за время посетителя не только с торговыми центрами, но и с общественными пространствами — парками, образовательными пространствами, спортивными центрами и другими местами для общения, отдыха и развлечений. «МЕГА» предлагает своим гостям широкий выбор интересных брендов, множество возможностей для отдыха с семьей и друзьями.
N: — Какие товары для магазина «ИКЕА» производятся в Ростовской области?
И.С.: — Мы работаем с компанией из Ростовской области, которая поставляет для нас текстиль для ванной комнаты: банные полотенца «ФРЭЙЕН», купальные халаты «КРУСОН», а также кухонные полотенца «АННСОФИ». По нашим внутренним корпоративным правилами мы не можем раскрывать названия предприятий-поставщиков. (Ранее N сообщал о сотрудничестве производителя текстиля и махровых изделий «ДМ-Текстиль» с «ИКЕА». — N).
N: — Какие товары и услуги ваш ТРЦ закупает в Ростовской области, довольны ли вы их качеством?
М.Л.: — Мы всегда стремимся работать с локальными поставщиками, например в рамках реализации проекта замены освещения торгового центра на светодиодное светильники, закупаемые и устанавливаемые в «МЕГЕ», изготавливаются на производстве, расположенном буквально в часе езды от нашего центра. Также у нас представлено 17 локальных брендов, например практически вся сервисная зона представлена локальными концепциями.
N: — Каков штат «ИКЕА» и «МЕГА» в Аксае?
И.С.: — В штат магазина «ИКЕА Ростов-на-Дону» входит около 340 человек. Услуги доставки, сборки, уборки и охраны обеспечиваются сотрудниками внешних компаний.
М.Л.: — Команда торгового центра состоит из 30 сотрудников.
N: — Каких специалистов вам не хватает? Каким способом вы решаете вопрос с нехваткой специалистов?
И.С.: — Наша кадровая политика заключается в предоставлении каждому возможности расти и развиваться, и соискатели могут попробовать себя в компании в разных ролях, даже не имея специального образования. В процессе собеседования мы в первую очередь обращаем внимание на то, насколько кандидат соответствует нашим ценностям, это позволяет нам сохранить нашу внутреннюю корпоративную культуру.
М.Л.: — Более трети сотрудников администрации торгового центра работают в «МЕГЕ» с момента ее открытия. Многие сотрудники, достигнув определенных результатов в нашем регионе, имеют возможность продолжить свою карьеру как в других регионах России, так и за границей.