Мазутный терминал продают вместе с долгами
Сбербанк и его структура — «Сбербанк Капитал» выставили на торги через Русский аукционный дом 100% долей ООО «Курганнефтепродукт» и права требования к нему. «Курганнефтепродукт» управляет Таганрогским мазутным терминалом (ТМТ) и владеет 100% долей ООО «ТМТ», которому принадлежит имущество терминала. Начальная цена торгов — 1,642 млрд рублей. По мнению эксперта, бизнес по продаже нефти и нефтепродуктов, особенно на экспорт, сегодня очень привлекателен, хотя потенциальных покупателей может отпугнуть то, что продается не терминал, а его владелец, обремененный долгами.
Русский аукционный дом (РАД) объявил об аукционе на продажу одним лотом 100% долей в уставном капитале ООО «Курганнефтепродукт» и права на требование задолженности с этого общества. Продавцами выступают Сбербанк, «Сбербанк Капитал» и физлицо Андрей Соголов. «Курганнефтепродукт» ценен тем, что осуществляет управление Таганрогским мазутным терминалом мощностью перевалки 1 млн тонн в год и владеет 100% долей ООО «ТМТ», которому принадлежит имущество терминала. По состоянию на март 2013 года активы «Курганнефтепродукта» составляли 1,8 млрд рублей. Активы ТМТ — 638 млн рублей. По данным сайта РАД, начальная цена лота — 1,642 млрд рублей (НДС не облагается), причем основную часть в них (1,64 млрд) составляют права требования. Аукцион состоится 30 августа.
«Сбербанк Капитал» купил мазутный терминал в конце 2010 года у зернотрейдера VALARS Group. Источники, близкие к сделке, тогда сообщали N, что таким образом произошла конвертация долга зернотрейдера перед банком (подробнее см. N, № 903).
В 2010 году N сообщал о том, что потенциальными претендентами на покупку могли бы быть ОАО «Таганрогский морской торговый порт» (ТМТП, входит в United Cargo Logistic Holding Владимира Лисина) и ГК «Азово-Донское пароходство» (АДП). Представитель АДП тогда же заявил, что пароходство актив вряд ли заинтересует — у АДП нет судов, работающих с наливными грузами, а кроме того, все инвестиции компании направлены на Ростовский универсальный порт. Зато представитель UCL Holding говорил, что в целом терминал представляет для компании интерес ввиду географического соседства территории терминала с ТМТП. На минувшей неделе представитель UCL Port (входит в UCL Holding) сообщил N: «Мы внимательно изучим характеристики терминала и условия его продажи, а после этого сформулируем свою позицию по поводу участия или неучастия в аукционе».
Гендиректор ЗАО «Азовпродукт» (терминал по перевалке нефтепродуктов мощностью 600 тыс. — 1 млн т в год) Владимир Ищенко ранее сообщал N, что без работы мазутные терминалы в области не стоят. Оценивая ТМТ, он говорил, что этот терминал сопоставим с терминалом его компании, который обошелся в 30 млн евро.
— Бизнес по продаже нефти и нефтепродуктов, особенно на экспорт, является очень привлекательным с финансовой точки зрения, и многие хотели бы владеть таким активом, как ТМТ. Но непонятно, почему продается не Таганрогский мазутный терминал, а «Курганнефтепродукт», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Учитывая то обстоятельство, что большую часть цены составляет стоимость прав требования, не факт, что будет много желающих приобрести именно «Курганнефтепродукт» из-за возникающих вопросов по структуре денежных потоков этого предприятия. Если компания работала и зарабатывала деньги, в том числе и путем эксплуатации Таганрогского мазутного терминала, то куда эти деньги девались? Каким образом накопился такой большой долг перед Сбербанком? Почему Сбербанк не истребовал эти деньги по суду? Почему в отношении «Курганнефтепродукта» не была введена процедура банкротства? В настоящее время вопросов пока больше, чем ответов, и это может затормозить продажу «Курганнефтепродукта». Вот если бы продавался отдельно сам мазутный терминал, то в этом случае интерес инвесторов мог бы быть выше.