г. Ростов-на-Дону
24 сентября 2020 10:51:59

На 10-ГПЗ запущена процедура ликвидации

Одно из старейших предприятий Ростова — подшипниковый завод ОАО «10-ГПЗ» — ликвидируется. Руководство не комментирует причины закрытия. По мнению источника N, оно связано с сокращением сбыта из-за потери крупного покупателя — ПАО «КамАЗ». Эксперт рынка считает, что к закрытию предприятие могло привести существенное увеличение объема импортируемой продукции по более привлекательным ценам и снижение конкурентоспособности отечественной продукции. Закрытие предприятия ставит вопрос о трудоустройстве 375 человек. Источник на заводе подчеркнул, что компания выполнит свои обязательства перед сотрудниками в связи с их сокращением.
На 10-ГПЗ запущена процедура ликвидации
Единственный акционер завода по производству подшипников ОАО «10-ГПЗ» 28 февраля принял решение о ликвидации общества, в середине марта оно было зарегистрировано в ЕГРЮЛ. Срок ликвидации — 6 месяцев с момента принятия решения, об этом есть информация в ЕФРСБ.

В течение трех последних недель запросы N вначале к гендиректору «10-ГПЗ» Игорю Соловьеву, затем к назначенному ликвидатору Дмитрию Михайлову остались без ответа. Источник на заводе подтвердил, что производство подшипников в Ростове закрывается. По его словам, компания планирует выполнить все обязательства перед работниками в связи с их сокращением. Он подчеркнул, что совместно с городской администрацией подготовлен план мероприятий по содействию их занятости.

По данным областного правительства, на заводе работает 375 человек. В городской администрации подтвердили информацию о закрытии предприятия, от других комментариев на прошлой неделе воздержались.

Источник N, знакомый с ситуацией на «10-ГПЗ» сообщил, что решение о прекращении деятельности собственник принял неожиданно: «В 2019 году собственник инвестировал в «10-ГПЗ» 100 млн рублей, в том числе в обновление оборудования, никто не был готов к такому повороту событий». По его данным, решающим фактором стала потеря крупного покупателя, ПАО «КамАЗ»: в 2019 году завод перешел на блочную сборку, блоки с подшипниками ему поставляет контрагент, который не сотрудничает с «10-ГПЗ».

На минувшей неделе на КамАЗе не ответили на запрос N с просьбой подтвердить эту информацию.

Десятый подшипниковый завод — одно из старейших предприятий региона (см. справку), в советское время — одно из крупнейших. В новое время дела у предприятия шли не так хорошо. Несколько лет назад собственник уже ставил вопрос о целесообразности функционирования завода, об этом в интервью N рассказывал тогдашний гендиректор завода Александр Кузнецов. По его словам, в 2015 году «стояла задача обозначить право на дальнейшее существование завода. Выручка компании в 2014 году составляла 692,9 млн рублей, чистый убыток — 25,5 млн рублей. Начало 2015 года было очень проблематичным, завод работал неполную рабочую неделю, показывал операционные убытки, была задолженность по налогам и небольшие задержки зарплаты. Но в итоге год был успешным. Мы получили чистую прибыль в размере 73,4 млн рублей, выручка составила 577,7 млн рублей. К концу года мы расплатились по долгам... Нам помогла девальвация рубля. Это повлияло на изменение структуры себестоимости производства, появились конкурентные преимущества по отношению к зарубежным аналогам».

Собеседник N особо отмечал, что «ценовые преференции, которые дает девальвация валюты, длятся несколько лет. А дальше все зависит от уровня инфляции. Сейчас она удерживается на хорошем уровне с точки зрения роста себестоимости по отношению к внешним рынкам. За это время мы должны усилить свои компетенции».

Судя по информации «СПАРК-Интерфакса», сложные времена вернулись довольно быстро: уже по итогам 2016 года прибыль предприятия сократилась в 8 раз, до 9 млн рублей, и впоследствии только снижалась. По итогам 2018 года предприятие получило убыток 80,8 млн рублей (годом ранее еще была прибыль). Выручка завода при этом держалась на одном уровне — в районе 550+ млн рублей, по итогам 2018 года она составила 550,4 млн рублей. Более свежие данные еще не опубликованы.

Информацию о собственнике общество не раскрывает с 2016 года, получив на это разрешение у регулятора. Известно, что с 2018 года до 18 марта текущего года гендиректором завода был Игорь Соловьев, совмещающий эту должность с работой гендиректором столичного АО «Элма» и продолживший работу в «Элма», после того как в «10-ГПЗ» ему на смену был назначен ликвидатор.

«Элма» с 2009 года развивает в Ростове «Бизнес-парк ГПЗ» на базе имущественного комплекса «10-ГПЗ», точнее, той его части, которая в постсоветский период оказалась избыточной для завода подшипников.

У «Бизнес-парка ГПЗ» дела идут неплохо. В 2018 году в интервью N его руководитель Андрей Курсин отмечал, что заполняемость помещений в среднем составляет 90%. По его данным, на улучшение качества недвижимости обособленное подразделение в Ростове тратило от 50 до 100 млн рублей собственных средств в год. Всего под управлением бизнес-парка находится 170 тыс. кв. м бывших цехов подшипникового завода. В 2016 году Александр Кузнецов отмечал, что производство подшипников занимает примерно четверть от площадей, которые остались у него с советского периода.

Один из столичных продавцов подшипников, узнав на минувшей неделе от корреспондента N, что завод закрывается, сказал: «Очень жаль, их продукция продавалась. Ну, значит их нишу опять китайцы займут».

По данным аналитической компании Alto Consulting Group, на протяжении последних трех лет в России наблюдается спад производства подшипников шариковых или роликовых. В 2019 году в России было произведено около 42,8 млн штук, что на 5,1% меньше, чем в предыдущем году.

Представитель Alto Consulting Group Юлия Каулькина отметила, что на 2020 год также прогнозируется отрицательная динамика, но с меньшими темпами (-1%). В 2021 году возможен выход на положительную динамику около 2% за счет тенденции к импортозамещению в отрасли. По данным собеседницы N, крупнейшие производители в России — «ЕПК Самара», «ЕПК-Бренко подшипниковая компания», «ЕПК Волжский», ВПЗ. Но и доля «10-ГПЗ» на рынке существенная. При этом доля импорта составляет около 65%. Основными странами — поставщиками подшипников шариковых в РФ являются Китай, Малайзия, Индия.

Эксперт предположила, что закрытие «10-ГПЗ» может быть связано с существенным увеличением объема импортируемой продукции по более привлекательным ценам за последние несколько лет и снижением конкурентоспособности отечественной продукции.

По данным «СПАРК-Интерфакса», в России действует 40 предприятий по производству подшипников, из них в 2018 году выручку более 100 млн рублей получили 13 заводов. «10-ГПЗ» был на 7-м месте по размеру выручки. Лучшие результаты показали четыре подшипниковых завода, входящих в столичную группу «ЕПК»: «ЕПК Самара» (4,2 млрд рублей, 1-е место по выручке), «ЕПК Саратов» (2,6 млрд рублей, 2-е место), «ЕПК-Бренко подшипниковая компания» (2,2 млрд, 4-е место).

— Контрагенты должны понимать, что после ликвидации предприятия все его права и обязанности будут прекращены. В этой связи кредиторам ликвидируемой компании целесообразно принять меры по взысканию долгов, — отмечает Татьяна Чебышева, юрист ростовского офиса международной юридической фирмы GRATA International.

По информации ЕФРСБ, срок предъявления требований кредиторов ОАО «10-ГПЗ» — 2 месяца с даты публикации в «Вестнике госрегистрации», то есть с 1 апреля 2020 года.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Крупные компании
image
«Красный котельщик» выставил на продажу половину территории предприятия с расположенными на ней зданиями. Сокращение площадей предприятий — общая тенденция в промышленности, связанная с автоматизацией производства и передачей части технологических процессов на аутсорсинг.
Рынок складов и производственных объектов
image
По словам Андрея Курсина, руководителя бизнес-парка «ГПЗ», состоящего из 170 тыс. кв. м бывших цехов подшипникового завода, арендаторы чаще стали интересоваться производственной недвижимостью. Кроме того, компания намерена предложить рынку склады индивидуального хранения и низкотемпературные склады.
Просмотров: 10681

Справка

История ГПЗ-10

Производство подшипников в Ростове было открыто в 1938 году на базе мастерских по ремонту подшипников. С 1956 по 1973 годы завод рос, занимал новые площади и получил статус головного государственного предприятия по производству подшипников (это отразилось в названии: Десятый государственный подшипниковый завод). В середине 1980-х «10-ГПЗ» выпускал 75 млн подшипников в год. Для сравнения: в 2019 году в России всего было выпущено 42,8 млн штук шариковых и роликовых подшипников. В лихие 1990-е среди горожан ходил анекдот о том, как расшифровывается ГПЗ-10: «Господи, помоги заработать десятку!». Еще в 1998 году, по данным справочника «Кто есть кто в Ростовской области», на предприятии было занято 3,8 тыс. человек. И сегодня в создании горожан он остается такой же незыблемой частью города, как «Ростсельмаш» или «Роствертол», хотя по факту предприятие давно перестало быть сопоставимым с ними по масштабам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крупные компании
image
По итогам 2019 года четыре донские компании — участницы топ-200 журнала «Форбс» сократили выручку и переместились на несколько строчек вниз.
Крупные компании
image
Ростовское ООО «СЗ “МСК-Инвест”», входящее в группу компаний «МСК» — крупнейшего застройщика в Ростове, изменило соотношение долей учредителей. Головная компания холдинга с бенефициарами в Гонконге снизила свою долю до 49%. Возможно, группа стремится войти в список системообразующих компаний, претендующих на господдержку.
Крупные компании
image
Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик» (ТКЗ) участвует в проекте «Большой Усть-Илимск» Группы «Илим». Продукцию донских котлостроителей установят на заводе, который, по планам, войдет в число крупнейших мировых производителей чистоцеллюлозного картона.
Крупные компании
image
ПАО ТКЗ «Красный котельщик» зарегистрировал допэмиссию акций в размере 650 млн штук номинальной стоимостью один рубль за акцию. Ценные бумаги планируется разместить по закрытой подписке в пользу компании «НордЭнергоГрупп», которую контролирует миллиардер Алексей Мордашов.
Реклама на сайте и в газете
Заказать