г. Ростов-на-Дону
02 декабря 2020 22:09:58

Экспортер зерна прошелся по вагонам

Крупнейший зернотрейдер страны — ростовский Торговый дом «РИФ»взял в лизинг 200 вагонов-хопперов общей стоимостью около 600 млн руб.
Экспортер зерна прошелся по вагонам «РИФ» приобрел вагоны, произведенные «Объединенной вагонной компанией».

«РИФ» приобрел вагоны, произведенные «Объединенной вагонной компанией». ООО «Торговый дом «РИФ» и ООО «РБ Лизинг» заключили договор финансовой аренды ста крытых железнодорожных вагонов для перевозки зерна сроком на 5 лет. Ранее он взял в лизинг такое же количество вагонов-хопперов у «Сбербанк Лизинга». По данным аналитиков, из-за рекордного урожая и растущего экспорта время ожидания зерновозов сегодня достигает 2 месяцев; собственный парк хопперов позволит компании снизить риски, связанные с доставкой, и сделать логистику более предсказуемой.

Бенефициар ТД «РИФ» Петр Ходыкин вложил 600 млн рублей в оптимизацию логистики. Фото из архива N. Информация о договоре лизинга между Торговым домом «РИФ» и «дочкой» РОСБАНКА «РБ Лизинг» появилась в «СПАРК-Интерфаксе». По данным источника, срок действия соглашения — 5 лет. В аренду взяты 100 крытых вагонов-хопперов производства Тихвинского вагоностроительного завода из Ленинградской области. Также в «СПАРК-Интерфаксе» содержатся данные о том, что в августе экспортер заключил аналогичный договор со «Сбербанк Лизингом». Коммерческий директор «РИФА» Марина Турянская подтвердила, что с начала года компания приобрел в лизинг 200 инновационных вагонов-хопперов для перевозки зерна. В общей сложности парк хопперов экспортера сегодня насчитывает 210единиц.

— Решение о приобретении инновационных вагонов-хопперов связано с экономической целесообразностью, которая выражается в уменьшении затрат на уплату тарифа «РЖД» и ставки собственнику вагона, а также в увеличении объемов перевозки, — пояснила г-жа Турянская. — Новый инновационный вагон имеет большую погрузочную вместимость в отличие от обычного зерновоза.

По словам собеседницы N, использовать финансовую аренду было решено потому, что авансовые платежи лизингополучателя невелики.

— Это позволяет приобретать дорогостоящие основные средства — подвижной состав — без значительного отвлечения оборотных средств, — отметила она. — Также в настоящее время лизинговые компании могут предложить лизинг на условиях, когда суточный размер платежа не превышает суточную арендную ставку.

В «РБ Лизинге» комментировать соглашение не стали.

Производитель вагонов не раскрыл информацию об их стоимости, сославшись на коммерческую тайну. Согласно информации на сайте завода, предприятие — ведущий производитель грузовых вагонов нового поколения в СНГ.

По данным специалистов Института проблем естественных монополий (анализирует в числе прочего рынок грузового железнодорожного транспорта), цена указанной в договоре с «РБ Лизингом» модели вагона — около 3 млн рублей.

«Нужно учитывать, что компания взяла вагоны не в собственность, а в лизинг, а значит, соглашение включает не разовую оплату, а разбитую на срок лизинга, а также дополнительные финансовые условия от лизингодателя», — отмечается в ответе на запрос.

Таким образом, сумма в договоре может быть близка к 300 млн руб. По словам источника в банке-участнике сделки, этот показатель выше.

Большую часть товара «РИФ» экспортирует через глубоководные порты. В интервью N весной 2016 года директор компании Вадим Саркисов говорил, что работа с железнодорожниками не лишена трудностей.

— Большую часть товара мы завозим (в глубоководные порты. — N) автотранспортом, по железной дороге доставляем только 20%, — объяснял он. — Работаем по предоплате, но регулярно сталкиваемся с тем, что вагоны предоставляют с задержкой. Она может составлять до 40, а иногда и до 60 дней. Конечно, задержки случаются не в 100% случаев, но регулярно, и планировать работу очень трудно.

Директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов говорит, что из-за рекордных урожая и экспорта спрос на услуги перевозчиков, элеваторов и портов продолжает расти.

— Все сервисные звенья в этой цепи зарабатывают очень хорошо, что особенно заметно в последние полгода, — делится наблюдениями эксперт. — Время ожидания зерновозов сегодня достигает двух месяцев, спрос на вагоны очень высок. Формируя собственный парк, «РИФ» снижает риски, связанные с доставкой, и делает логистику более предсказуемой.

По информации г-на Сизова, собственные вагоны-хопперы также есть у «дочки» Glencore МЗК и у компании «Содружество», экспортера и переработчика зерновых и масличных.

28 ноября в Краснодаре президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский предоставил журналистам данные о снижающейся оборачиваемости вагонов.

«Мы испытываем дефицит вагонов не по причине их нехватки, а по причине оборачиваемости, которая сегодня составляет 21 сутки, в прошлом сезоне она была 18 суток, советский норматив был 8 суток, по факту держался 11, — цитирует г-на Злочевского ТАСС. — Пытаемся поднять вопрос о том, что нам нужен в этом сезоне приоритет по зерновым грузам, только это способно решить проблему».

По данным главы РЗС, на сегодняшний день парк грузовых вагонов в России составляет около 40 тыс., из них 34 тыс. задействованы под зерновые грузы. При этом существует ряд инфраструктурных проблем, из-за которых вагоны простаивают на станциях, например нехватка маневровых локомотивов. Также составы с зерном теряют время, пропуская другие поезда.

Торговый дом «РИФ» по итогам сельхозсезона 2016-2017 гг. стал безоговорочным лидером в рейтинге крупнейших зернотрейдеров в стране (топ-лист составлен аналитическим агентством «ПроЗерно»). Компания поставила на внешний рынок 4,5 млн тонн (+1% сезон к сезону).

Несмотря на минимальную динамику, зернотрейдер сохранил существенный отрыв от ближайшего конкурента — Международной зерновой компании, которая экспортировала на 40% меньше зерновых — 3,2 млн тонн.

ООО «ТД «РИФ»« на 99,99% принадлежит «Лапаркан Инвестмент ЛТД», еще 0,01% — у «ХАМАЙКО ЛТД», обе компании зарегистрированы на Кипре (данные «СПАРК-Интерфакса»). Бенефициар бизнеса — ростовский предприниматель Петр Ходыкин. Основные отгрузки «РИФ» осуществляет через глубоководный порт Новороссийска и порт Кавказ.

Выручка «РИФА» в 2016 году составила 54 млрд руб. (+8,2% к предыдущему году), чистая прибыль — 133,4 млн руб. (+27,6%).

Просмотров: 29916

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сделки
image
Ростовский агрохолдинг «Юг Руси» приобрел с торгов имущество Бийского комбината хлебопродуктов за 142,5 млн рублей. Этой осенью им же были выкуплены долги алтайского завода по производству белкового концентрата «Био Технологии». Эксперт отмечает, что потенциал сельхозпроизводства на Алтае всегда был и остается высоким, но это далекий край и с экспортом могут быть проблемы.
Сделки
Ростовский порт построит АГНКС (автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию) в Ростове в районе переулка Технологического. Она станет основной заправочной станцией для крупного перевозчика области — компании «АТП №5».
Сделки
image
ООО «Обуховский щебзавод» стало победителем аукциона на поставку щебня для балластного слоя железнодорожного пути фракции 25-60 II категории. Заказчиком выступило Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога».
Сделки
Крупнейшая энергосбытовая компания региона, ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону», заключила контракт с шахтинским индивидуальным предпринимателем Николаем Беспаленко на аренду 72 автомобилей с водителем на период с 1 февраля 2021 года по 31 января 2026 года.
Реклама на сайте и в газете
Заказать