«ВкусВилл» будет открывать магазины за пределами центра Ростова
По словам Владимира Титова, управляющего по региональному ассортименту «ВкусВилл», столичная сеть магазинов здорового питания будет открывать новые точки за пределами центра Ростова в основном в новых жилых комплексах сегмента «средний плюс». До конца года откроются как минимум 3 магазина в Ростове и Батайске. Преобладающим будет мини-формат площадью до 100 кв. м. В Ростовской области, как и в целом в ЮФО, компания ищет поставщиков продуктов с коротким сроком хранения (кулинария, кондитерские изделия, рыба, мясо) и испытывает сложности с их нахождением. По наблюдениям собеседника N, у производителей нет желания развивать направление кулинарии с коротким сроком хранения, несмотря на рост спроса.
N: — Сколько магазинов «ВкусВилл» сегодня в Ростовской области?
В.Т.: — 14 магазинов, в том числе 2 даркстора. Большая часть — в Ростове, по одному магазину в Таганроге, Шахтах и Батайске. Помимо этого в Ростовской области работает бесплатная доставка за город — привозим заказы в отдаленные населенные пункты и города, где пока нас нет. Также работает доставка лекарств из партнерских аптек по всему Ростову.
В прошлом году мы пересмотрели наш подход к развитию в Ростове. Раньше мы развивались только в центре, в прошлом году стали открывать точки на окраинах города, плюс зашли в Батайск, открыли магазин в Шахтах. Сейчас будем делать акцент на развитии мини-форматов, потому что все-таки большую часть нашего объема продаж мы закрываем дарксторами, нет смысла открывать большие объекты. Магазины будут открываться в различных районах с большой плотностью населения, в основном в новых жилых комплексах сегмента «средний плюс».
N: — Почему вы изменили подход к развитию в Ростове?
В.Т.: — Отделы, которые занимаются открытием новых магазинов, изначально приняли решение открывать первые магазины в центре, чтобы привлечь внимание к появлению сети. В центре города меньше людей, которых интересует наш ассортимент. Мы все-таки сеть магазинов у дома и нацелены на то, чтобы люди заходили к нам по пути домой. В прошлом году мы поняли, что слишком увлеклись центром, некоторые наши магазины были не особенно эффективны. Съездили в Ростов, увидели, что он сильно разросся за последнее время, появилось много новых жилых комплексов, поэтому приняли решение открываться за пределами центра.
N: — Есть ли отдельная инвестпрограмма по развитию в Ростовской области на этот год? Сколько магазинов планируете открыть?
В.Т.: — У нас нет какого-то специально выделяемого бюджета на год. Если мы видим необходимость открытия магазина и при этом у нас остальные магазины работают хорошо, мы открываем новые.
В феврале мы открыли новый магазин на улице Горького, 159. Запланированы открытия 2 магазинов в районе улиц Береговой и Нансена. Откроем еще один магазин в Батайске.
N: — В чем отличие магазинов мини-формата?
В.Т.: — Наши офлайн-магазины можно разделить на три формата: обычный магазин площадью 200-300 кв. м с максимально широким ассортиментом, есть формат чуть меньше — 100-150 кв. м, с урезанным ассортиментом, и есть мини-формат, он пока в Ростове не представлен, но активно развивается в Москве и Петербурге — это магазин площадью до 100 кв. м, его пополнение происходит в течение всего дня из даркстора, благодаря чему мы можем обеспечивать максимальную адаптацию ассортимента под покупательский спрос. Туда завозятся только те товары, которые необходимы в данном месте — если покупатели о них просят или голосуют за них рублем.
N: — Каков объем вложений в открытие одного магазина? В какие сроки окупаются эти вложения?
В.Т.: — Мы не раскрываем эту информацию.
N: — По вашим оценкам, какая часть продаж «ВкусВилла» в Ростовской области приходится на онлайн?
В.Т.: — В Ростове ориентировочно 51% продаж приходятся на онлайн. В среднем по всей сети «ВкусВилл» эта доля составляет 50%.
N: — Эта доля насколько активно растет?
В.Т.: — Мы очень долго находились на позициях 46-47%. По моим ощущениям, вряд ли возможен дальнейший активный рост, т. к. у всех служб онлайн-доставки существуют естественные ограничения — по количеству сотрудников, логистике. Но мы все равно работаем над улучшением сервиса доставки.
N: — Много ли у вас сегодня поставщиков из Ростовской области? Есть ли задача расширять их количество?
В.Т.: — На текущий момент количество местных поставщиков небольшое. Есть производители, которые поставляют нам продукцию на всю сеть — таких около 10. И есть примерно такое же число поставщиков, чья продукция представлена в наших магазинах по ЮФО и СКФО. Например, местный поставщик молока ТД «РМК» поставляет продукцию на всю сеть «ВкусВилл». У нас есть задача увеличивать число локальных производителей. Пока решить ее сложно, потому что в первую очередь нам интересны товары с коротким сроком хранения, а с ними, к сожалению, во всем ЮФО есть проблемы. Основная причина — очень сложно найти хорошее производство, где радеют за соблюдение всех норм.
N: — В поставках какой продукции вы заинтересованы?
В.Т.: — Во всей краткосрочной продукции это кулинария, хлеб, выпечка — особенно кондитерские изделия, рыба, мясо, это все очень нужно. Например, рыбу мы ищем уже полтора года, но до сих пор не нашли ни одного поставщика. С хлебом получше. Торты и пирожные краткосрочного хранения не можем найти. Не можем найти достаточное количество поставщиков кулинарии — нет у производителей желания развивать это направление, несмотря на рост спроса. На текущий момент у нас есть один поставщик кулинарии — компания «Город кофе. Сэндвичи. Десерты».
N: — Вы ведь еще ориентированы на экологичное потребление, это, видимо, дополнительно затрудняет поиск поставщиков.
В.Т.: — Давайте определимся, что значит экологичное потребление, потому что каждый под этим понимает свое. Мы позиционируем себя так: мы даем максимально полезный продукт, который — и это самое главное — выпущен на качественном производстве. Все производители, которые заинтересованы в сотрудничестве с нами, проходят наш аудит. К сожалению, на этом этапе многие отсеиваются. Проблема даже не в том, что отсеиваются, а в том, что редко у кого есть желание развиваться. Мы проводим аудит бесплатно и даем все рекомендации. И если производитель готов исправляться, мы все подскажем.
N: — Если производитель хочет поставлять продукцию на всю сеть «ВкусВилл», он обязательно должен делать это под вашим брендом?
В.Т.: — Да, это обязательное условие. На начальном этапе сотрудничества мы можем оставить марку производителя, чтобы не усложнять процесс тестирования продукта. Но если продукция хорошо себя зарекомендовала, для нас принципиально, чтобы продукт заходил в сеть под нашей торговой маркой. Это наша особенность, наше лицо. С самого начала мы как ретейлер обязались отбирать для покупателя самый лучший продукт, и не так важно, кто производитель, важно, что мы его отобрали. Сейчас у нас ассортимент товаров под СТМ около 3,5 тыс. SKU.
Справка
Владимир Михайлович Титов — управляющий по региональному ассортименту сети «ВкусВилл». Образование — инженер-технолог общественного питания. Окончил Российский университет кооперации. Начинал работу с общепита — поваром, дослужился до сушефа в ресторане. Далее ушел в ретейл, работал в «Ашане», затем перешел во «ВкусВилл», начинал на позиции помощника технолога. Во «ВкусВилле» занимался различными проектами и интеграциями. Из крупных проектов — «Выбор Покупателя», «Региональная полка», открытие магазинов и экспорт продукции в Нидерланды, ОАЭ.
«ВкусВилл» — федеральная сеть магазинов здорового питания и сервис доставки продуктов. Оборот компании в 2023 году составил 297,5 млрд рублей с НДС (рост на 27%) . Общее число магазинов за год выросло до 1800 (был открыт 531 магазин), дарксторов — до 146 (открыто 28). В Ростовской области действует 12 магазинов, 2 даркстора и распределительный центр (был открыт в 2022 году).