«В декабре я пеку и расписываю больше тысячи пряников»
По словам представителя сети пряничных «Имбирчик» в Ростове-на-Дону Татьяны Колесниковой, имбирный пряник из сезонного лакомства может стать повседневным. Татьяна увлеклась пряниками в начале 2019 года, а в прошлом году решила уйти в расписной праздничный бизнес с головой. Сейчас она представляет в городе федеральную франшизу «Имбирчик», но с условием использования личного рецепта. В сезон новогодних подарков она расписывает сотни пряников вручную, продает наборы для семейного досуга и проводит мастер-классы, а в будущем хочет открыть серьезное производство.
N: — Пряники востребованы?
Т.К.: — Очень. Ростов любит пряники, в каждом магазине, кофейне, куда ни зайди, очень много пряников. И пряникоделов в Ростове очень много — и крупных производителей, и домашних кондитеров. Причин несколько. Пряник хранится дольше, а декорируется легче, чем мастика, к примеру. На глазури можно печатать в хорошем качестве. Поэтому этот формат декора праздничных тортов стал очень популярен. Их сразу делают на палочках и втыкают в торты, а после торжества они могут стоять месяцами, на память. Конечно, в массовой продаже, в недорогом сегменте, это не совсем пряники, скорее универсальная смесь для быстрой выпечки, плюс яркая глазурь и пищевой принтер. Другое направление — именно вкусовое. Классические рецепты известны веками, это уникальный продукт, питательный и сладкий, который долго не портится, а мед и имбирь добавляют пользы. Роспись пряников — это замечательный семейный досуг, плюс отличное решение, как поступить с детской поделкой, — съесть!
N: — У вас только ручная роспись?
Т.К.: — На данном этапе — да. Это такие персональные пряники, каждый делается для конкретного человека. Но я не возражаю против массового изготовления и позже планирую и печать тоже. Такие прянички тоже очень вкусные и более доступные, их всем хватит.
N: — Для вас пряники первоначально были хобби?
Т.К.: — Да, но относительно близкое к профессии. По образованию я экономист-менеджер, со специализацией в управлении общепитом. Я работала администратором в кафе, потом ушла во второй декрет и из него уже не вышла. Мы с ребенком были на дне рождение у друга, и там были имбирные пряники. Это было так красиво, так интересно! А через год, когда родился второй ребенок, я решила, что нашей семье нужны собственные пряники! И нашла первый попавшийся рецепт в интернете. Первые пряники я делала на 23 февраля 2019 года для родственников. Получились поджаренные танки, но всем понравилось. К восьмому марта я была уже лучше подготовлена. Мне понравилось печь и расписывать и очень понравилась реакция тех, кому я пряники дарю. Начала учиться — на бесплатных обучающих курсах, потом и на платных, перепробовала различные рецепты, погрузилась в теорию и технологию, в итоге вывела свой идеальный рецепт с секретом, который нравится многим. Сейчас у меня заказывают и «повседневные» пряники — без росписи, просто к чаю.
N: — Почему «Имбирчик»?
Т.К.: — «Имбирчиком» я стала в августе 2022 года, когда оформилось желание заниматься пряниками профессионально, выходить из сектора «на дому для своих». С франшизой познакомилась на одном из обучающих марафонов. Пообщались с основателем сети Дмитрием, он рассказал, какие плюсы дает такой формат, обсудили условия. В Ростове про этот бренд никто не знал, пришлось раскручивать: реклама, работа с блогерами, посещение различных мероприятий. Это дало эффект, есть определенная узнаваемость. Но основной приток заказчиков — это «сарафанное радио». От франшизы у меня стиль оформления, сайт, идеи по ассортименту. А вот рецепт и замес использую свои и ингредиенты закупаю по своей схеме.
N: — Это прибыльный бизнес?
Т.К.: — Пока только растущий. На старт ушли личные сбережения, обошлось без кредитов. Объемы растут, сейчас задумываюсь о расширении, нужно более мощное оборудование, помощники. Думаю, нужно попробовать получить госсподдержку на развитие. Чтобы при таких планах выйти на окупаемость, нужна выручка 200 тысяч рублей, и только дальше можно будет говорить о прибыли. Спрос неравномерный — в обычный месяц это около 150 заказов, а в декабре я пеку и раскрашиваю больше тысячи пряников. Но постепенно выравнивается — свадьбы и корпоративы проходят круглый год.
N: — Ассортимент растет?
Т.К.: — Да, вслед за спросом. Сейчас делаю на заказ классические имбирные пряники, шоколадные и апельсиновые, корпоративные заказы, для кофеен, для салонов, участвуем в ярмарках и маркетах. Проводим мастер-классы по росписи пряников для детей и взрослых, как развлечение, в школах, детских садах, на частных мероприятиях. Появились наборы для самостоятельного творчества — сырое тесто для самостоятельной выпечки, или уже готовые пряники в наборе с глазурью и посыпкой для самостоятельной росписи дома с детьми.
N: — А что больше всего любите в пряниках именно вы?
Т.К.: — Все этапы! Когда только печешь — там своя магия, когда расписываешь — уже виден результат красоты, упаковываешь — понимаешь, что скоро кому-то это принесет радость, восторг, удивление. Недавно дарили мои букеты пожилым людям, так там было столько восторга, они никогда не видели такого, очень были рады такому подарку.
N: — Кто ваши покупатели и сколько они готовы потратить?
Т.К.: — Мы находимся на стыке запланированных и спонтанных покупок. К нам идут целенаправленно заказать подарки по списку или просто случайно что-то для себя. Средний чек колеблется, но не менее одной-двух тысяч. Аудитория — мамы с детьми и взрослые мужчины, вторые обычно заказывают корпоративные подарки.
N: — Пряники необычной формы заказывают?
Т.К.: — Мы делаем объемные формы. Это довольно масштабные конструкции, где все элементы выпекаются из пряничного теста, затем собираются и раскрашиваются. Обычно это, конечно, домики, шкатулки. Но однажды был набор инструмента — ящик, молоток, пила, все остальное — прянично-мультяшное. В итоге теперь это очень популярный набор, в феврале его часто заказывают и для школьников, и для «мальчиков чуть старше тридцати». В декоре с корпоративной символикой я не гонюсь за заказом: там нужна печать — логотип, надпись. А вот если коллектив делает упор на какой-то внутренний сюжет, понятный сотрудникам или постоянным партнерам — тут да, можно развернуться и нарисовать.
N: — Пряник — это дорого?
Т.К.: — Не дешево точно. Но я готова научить делать самим дома. Высокие требования к качеству ингредиентов. Я пришла к необходимости заказывать мед напрямую с проверенной пасеки, чтобы в нем не оказалось чего-то неожиданного. На ярмарке познакомились с пасекой Жучковых, у них хороший ассортимент и можно выбрать по нюансам вкуса. Масло и муку, пудру, яичный белок приобретаем в специализированном кондитерском магазине.
N: — У «Имбирчика» есть новогоднее желание?
Т.К.: — Превратиться в цех или даже пряничную, с дружным коллективом, влюбленным в пряники.