«После локдауна смогли воспользоваться отложенным спросом»
По словам Алексея Едуша, основателя «Сартории Уно», таганрогского производителя одежды из хлопка под брендом OXOUNO, 2020 год был удачным для компании, объем продаж вырос на 30%, объемы производства увеличились в 1,5 раза.
В 2020 году перебои с поставками у конкурентов из Европы и Китая способствовали росту продаж «Сартории Уно», таганрогского производителя одежды для дома и отдыха в сегменте средний плюс. Эта тенденция сохраняется и в первые месяцы текущего года. Первые три магазина марки работают в Сочи, Розе Хутор и в Красной Поляне, в этом году откроется первая франчайзинговая точка в Новороссийске. По замыслу основателя марки, развитие сети в курортных городах позволяет знакомить с брендом людей со всей России, а вернувшись домой, они имеют возможность заказать полюбившуюся марку одежды онлайн.
N: — Каким для OXOUNO был 2020 год?
А.Е.: — Прошлый год для нас был удачным. Мы открыли 2 новых магазина — в Розе Хутор и Красной Поляне, объем продаж вырос на 30%. Конечно, мы, как и все, стояли 2 месяца, но зато после локдауна смогли воспользоваться отложенным спросом. На руку нам сыграло и то, что прошлый год был тяжелым для многих производителей из Европы, были перебои с логистикой из Китая. Поэтому нам было комфортно, мы росли и продолжаем расти сейчас, потому что проблемы с поставками из Европы и Китая сохраняются до сих пор. Ожидаем новую волну отложенного спроса в летний период: лучшее лекарство от депрессии — шопинг.
В прошлом году мы приобрели колоссальный опыт в производстве. Добавили оборудование для работы с деликатными тканями (модалом, микромодалом). Расширили ассортимент. Мы не тянемся ни к масс-маркету, ни к дискаунтерам. Это бесполезно. Шьем качественно, стараемся угодить самому требовательному покупателю. Как изначально и было задумано, ориентируемся на ценовой сегмент средний плюс, где представлены дорогие европейские марки и мы можем предложить сопоставимое качество и конкурентную цену.
N: — Насколько выросли объемы производства?
А.Е.: — В полтора раза. Мы произвели больше миллиона единиц одежды за год. Штат вырос в три раза, до 150 человек. Наши объемы все еще небольшие, но на существующих мощностях есть потенциал для роста. Мы и сейчас можем производить больше, чем продаем. Все идут от продаж — мы пошли от производства. Это нас, с одной стороны, подстегивает, заставляет торговать с большей эффективностью. Но, если судить по динамике продаж, мы поступили верно.
N: — Все сырье вы закупаете за рубежом, закрытие европейских стран отразилось на поставках?
А.Е.: Не отразилось, потому что у нас были складские запасы и для торговли сырьем границы были открыты.
N: — В прошлом году многие стали больше внимания уделять онлайн-продажам, а вы не планируете вкладываться именно в это направление?
А.Е.: — Мы занимаемся е-commerce, у нас есть b2b-платформа (оптовые продажи) и b2c-магазин (розница), мы их развиваем и достраиваем. Наш торговый отдел состоит всего из 4 консультантов, основная торговля ведется через b2b-платформу. У нас 300 оптовых покупателей от Владивостока до Калининграда, все заказы обрабатывает робот.
Мы намеренно открыли магазины в Сочи, Розе Хуторе, Красной Поляне и привязали к ним b2c-интернет-магазин. Мы поняли, что продвижение интернет-магазина как самостоятельной единицы сегодня требует огромных затрат и не факт, что будет эффективным. Сочи привлекает людей со всей страны, там происходит знакомство с нашей торговой маркой. Возвращаясь к себе домой, люди имеют возможность приобрести товар уже в нашем интернет-магазине. Считаю это отличной моделью.
Полностью в онлайн никто не уйдет, у этого канала есть потолок продаж. Все же одежду без примерки выбирать сложно.
N: — Какие каналы продвижения вы используете?
А.Е.: — Мы продвигаемся через отраслевой журнал «Белье и Колготки», через «Инстаграм», «Фейсбук». Из соцсетей в «Инстаграме» результаты лучше.
N: — В конце 2019 года накануне открытия первого магазина вы приблизились к 2 млн долларов инвестиций в проект и ожидали, что, если бренд выстрелит, вы окупите их в течение трех лет. Эти планы сохраняются?
А.Е.: — Да, темпы развития у нас хорошие, и я подтверждаю, что окупаемость за три года будет достигнута.
N: — Изменились ли взаимоотношения с банками? Или они все еще с осторожностью относятся к вам как к стартапу?
А.Е.: — Нам достаточно финансирования, которое предоставляет Таганрогбанк. Для такой молодой компании, как наша, 12,5% годовых — хорошие условия. Пока мы «накапливаем жир». Хотим добиться стабильной ликвидности, уйти от сезонности бизнеса за счет накопления собственных резервов.
N: — Какие задачи вы сегодня ставите перед собой?
А.Е.: — У нас уже есть уникальное имя OXOUNO. Сейчас работаем над тем, чтобы марка стала узнаваемой за счет наружной рекламы, продвижения в соцсетях, развития собственной розницы и франшиз.
Думаем о том, чтобы привлечь к сотрудничеству дизайнеров из Европы — либо скандинавов, либо итальянцев, которые помогут нам закапсулировать бренд — сделать так, чтобы вещи к коллекции были взаимосвязаны и позволяли сформировать полноценный гармоничный образ из одежды нашей марки.
Продолжаем расширять ассортимент. Уже закуплено оборудование, и мы вскоре начнем производство пляжных шорт и купальников.
Ведем переговоры о поставке оборудования для одежды из льна — будем шить рубахи, брюки, женские сарафаны, платья.
N: — Планы по развитию розницы на этот год есть? В Ростове не планируете открывать магазин?
А.Е.: — Мы хотим открыть магазин на родине марки — в Таганроге, со скидкой для жителей города. У нас уже есть договоренности с ТРЦ «Мармелад», магазин разместится на первом этаже в премиальном месте. Запускаем первый (пилотный) франчайзинговый магазин в ТРЦ в Новороссийске. Мы предложили партнеру уникальные, очень привлекательные условия, с тем чтобы его точка стала для нас экспериментальной. Хотим на этой площадке откатать схему, понять, какие условия мы можем предложить франчайзи для размещения в ТРЦ. Это положит начало открытию магазинов по франшизе. Пока мы имеем опыт только в стритретейле, который показывает хорошую рентабельность и конверсию на уровне 60% (такое число посетителей становятся покупателями. — N). Для нашего товарного сегмента такая конверсия — это космический результат, обычно в среднем по рынку она на уровне 25-30%. Средний чек — около 6 тыс. рублей. Многие покупатели возвращаются. Все бренды стремятся к повторной покупке, завоевать лояльность покупателя. За год мы наработали большую базу постоянных покупателей. Все показатели, по которым оценивается успешность бренда — выше среднего. Это дает возможность привлечь франчайзи для открытия магазинов нашей торговой марки. Нам еще предстоит много работы. Нам еще нужно посмотреть показатели торговли в ТРЦ, какими будут конверсия и средний чек. Тогда будет ясно, что мы можем предлагать франчайзи.
Справка
ООО «Сартория Уно» было основано в 2017 году в Таганроге, предприятие производит одежду для дома и отдыха из хлопка под брендом OXOUNO в сегменте «средний плюс». Компания управляет тремя магазинами OXOUNO в Сочи, Розе Хутор и Красной Поляне, готовится к открытию первый франчайзинговый магазин.
Алексей Едуш, учредитель ООО «Сартория Уно» и создатель бренда OXOUNO. Родился в 1968 году в городе Николаеве УССР, окончил Таганрогский радиотехнический институт по специальности инженер-системотехник. Работал исполнительным директором зернотрейдинговой компании «Югтранзитсервис», директором зерновой группы «Валлары». Сегодня возглавляет ООО «Зерно-Трейд» и ООО Таганрогский судоремонтный завод. В 2017 году основал ООО «Сартория Уно». В этой компании предприниматель не занимается оперативным управлением, а концентрируется на стратегических решениях.