К торговле грузовиками ростовский дилер добавил производство автокомпонентов
Ростовская транспортная группа компаний «Нейс» запустила производство фильтров для грузовых автомобилей. По словам гендиректора компании Богдана Хмельницкого, параллельно компания приступила к строительству собственного комплекса по производству запчастей и диагностических систем в особой экономической зоне Новочеркасска. Толчок развитию компании дал трехкратный рост выручки по итогам 2023 года за счет бума на рынке грузовиков. ГК «Нейс» развивает партнерскую сеть и увеличивает объемы собственных грузоперевозок, в том числе за счет новых территорий.
N: — Осенью прошлого года вы запустили производство фильтров под Ростовом и уже ведете строительство нового производства автокомпонентов и диагностических систем на территории Новочеркасского индустриального парка. Расскажите, как «Нейс-Юг» от продажи грузовиков и оказания сервиса пришел к идее производства запчастей.
Б.Х.: — Группа компаний «Нейс» — это целая бизнес-экосистема в сфере грузовой техники. Мы продаем и ремонтируем грузовики, перевозим инертные грузы, производим и продаем запчасти, разрабатываем автокомпоненты и диагностические системы, обучаем водителей и много чего еще делаем для развития автотранспортной отрасли.
В этом году мы провели небольшой ребрендинг и теперь называемся ГК «Нейс», без добавления слова «Юг» потому что география нашего бизнеса расширяется. Одно из направлений бизнеса — оптовая продажа запчастей. Наша компания «Нейс-Авто» привозит из Китая запчасти на всю линейку китайских грузовиков, а также на грузовики европейской «большой семерки» (в нее входят Volvo, MAN, Scania, Mercedes, DAF, Iveco и Renault. — N) и продает их по всей России. А с 2022 года занимается продажами запчастей нашего бренда «Нейс Деталь».
Благодаря накопленной с 2011 года экспертизе в сервисе грузового транспорта мы еще до 2022 года увидели проблему — большое количество неоригинальных запчастей непрогнозируемого качества. Поэтому мы приняли решение начать производство автозапчастей под собственным брендом.
Начали с контрактного производства фильтров, тормозных колодок, дисков на предприятиях в России, Китае и Турции, масла для нас выпускает компания в Эмиратах. Все запчасти проходят сначала лабораторные испытания, потом испытываются на машинах нашего автотранспортного предприятия «Нейс — Грузовые технологии».
2022 и 2023 годы для рынка грузовиков стали временем возможностей. В 2023 году наша выручка выросла в 3 раза. Мы начали искать направления для инвестиций полученной прибыли. И приняли решение развивать собственное производство запчастей и диагностических систем для грузового транспорта. Исходили из того, что сегодня часть запчастей поставляется только по параллельному импорту, проблемы с поставками, которые начались в 2022 году, до сих пор продолжаются, проблемы с платежами остаются. В пользу этого решения сыграло еще и то, что сейчас действуют госпрограммы по поддержке развития производств.
Пока занимались контрактным производством, мы увидели, какие позиции можно начать локализовать в России. Первое, что решили производить, — фильтры. В прошлом году запустили завод «Нейс-Инжиниринг» на арендованных площадях в Больших Салах, он производит 8 позиций фильтров на 8 марок, в том числе КамАЗ (их популяция самая большая в России) Mercedes, MAN, Sitrak. Эту линейку планируем расширять. Следующим этапом планируем запустить производство фильтров в металлическом корпусе — топливных и масляных.
N: — Каковы мощности этого предприятия?
Б.Х.: — В 2024-2025 годах планируем довести производство экофильтров до 12 тыс. единиц в месяц, производство фильтров в металлическом корпусе — 15 тыс. ед./мес.
N: — Почему именно фильтры стали первым продуктом?
Б.Х.: — Рынок фильтров высококонкурентный, при этом очень большой, и если ты делаешь достойное качество, можно занять довольно большую долю. Мы планируем продавать наши фильтры не только под собственным брендом. Задача — около 70% продукции производить под заказ. Сейчас ведем переговоры с КамАЗом и с группой «ГАЗ», хотим выпускать наши фильтры для их конвейеров.
Учитывая полученный опыт запуска производства на арендованных площадях, мы начали искать площадку под строительство собственных заводов и выбрали Новочеркасский индустриальный парк, потому что там появится группа предприятий, для которых мы сможем поставлять нашу продукцию. Например, компания «Бонум» — у них большие потребности в мелкоштучных компонентах для полуприцепов. Сейчас обсуждаем с ними, какие детали мы могли бы для них производить.
N: — На каком этапе сейчас находится новочеркасский проект?
Б.Х.: — Мы подали заявку, чтобы стать резидентом особой экономической зоны на территории индустриального парка. Уже приобрели участок 2,8 га, достраиваются первые два здания комплекса из 5 производственных зданий по 1,5 тыс. кв. м и административное здание (2,4 тыс. кв. м), где будет работать наша команда исследователей и разработчиков. Проект будем реализовывать поэтапно. Запустить первый этап планируется в четвертом квартале текущего года, последний этап — в 2025 году.
N: — Какую еще продукцию будете выпускать?
Б.Х.: — На сегодняшний день сотрудники нашего отдела исследований и разработок завершают работу над проектами 4 изделий. Первое — оборудование для диагностики электрики полуприцепа без тягача. Такое оборудование требуется для крупных транспортных предприятий перед выпуском на линию, а также для ОТК компаний — производителей полуприцепов, для сервисных станций, которые обслуживают полуприцепы.
Завершаем разработку датчика нагрузки на ось и системы мониторинга движения колеса. Четвертый проект — беспилотные тележки. Они используются в труднодоступных или опасных местах, где нежелательно присутствие человека, например в сельском хозяйстве для разбрасывания удобрений, исследования коллекторов, для нужд обороны.
Еще около 10 проектов по автокомпонентам и диагностическому оборудованию у нас в разработках.
N: — В России уже представлено такое оборудование?
Б.Х.: — Часть устройств производится в Китае, но с Китаем сегодня все сложнее работать — из-за перебоев с платежами, из-за длинных сроков поставок и того, что возникают вопросы к качеству. Все-таки учитывая реалии, в которых живем, мы максимально должны делать все в России, чтобы обезопасить бизнес. Мы будем производить группы товаров, которые в России либо не производят, либо производят пока не очень достойного качества. Это касается не только диагностических приборов, мы будем производить фитинги и комплектующие деталей для осей, литье пластиковых компонентов и элементов из силикона. Речь идет о небольших автокомпонентах, но без них невозможно ни грузовик, ни полуприцеп собрать.
N: — Кто будет поставлять оборудование для вашего производства?
Б.Х.: — Первую линию мы покупали в Китае. Но часть оборудования, например стенды для испытаний масляных фильтров, по нашим собственным чертежам сделало предприятие, расположенное в Аксае. Пока что станки мы рассматриваем в основном китайские, но с Китаем работать сложно с точки зрения наладки оборудования. Все-таки хотелось бы найти и наших поставщиков. Недавно с этой целью ездили в Москву на выставку «Станкостроение», на следующей неделе едем с делегацией Ростовской области на выставку «Иннопром».
N: — Каких затрат потребует строительство производства в Новочеркасском индустриальном парке?
Б.Х.: — Стоимость строительства корпусов мы оцениваем в 500 млн рублей. Оборудование потребует около 200-300 млн рублей.
N: — Каков будет общий объем затрат в производство, с учетом уже запущенного завода в Больших Салах?
Б.Х.: — В районе 800 млн рублей.
N: — В какие сроки рассчитываете окупить проект?
Б.Х.: — 7 лет.
N: — Какими льготами удалось воспользоваться для финансирования проектов?
Б.Х.: — Мы договорились о промышленной ипотеке с Совкомбанком для финансирования строительства комплекса в Новочеркасске. По этой программе стоимость кредитов составляет 5-10%. Активно изучаем возможности получения льготного госфинансирования для закупки оборудования. Планируем получить субсидию на лизинговые платежи. В июне подали заявку на грант по программе «Старт-1».
N: — Каковы на сегодня основные каналы продаж ваших запчастей?
Б.Х.: — Мы активно работаем через собственные станции и сервисных партнеров, с магазинами, онлайн-агрегаторами, которые занимаются продажами запчастей. Развиваем прямые продажи — выходим на федеральный уровень, предлагая нашу продукцию сервисным компаниям по всей стране.
N: — Расскажите, как развиваете партнерские сервисы. Как привлекаете партнеров?
Б.Х.: — На сегодня открыты сервисы в Новороссийске и Минеральных Водах. Партнеров мы привлекаем, во-первых, тем, что наш бренд хорошо известен на юге. Во-вторых, тем, что даем возможность работать с нашими запчастями (они получают дополнительные скидки), оказываем полную техподдержку по ремонту европейской техники, потому что все технологии у нас остались. Кроме того, мы одни из первых в стране, кто начал работать с грузовиками Sitrak, в том числе с точки зрения сервиса, этот опыт передаем тоже. Мы создали службу техподдержки, которая аккумулирует опыт и создает технологические карты ремонта. Это важно еще и потому, что ремонтная база китайцев слабая. Сейчас ведем большую работу по разработке собственных стандартов сервиса и продаж. Для этого создана внутренняя служба аудита, набран штат бизнес— и системных аналитиков.
N: — Вы упомянули, что выручка ГК «Нейс» в 2023 году выросла в 3 раза, какого показателя достигла компания? И какой прогноз на этот год?
Б.Х.: — Консолидированная выручка по итогам 2023 года составила около 10 млрд руб. за счет того, что мы продали рекордное число грузовиков — больше 1 тыс., львиную долю составила техника бренда Sitrak.
Продажи наших сервисных услуг в 2023 году были не такими аномальными, как продажи грузовиков, но количество заездов тоже возросло — потому что европейцы не молодеют, требуют больше ремонта. Китайцы тоже, хотя и подтягивают качество, но требуют немало сервисных услуг. Рынок сервиса рос в прошлом и продолжил расти в текущем году за счет присоединенных территории — многие едут на ремонт в Ростовскую область. А компании из Ростовской области работают там, но на большие ремонты приезжают к нам.
По нашим расчетам, в этом году выручка ГК «Нейс» на 30% просядет к прошлому году в связи со спадом продаж грузовиков. Думаю, что продадим около 500 машин. 2023 год был пиковым по продажам коммерческих грузовиков. Причины этого — накопленный спрос, смена игроков, рост грузоперевозок.
Сейчас на рынке в целом наблюдается спад продаж относительно 2023 года по всем брендам, по всем игрокам.
N: — Почему так сложилось?
Б.Х.: — В 2022 году, когда китайцы пришли на рынок, правила игры поменялись. Европейцы продавали машины через эксклюзивных партнеров, которых было немного. Например, «Нейс-Юг» был единственным партнером MAN в Ростовской области. Все участники рынка понимали, что объем рынка грузовиков России — около 100 тыс. машин в год, доля иномарок — это около 30 тыс. машин, и исходя из этих данных партнеры «большой семерки» заказывали грузовики. Переизбытка машин на рынке не было. Китайцы пошли по другому пути, эксклюзивных партнеров у них нет. Увидев в 2022-2023 годах дополнительную маржинальность на рынке из-за дефицита машин, очень многие российские предприниматели пришли в продажи грузовой техники, не имея опыта. Сейчас возле каждого гаража стоит и продается Sitrak. Техники для перепродажи было закуплено больше, чем требовал рынок. И начался жесткий демпинг: кто-то финансировал свой склад техники в кредит, но не смог продать и, чтобы не попасть на большие деньги, начал сливать технику, разумеется, с бешеными убытками для себя и с негативными последствиями для всего рынка. На рынке творится полная вакханалия, и в моменте может получиться так, что вы оказываетесь не в рынке со своей ценой.
Думаю, что постепенно ситуация стабилизируется. Должно помочь повышение ставки, предпринятое регулятором для торможения экономики.
N: — Как вы определяете долю ГК «Нейс» на юге России в продажах грузовиков?
Б.Х.: — Если бы мы с вами говорили в 2021 году, можно было бы взять продажи «большой семерки» по ЮФО и посчитать. Наша доля рынка составляла около 60%. Сейчас, в связи с тем что все кому не лень продают китайские грузовики, у нас — в районе 30-35%. При этом, правда, рынок стал больше — за счет новых территорий.
Основные покупатели сегодня остались те же — это транспортно-логистические компании, дорожники и строители, а также сельхозкомпании и немного производственных предприятий, имеющих собственный автопарк.
N: — Какую долю в выручке ГК «Нейс» занимают основные направления бизнеса?
Б.Х.: — Прошлый год был не показательным из-за рекордных продаж грузовиков. В этом году продажи машин ожидаем в районе 5-6 млрд рублей, сервис заработает 1,2 млрд (рост в 2 раза к 2023 году), перед нашей транспортной компанией поставлена задача выручить 1 млрд рублей (рост более чем в 2 раза к 2023 году), рассчитываем продать запчастей на 480 млн рублей (1,7 раза к 2023 году). Собственное производство запчастей получит выручку около 40 млн рублей.
N: — Получается, что транспортная компания на третьем месте по объему выручки.
Б.Х.: — Да, за 4 года с момента создания мы стали одной из крупнейших транспортных компаний Ростовской области. Наши клиенты — это все дорожные строители, карьеры Ростовской области, предприятия, работающие не только по нашему региону, но и по всему югу России, плюс мы активно осваиваем новые территории. Наш парк состоит из 67 единиц техники — 22 самосвалов и 45 тягачей с полуприцепами. До конца года планируем довести количество техники до 87 единиц.
Наше преимущество в том, что мы можем вывезти большие объемы точно в срок. Мы даже асфальт возим от асфальтовых заводов до места укладки. Мало кто оказывает эту услугу — обычно строительные компании занимаются такими перевозками самостоятельно.
N: — Оцените ситуацию на этом рынке, за счет чего конкурируете?
Б.Х.: — Если говорить о перевозках всех видов инертных материалов, то этот рынок достаточно большой и перегретый. Удается конкурировать за счет того, что мы можем перевозить большие объемы, плюс у нас собственный автосервис, где наши машины обслуживаются по более выгодным тарифам. Благодаря этому наше ценообразование более гибкое, чем у конкурентов.
N: — С дефицитом кадров сталкиваетесь?
Б.Х.: — Да, это большая проблема. Не хватает водителей, автослесарей, автомехаников. Мы приглашаем практикантов из профильных учебных учреждений, проводим дни открытых дверей, участвуем в ярмарках вакансий, а еще в мероприятиях, связанных с популяризацией профессии транспортника, которые проводит общественная организация «Водитель России». Например, в прошлом году в Ставрополе один из этапов конкурса водительского мастерства проводился на наших грузовиках. Такие мероприятия привлекают много зрителей. В этом году в сентябре в Ростове будет проходить отборочный тур конкурса, в ходе которого будут определять лучших водителей грузовика и автобуса, мы тоже планируем участвовать.
Справка
Богдан Анатольевич Хмельницкий родился в 1981 году в Батайске. Имеет два высших образования: в 2004 году окончил физический факультет РГУ, в 2010 году окончил РИНХ по специальности «Антикризисное управление». В 2021 году закончил программу Executive МВА «Стратегическое управление и лидерство» в ИБДА РАНХиГС. Женат, воспитывает 5 дочерей. Увлечения: рыбалка, футбол.
ГК «Нейс» основана в 2011 году. Основные направления бизнеса — продажа грузовой техники, сервисное обслуживание, оптовая и розничная продажа запасных частей, производство запчастей под собственным брендом «Нейс-Деталь», услуги по перевозке инертных материалов. Представительства группы расположены в Ростове, Астрахани, Краснодаре, Ставрополе, Минеральных Водах и Новороссийске. По данным «СПАРК-Интерфакса», совладельцы группы компании — Иван Кочерыгин и Любовь Рожкова.