Французские крольчихи мигрируют в Самбек
Предприниматель Роман Пудышев закупил во Франции маточное стадо для своей кролиководческой фермы в селе Самбек Неклиновского района. До конца года он планирует удвоить объемы производства охлажденных кроличьих тушек. В местной торговой сети подтверждают интерес к продуктам для здорового питания. Другой кроликовод считает, что спрос на крольчатину ограничивает ее сравнительно высокая цена.
Роман Пудышев. Фото Павла Лысенко. Численность второго маточного стада, которое заказал Роман Пудышев, составляет 1,8 тыс. голов. Точно такое же поголовье у маточного стада, которым фермер располагает сейчас. Общее поголовье кроликов в его хозяйстве составляет 18 тыс. голов. Новое стадо прибудет на ферму в июле. Фото из архива N. Кролики содержатся в цеху площадью 1,6 тыс. кв. м. Ранее ферма принадлежала свиноводческому хозяйству СПК «Колос», г-н Пудышев выкупил ее в 2013 году. На территории фермы размещается еще один корпус аналогичных размеров — именно в нем г-н Пудышев планирует разместить свой второй кролиководческий цех. В настоящее время здание представляет собой пустую кирпичную коробку с кровлей — все оборудование и полы в нем демонтированы. — Основная часть затрат придется на приобретение и доставку из Франции маточного стада, — говорит предприниматель. — Потребуется смонтировать системы отопления, кондиционирования и водоочистки. Кроме того, сейчас мы расширяем площадь бойни и начинаем строительство разделочного цеха — завершить оба этих проекта мы планируем в течение 1,5–2 месяцев.
По словам фермера, стоимость французских кроликов для маточного поголовья составляет около 100 евро за голову, таким образом, согласно подсчетам N, общая сумма затрат Романа Пудышева на формирование нового маточного стада превысит 11 млн рублей. Закупка первого стада около трех лет назад при более крепком рубле обошлась предпринимателю в 3,6 млн рублей.
Вложения фермера в дополнительные холодильные агрегаты для бойни составят 1,1 млн рублей без монтажа. Затраты на оборудование для цеха разделки Роман Пудышев оценивает в 2 млн рублей. Источником вложений являются выручка от продаж, прибыль от второго бизнеса г-на Пудышева — сети розничных магазинов в Ростове, а также два гранта от областного и федерального минсельхозов. Первый, на сумму 1,75 млн рублей, фермер получил в 2013 году на покупку бывшего свиноводческого хозяйства, обошедшуюся в 5,5 млн рублей, второй — 5,4 млн рублей — он выиграл уже весной нынешнего года, эти средства будут использованы на запуск второго цеха и расширение бойни. Общая сумма вложений в ферму с момента ее покупки составила около 50 млн рублей.
Численность персонала фермы — 13 человек, четверо из которых заняты непосредственно уходом за кроликами.
По словам Романа Пудышева, вложения в развитие пока не дали ферме выйти на уровень самоокупаемости. Чтобы конкурировать с другими производителями, фермер стремится держать цены на 10% ниже среднерыночных, рентабельность при этом составляет 15–20%. Выход на самоокупаемость предприниматель связывает с запуском второго цеха и разделкой тушек.
— Культура потребления крольчатины еще не сформирована, — считает г-н Пудышев. — В рознице она стоит дороже, чем более привычные россиянам сорта мяса, поскольку у нее высокая себестоимость: 80% приходится на корм, а комбикорма для кроликов — самые дорогие.
В конце прошлого года фермер самостоятельно разработал и зарегистрировал торговую марку «Вкуснокролик». Целью ее запуска было выделить свою продукцию на прилавках. Продвижением ТМ Роман Пудышев не занимается, и на продажах его продукции брендирование пока никак не сказалось. Однако марку постепенно узнают благодаря ее присутствию в сетях, отмечает фермер.
На торговые сети, среди которых «О’Кей», «Ашан», а также региональная сеть «Мясной градус», принадлежащая ГК «Евродон», приходится около 30–40% продаж продукции фермы. Остальной сбыт приходится на переработчиков, которые фасуют и продают крольчатину под собственными торговыми марками или производят на базе нее различные продукты, в частности детское питание.
— Крольчатина — самое диетическое мясо, — говорит Роман Пудышев. — Кроликов мы забиваем в возрасте 77 дней, когда они уже набрали массу, но еще не достигли половой зрелости, то есть в мясе нет гормонов, которые могут отрицательно сказаться на его потребительских свойствах.
В ГК «Евродон» интерес к крольчатине объяснили стремлением расширить ассортимент сети «Мясной градус» за счет продукции донских производителей, соответствующей требованиям к продуктам для здорового питания. Цена на крольчатину в магазинах сети составляет 425 рублей за килограмм.
Фермер Вадим Погорелов, который также разводит кроликов в Неклиновском районе, отметил, что спрос на кроличье мясо не растет из-за его дороговизны: розничная цена крольчатины может сильно варьироваться в зависимости от запросов продавца и составлять как 350 рублей, так и 700–800 рублей за килограмм. При этом прибыльность кролиководства сильно упала в связи с подорожанием кормов и ветеринарных препаратов на фоне девальвации рубля.
— Если семь лет назад ячмень стоил 1,5 руб./кг, а оптовая цена кроличьей тушки составляла 200 рублей за килограмм, то сейчас это, соответственно, 15–17 и 250–270 рублей, — объясняет г-н Погорелов. — Кроме того, при разведении кроликов большие потери связаны с их болезнями, а препараты после падения курса рубля в 2014–2015 годах поднялись в цене в 5–7 раз.
Предприниматель Николай Корнеев, развивающий кролиководческий комплекс в Волгоградской области, считает, что средняя розничная цена охлажденной кроличьей тушки в России составляет около 450 рублей за килограмм, оптовая — около 380 рублей за килограмм. В то же время на будущее рынка г-н Корнеев смотрит достаточно оптимистично, исходя из того, что ниша охлажденной крольчатины в России практически пуста. Объемы производства мяса на его ферме составляют свыше 100 тонн в год, при этом основным каналом сбыта своей продукции предприниматель называет переработчиков, поскольку сети предъявляют к производителям слишком жесткие условия сотрудничества.