Донской производитель стройматериалов начал выпускать краску
Группа компаний «Бирс» развивает новое для себя направление и начинает выпуск краски на мощностях бывшего завода «Металл-Дон». Туда же из Шахт переедет производство кровельных и фасадных систем, оно расширится за счет изготовления кровли, профлистов и заборов. Эксперты говорят, что занять нишу на рынке красок довольно сложно, на полках закрепилось немало сильных конкурентов, как российских, так и зарубежных.
Группа компаний «БИРС» модернизирует территорию «Металл-Дона», которую купила на торгах этим летом (бывшее подразделение «Евродона» Вадима Ванеева, выпускавшее сэндвич-панели и металлоконструкции). Приобретенные помещения фирма переоборудовала в лакокрасочный цех. В январе ГК «Бирс» начнет там производство водоэмульсионной, фасадной и интерьерной краски под брендом «БИРСMIX». Площадь цеха составит 1 тыс. кв. м. В месяц компания планирует производить 250-500 тонн краски.
— Это новое направление для компании. Мы таким образом развиваем наш бренд «БИРСMIX». Сегодня под этой маркой уже выпускаются сухие строительные смеси и грунтовки. Теперь потребитель сможет купить у нас полный комплект материалов: штукатурку, шпаклевку, грунтовку и краску. Конкуренция, конечно, существует, но мы видим, что на лакокрасочном рынке еще осталось место. Можно зайти на него, там есть куда расти, — рассказывает владелец ГК «Бирс» Игорь Бирзула.
География распространения пока ограничится Ростовом и Ростовской областью. Основными каналами сбыта станут магазины, рынки, торговые центры. Сейчас у компании около 400 постоянных клиентов-оптовиков.
В течение следующего года из Новошахтинска в Шахты, на бывшую территорию «Металл-Дона», переедет часть производства фасадных систем ГК «БИРС», их ассортимент будет расширен кровлей и заборами.
— Спрос на фасадные системы остается стабильно высоким. В Новошахтинске мы уже не помещаемся и развиваться не можем. Переезд позволит увеличить производство кровельных и фасадных систем на 30%. Сейчас мы под брендом PRIMET производим строительные металлические профили, подвесные потолочные и фасадные системы. Планируем расширить ассортимент этой марки кровлей, профлистами и заборами. Они будут изготавливаться из стали с полимерным покрытием. Рынок кровли, профлистов и заборов достаточно широкий и по сырьевой составляющей близок нам. Ассортимент продукции может быть очень большим.
Объем инвестиций, необходимый для переноса и расширения ассортимента фасадных и кровельных систем, оценивается в 70-100 млн рублей. Примерно 20 млн рублей компания вложила в организацию лакокрасочного производства, подготовку площадки и покупку оборудования. Г-н Бирзула отметил, что помещения «Металл-Дона» находились не в лучшем состоянии. Потребовался ремонт газовой инфраструктуры и систем теплоснабжения. Окупить эти средства фирма рассчитывает в течение 3-5 лет.
В 2019 году ГК «Бирс» увеличила экспорт на 30%, однако в 2020-м рост в этом направлении был приостановлен из-за коронавируса:
— В этом году в экспортном направлении мы не выросли, но и не потеряли. Некоторые республики были закрыты, поэтому на какое-то время поставки пришлось приостановить, сейчас они снова возобновились. Еще не в полной мере реализовали те планы, которые задумывали на этот год.
Сейчас «Бирс» поставляет строительные материалы, потолочные и фасадные системы в Молдавию, Беларусь, Армению, Азербайджан, Казахстан, Украину.
Подвесные потолочные системы занимают более 20% в структуре продаж компании, строительные оцинкованные профили для внутренних работ — 50%, навесные фасады — 15-20%, сухие строительные смеси (ССС) и грунтовочные составы — 10%. Г-н Бирзула отмечает тенденцию к росту доли подвесных потолочных систем PRIMET, фасадных систем PRIMET и сухих строительных смесей «БИРСМIX» в структуре продаж. Это направление планируют сделать основным и уделяют ему особое внимание.
Рынок красок довольно сложный, на нем закрепилось немало сильных конкурентов, говорит гендиректор крупного поставщика отделочных материалов ГК SABONE Владимир Синяев:
— На российском рынке представлено много и местных производителей, и мировых брендов. Мне кажется, завоевать нишу тяжело. Рынок сложный и объемный, производителей много, выбор огромный. В Ростовской области есть компании из других регионов. Например, у белгородского завода «Краски КВИЛ» есть большой магазин в Ростове. У «Бирса» есть своя база постоянных клиентов, налаженные контакты, компания внутри этой аудитории и будет расти. Это как ресторан, который готовит шашлык, и добавляет вино в меню. Вполне логично, что «Бирс» развиваться и в своем основном направлении — производстве металлоконструкций. Спрос на потолочные системы стабилен, рынок большой.
Оценить соотношение российских и зарубежных производителей на рынке лакокрасочных материалов сложно, отмечает Владимир Синяев. Многие зарубежные фирмы, когда началась программа импортозамещения, открыли производства в России.
— «Бирс» известен как компания, которая занимается в первую очередь металлом. 250 тонн краски для Ростова и области — это очень большой объем, амбициозные планы, — говорит руководитель объектного направления ЮФО крупного продавца отделочных материалов «Центр красок» Маргар Давтян. — Для распространения по югу России, в принципе, реальные показатели. Многое зависит от того, в каком ценовом сегменте планирует работать компания. Есть эконом, эконом+, премиум, премиум+ и сегмент, который мы называем «дешман». Если «Бирс» собираются пойти в премиум, то там есть ряд компаний, которые заняли нишу, у них хорошие отзывы и репутация. Цена начинается от 8-10 тысяч рублей за банку. Клиент, готовый платить эти деньги, не будет рисковать и покупать непроверенное. Эконом-сегмент заполнен красками под названием «Краска» с непонятными этикетками и сертификатами, которые можно приобрести, скажем так, нечестным путем.
В Ростовской области более 20-30 производителей красок, отмечает Маргар Давтян. Половина из них безбрендовые:
— Просто белые банки с названиями вроде «Заря», «Рассвет», «Краска моющаяся», «Интерьерная», которые выпускает какой-нибудь ИП. У красок есть своя специфика. Если подрядчик ремонтирует поликлинику или больницу, он должен использовать краску, сертифицированную для детских и медицинских учреждений. По нормам, принятым в 2020 году, все места эвакуации должны быть окрашены краской класса КМ0, все компании в основном производят КМ1 и КМ2. Есть еще один момент — строителям краска всегда нужна была вчера. У них нет времени испытывать, выкрашивать, проверять. Если «Бирс» найдет хороших специалистов, которые смогут презентовать продукцию и будут уверены в ней, обеспечит оптимальное соотношение цены и качества, то они смогут чего-то добиться.