Агрохолдинг примеривается к чаю и кофе
ГК «Юг Руси» планирует начать импорт кофе и чая из Вьетнама. На вьетнамский рынок компания пробует поставлять подсолнечное масло, жареные семечки и кондитерские изделия.
ГК «Юг Руси» ищет менеджера, который займется активным развитием продаж новой марки товаров чайно-кофейной группы. Эксперты считают, что компания может занять свою нишу на этом рынке, поскольку потребление этих продуктов в РФ ежегодно растет. Риски связаны с тем, что у покупателей сложилось предвзятое отношение к чаю и кофе из Вьетнама.
Корреспонденту N, позвонившему в качестве соискателя в управление по подбору персонала ГК «Юг Руси», сообщили, что чайно-кофейная группа товаров — новое направление для компании и «оно подкреплено широкой номенклатурой». Однако на официальный запрос N в компании не ответили.
Высока вероятность того, что речь идет о поставках кофе и чая из Республики Вьетнам. Как стало известно N, в июле 2014 года делегация ГК «Юг Руси» во главе с ее президентом Сергеем Кисловым посетила вьетнамское чайно-кофейное производство «Мечанг» (Me Trang). В ходе визита Сергей Кислов встретился с гендиректором этой компании Лыонг Тхэ Хунгом и президентом Ассоциации кофе и какао Вьетнама Лыонг Ван Ты. На сайте компании «Мечанг» сообщается, что в ходе беседы обсуждались совместные инвестиции в выращивание и переработку чая и кофе. Более свежую информацию от вьетнамской стороны N получить не удалось. Телефоны ее российского представителя молчали.
По итогам 2014 года Вьетнам вышел на второе место в мире по экспорту кофе, уступив лишь Бразилии. По данным Министерства сельского хозяйства и аграрного развития Вьетнама, объем экспорта этого продукта в 2014 году составил около $ 3,5 млрд. В текущем году урожай кофе составил 1,56 млн тонн. В следующем году во Вьетнаме ожидается рекордный урожай — 1,72 млн тонн. Такая ситуация, по мнению аналитиков, продолжит оказывать давление на цены на кофе, которые снизились с начала 2015 года на 10%. В основном во Вьетнаме производится кофе сорта робуста.
Информации о вьетнамском чае в открытых источниках гораздо меньше. Его ежегодный урожай составляет 160 тыс. тонн листа. По площади плантаций и по объему производства чая Вьетнам находится на 5-м месте в мире.
В пользу поставок продукции из Вьетнама свидетельствует и тот факт, что «Юг Руси» в конце 2014 года впервые вышел на рынок этой республики, поставив 752 тонны подсолнечного масла, 5 тонн жареных семечек и пробную партию кондитерской продукции.
По мнению гендиректора Северо-Кавказского логистического предприятия Виктора Халына, поставляя во Вьетнам масло, а обратно импортируя кофе и чай, «Юг Руси» может решать в числе прочих и определенные логистические задачи.
Гендиректор супермаркета «Тихий Дон» Эрнест Пиревердиев сообщил, что конкуренция на этом рынке высокая, но при грамотной стратегии у группы есть все шансы занять свою нишу. Пока ретейлерам, которых опросил N, предложений по этой продукции от «Юга Руси» не поступало.
— Во всем мире вьетнамский чай считается самым дешевым и некачественным, поэтому переубедить покупателей в обратном будет сложно, — говорит совладелец ООО «Чайные Пилигримы» (производит чай в Лаосе) Тимур Казьмин. — Там есть маленькие хозяйства, которые могут делать хороший чай, но их немного. Кроме того, у этого чая есть еще один большой минус. Во время вьетнамской войны американцы сбрасывали на территорию республики химические бомбы, из-за которых гибла вся растительность. Прошло уже много лет, но иногда этот сильнейший яд, частично впитавшийся в почву, может проникать в растения, в том числе и в чай.
— По моим оценкам, потребление кофе в РФ за последние 15 лет выросло почти на 50% и достигло 0,25 млрд тонн в год, — отмечает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. — Объем рынка составляет немногим менее $ 3 млрд. На долю тройки лидеров (Kraft Foods, Nestle и Tchibo) приходится более 50% рынка. Объем рынка чая в РФ составляет около 0,18 млрд тонн, или $ 2,6 млрд. Темпы роста примерно соответствуют рынку кофе. На 5 крупнейших игроков, в числе которых «Орими трейд», «Юнилевер», Ahmad Tea, «Май», приходится около 70–80% рынка в натуральном выражении. Доля чая и кофе из Вьетнама на российском рынке незначительна. Например, основная доля импорта чая идет из Шри-Ланки, КНР, Кении, Индии и т. п. Российский рынок чайно-кофейной группы высококонкурентен. Однако производитель вполне может занять на нем небольшую нишу за счет высокой степени сегментирования (новая линейка на основе импорта из Вьетнама). Рентабельность в узком сегменте может быть достаточно высока и превышать 10% на уровне операционной прибыли.