Сервисный центр в морском контейнере
Предприниматель из Таганрога Дмитрий Досумбаев развивает франчайзинговую сеть сервисных центров по обслуживанию смартфонов. Выигрывать конкуренцию у сотен других сервисов компания рассчитывает за счет прозрачности, интерактивности и комплекса предоставляемых в одном месте услуг. Центры будут располагаться в реконструированных морских контейнерах. Ремонт будет происходить за стеклянными окнами. Клиент сможет наблюдать за процессом, что, по мнению основателя проекта, повысит доверие и лояльность владельцев техники.
Сеть интерактивных сервисных центров «Ябломания» — не первый проект предпринимателя Дмитрия Досумбаева в сфере обслуживания техники. Три года назад он за короткий период открыл в разных регионах страны семь магазинов и мастерских по продаже и ремонту гаджетов Apple, но не рассчитал нагрузку и не смог координировать их работу:
— Я регистрировал магазины на свое ИП, то есть всю ответственность тянул сам. Когда мы с командой открывали точки и начинали их развивать, все было хорошо, но в какой-то момент одновременно контролировать семь магазинов в разных городах стало невозможно. Скопилось много проблем, партнеры вели себя некрасиво, сотрудники воровали. Я понял, что просто физически не успеваю за всем этим следить.
Часть бизнеса пришлось продать, несколько магазинов закрыть. Дмитрий остался с большими долгами. Ситуация была плачевной. По словам предпринимателя, он видел только два выхода — рассчитаться и завязать с бизнесом или начать все заново. Выбор пал на второй вариант. Новый проект решили запустить на базе старого, существенно изменив концепцию. Еще раз в одиночку запускать сеть и наступать на те же грабли не хотелось, поэтому Дмитрий принял решение развиваться в направлении франчайзинга:
— Я несколько лет разрабатывал бизнес-план, постоянно дорабатывал франшизу, как-то попал на одно интересное обучение, которое вел топовый спикер в направлении франчайзинга, основатель франшизы детских садов Sun School, квестов «Форд Боярд» Сергей Дегтярев. По его системе разработал и упаковал франшизу «Ябломании». Когда-то в своем первом проекте я допустил много ошибок, потому что просто не с кем было посоветоваться. Разрабатывая модель новых сервисов, я постарался исключить риск их повторения.
Новые точки должны открыться в формате интерактивного сервисного центра. От продажи смартфонов «Ябломания» отказалась.
— Для того чтобы продавать смартфоны, нужно все время держать большое количество средств в обороте, — рассказывает Дмитрий. — Гаджеты всегда должны быть в наличии. Так как это франчайзинговый проект, мы решили отказаться от продажи телефонов. Ушли от бухгалтерских и налоговых заморочек, рисков и больших инвестиций на старте. Большая часть клиентопотока приходит даже не с поломкой, а с просьбой помочь что-то настроить или запустить в телефоне, поэтому упор будем делать именно на обслуживание.
Было принято решение отказаться от специализации на ремонте техники Apple и расширить профиль деятельности. Обновленные центры будут оказывать услуги для всех марок смартфонов. В списке — ремонт, переклейка дисплейных модулей, бронирование гаджетов, продажа сопутствующих товаров от оригинальных производителей.
— Бронирование — это относительно новое направление на рынке, — продолжает предприниматель, — один из основных трендов 2021 года. Устройство обклеивается противоударной пленкой на 360 градусов, оставляя незащищенными лишь кнопки и отверстия. Мы приобрели программное обеспечение, в котором есть параметры и лекало абсолютно всех смартфонов, ноутбуков и планшетов. Есть возможность нанесения персональной печати. После выбора материала и дизайна бронепленка вырезается под конкретное устройство. Это классная защита и определенная персонализация.
Фишка проекта — необычный формат и «упаковка» сервиса. Компания покупает морские контейнеры б/у, реконструирует их и превращает в центр со стеклянным фасадом. Партнерам, купившим франшизу, они доставляются готовыми под ключ и являются гарантией части инвестиций. Это покупка, которую можно продать, сдать в аренду и т. д. Главные преимущества контейнера — мобильность и легкость транспортировки, необычный дизайн, говорит Дмитрий Досумбаев. Если не угадал с локацией и трафиком, место можно оперативно поменять. Франшиза предусматривает и варианты с традиционным помещением — островок в торговом центре и стандартное размещение в офисе:
— Контейнер можно поставить на парковке ТЦ, на любой частной территории и муниципальной земле. Он выглядит стильно и привлекает внимание. Мы устанавливаем его на улице и рассчитываем, что посетитель не дойдет до сервисов в торговых центрах. Этот формат рассматриваем как основной. Арендная плата будет заметно ниже, чем при традиционном варианте, а потенциальный трафик выше. Управляющая компания помогает с подбором локации.
Ставка делается на прозрачность и интерактивность. Мастера работают за стеклянными стенами. Клиент может наблюдать за ремонтом и контролировать его. За счет этого компания рассчитывает выигрывать конкуренцию у других центров обслуживания:
— Мы не первые, кто делает центр прозрачным. Сейчас это становится популярно, но еще недостаточно распространено. Центры часто размещаются в подвальчике, отдаешь телефон и не знаешь, что с ним там делают. Когда человек получает возможность контролировать ремонт, он спокоен. Специалистов мы изначально обучаем работать открыто.
Приобретая франшизу, предприниматель покупает реконструированный контейнер, оборудование, рекламную поддержку в течение первых двух месяцев работы, консалтинговую помощь, право использовать бренд. Управляющая компания также берет на себя обучение трех сотрудников — покупателя франшизы, мастера и менеджера.
Запуск одного центра обойдется в сумму около 2,3 млн рублей. Срок окупаемости — один год. Для первых партнеров фиксированный размер роялти составит 25 тысяч рублей в месяц. По словам Досумбаева, сервис может приносить доход около 400 тысяч рублей в месяц, 200 тысяч из которых — чистая прибыль. Оборот в таком бизнесе небольшой, но маржинальность на всех видах услуг довольно высокая, отмечает основатель проекта.
Первый центр Досумбаев открыл в Таганроге самостоятельно, чтобы протестировать все бизнес-гипотезы. Сейчас ведутся переговоры с несколькими потенциальными покупателями франшизы. Второй центр в ближайшие два месяца должен открыться в городе Кропоткин. Развивать сеть планируют преимущественно на юге России.