г. Ростов-на-Дону
22 ноября 2024 12:24:53
100.68
106.08

Как открыть культурное пространство в разгар пандемии

Открыть антикафе предпринимательница из Волгодонска Елена Камалитдинова мечтала несколько лет. Получилось, казалось бы, в самый неподходящий момент, в разгар пандемии, когда культурные проекты и кафе с трудом выживают из-за ограничений. В ноябре 2020 года она создала культурное пространство, объединившее под своей крышей антикафе, коворкинг и велопрокат.

История культурного пространства «Точка» началась с велопроката, который Камалитдинова открыла в начале 2019 года. До этого она четыре года работала в одном из велопрокатов Волгодонска, изучила все плюсы и минусы этого бизнеса и хотела открыть свое дело. Начала с 30 тысяч рублей. На свой риск сняла помещение в аренду. Знакомые одолжили четыре велосипеда.

Первые два месяца проект проработал в минус, потом начал расти и вышел в плюс. Количество велосипедов выросло до 20, появилась база постоянных клиентов, нашлись единомышленники, место стало точкой сбора велосипедистов. Бизнес был успешным, пока не наступила поздняя осень.

— Велопрокат может функционировать только с марта по сентябрь, с октября по февраль там практически нечем заниматься, спроса нет, а за аренду нужно платить. Отсутствие собственного помещения было главной проблемой. Приходилось оплачивать аренду из средств, заработанных в сезон, и дополнительно организовывать велотуры выходного дня. Я проработала так два сезона, и в конце концов мне показалось, что из Волгодонска я выбила максимум, больше из проекта взять не получится.

Елена решила продать бизнес в Волгодонске, уехать в Москву и развивать велонаправление там, но продать проект не получалось, город не отпускал.

— Нашлось три предпринимателя, готовых купить проект, но я видела, что людей интересует только прибыль. Мне хотелось найти человека, который бы горел этим делом. Такого я не встретила и начала рассылать письма на разные предприятия с предложением взять велопрокат под свое крыло, предоставив помещение. Взамен сотрудники могли бы бесплатно пользоваться велоточкой и ездить в туры выходного дня. Все организации, к которым мы обратились, согласились помочь.

Идея понравилась и «Центр-инвесту». Одно из писем было направлено в чат банка. «Центр-инвест» предложил предпринимательнице в безвозмездное пользование свой непрофильный актив — помещение площадью 230 кв. м в Волгодонске.

— Когда зашла, подумала, что же мне делать с 230 «квадратами». Я понимала, что банк дал помещение для велопроката, но набралась смелости и рассказала, что у меня есть давняя мечта открыть антикафе. Предложила банку стать партнером, проводить лекции, мастер-классы и разные мероприятия. Меня поддержали, банк оказал информационную и финансовую помощь. Когда в период пандемии я открывала кафе, на меня косо смотрели и говорили: «Лена, все в этом мире закрывается, куда ты лезешь». А у меня было огромное желание начать. Чтобы открыть антикафе, мы потратили чуть больше миллиона рублей, которые должны окупиться к июню.

Культурное пространство, получившее название «Точка», объединило под своей крышей антикафе, коворкинг и велопрокат. Формат антикафе предполагает, что посетитель оплачивает только время, проведенное в заведении, в стоимость входят чай, кофе, печенье, развлечения и мероприятия. Стандартное антикафе, наверное, не выжило бы в Волгодонске, говорит основательница проекта, поэтому «Точку» развивают как общественное пространство, объединяющее людей. Основная идея проекта — сделать культурный центр без алкоголя и нецензурной лексики:

— В обычных антикафе стоят одно-два мероприятия в день, например концерт, на который может собраться большое количество людей. Редко, где обсуждают проблемы города или устраивают лекции для спортсменов. Люди обычно приходят в антикафе, чтобы пообщаться за чашкой кофе, уютно посидеть, поработать. Мы пытаемся в день организовать 3-4 мероприятия разной направленности: акустические и рок-концерты, конкурсы, турниры по настольному теннису и шахматам, игры в мафию, киноночи, поэтические вечера, мастер-классы по кулинарии, фотографии, рисованию. На постоянной основе проходят лекции по бизнес-планированию, личному развитию и финансовой грамотности от специалистов банка «Центр-инвест». На прошлой неделе в «Точке» прошел неформальный разговор с главой городской Думы Сергеем Ладановым. Планируем устраивать мероприятия для старшего поколения и встречи предпринимателей. Мы стараемся объединить и художников, и поэтов, и музыкантов, и спортсменов, и бизнесменов.

«Точка» — это первый подобный проект в Волгодонске. Пространство изначально позиционировалось как молодежное, но вскоре от этого определения пришлось отказаться. За внимание молодежи «Точке» приходится конкурировать с барами и кальянными. Основной аудиторией антикафе стали люди старше 35 лет. Особенно оно полюбилось мамам с детьми, что удивило хозяйку заведения.

— Многие не верили, что место будет популярно и востребовано. Я вижу, что все больше людей выбирают спорт и культурное времяпрепровождение, нежели алкоголь. Думала, понадобиться какой-то период времени, чтобы привлечь такую аудиторию, но все получилось гораздо быстрее, чем рассчитывали, — рассказывает Елена Камалитдинова. — Мы действительно предполагали, что будем молодежным пространством, но поняли, что это не так. От молодых часто слышу, что устали после учебы или работы, и у нас с помощью рисования им не расслабиться. То, что для 30-летних отдых и терапия, для 20-летних — работа. Зато попали в аудиторию детей и их родителей, хотя совсем в нее не целились. Оказалось, мест, куда можно сходить с ребенком, не так много, появился огромный спрос.

Дети называют «Точку» местом, где можно есть много сладостей и где живут котики. Отдельное помещение в пространстве отдано котам и кошкам, которых «Точка» берет у зооактивистов на передержку с условием, что животные будут привиты и здоровы. 10 котиков уже нашли своих хозяев среди посетителей пространства.

Экономически антикафе сейчас тянет два других направления — велопрокат и коворкинг. Велопрокат пока практически не приносит прибыли и ждет весны, чтобы заработать в полную силу. Коворкинг, по словам Елены Камалитдиновой, развивать сложнее всего. Сейчас он объединен с зоной кафе, потому что отдельно существовать бы не смог. В этом сегменте у «Точки» есть конкуренты. Это в первую очередь обычные кафе, куда иногда приходят с ноутбуком поработать.

— Полноценного коворкинга у «Точки» еще нет. Мы сделали небольшое зонирование, оборудовали тихие зоны розетками. Конкурентное преимущество «Точки» — возможность купить абонемент на день стоимостью 250 рублей, что дешевле среднего чека в рядовом кафе. Мы разрешаем приносить свою еду. Можно купить безлимитный абонемент на месяц. Сейчас на постоянной основе к нам ежедневно приходят поработать около 20 человек. Спрос на коворкинг есть, но не хватает информационной поддержки, — говорит основательница пространства.

Аудитория антикафе растет с помощью выступающих: люди, которые ведут мероприятия, развивают сами себя и заведение. Со спикерами «Точка» работает на бартерных условиях, предоставляя им площадку для саморекламы и бесплатный вход на несколько мероприятий. Подавляющее большинство выступающих — жители Волгодонска. По словам Камалитдиновой, лучшая реклама — это листовки с расписанием на неделю и приглашения в соцсетях.

Проект уже вышел на прибыль. В день она колеблется от 3 до 15 тысяч рублей. Финансовые показатели за месяц компания не раскрывает. Елена при этом подчеркивает, что ключевую роль играет отсутствие арендной платы. Если бы она была — проект находился бы в минусе.

Площадь в 230 кв. м уже не кажется Елене такой уж большой. В планах — обустроить переговорную, регулярно проводить встречи предпринимателей с инвесторами, перенести велопарковку на улицу. Останавливаться на антикафе предпринимательница не собирается. Ее мечта — создать базу отдыха в формате, подобном антикафе, и проводить там слеты, концерты, поэтические вечера и кинопросмотры на открытом воздухе.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
В городе
Как открыть культурное пространство в разгар пандемии
В феврале в Ростове откроется енотокафе. Станислав Рыбин рассказал, что подобный формат есть в Сеуле, но там животные находятся за стеклянной стеной.
Отдых
Как открыть культурное пространство в разгар пандемии
И приглашают в гости тех, кто хочет отдохнуть от праздничной суеты. Одно из немногих заведений Ростова, где не будет украшений, елки и Деда Мороза, — енотокафе «Лесная братва». Главным сотрудникам противопоказаны шумные застолья, бенгальские огни, обильные угощения и гости с полными карманами разных интересных вещей. Именно поэтому в «Лесной братве» можно будет спрятаться от праздников и сделать вид, что это самый обычный день.
В городе
Как открыть культурное пространство в разгар пандемии
Владелец енотокафе «Лесная братва» Станислав Рыбин рассказал о сложностях, с которыми столкнулся его экзотический бизнес-проект.
Просмотров: 9291

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые компании
Как открыть культурное пространство в разгар пандемии
ООО «Югмедфарм» запустило производство фармпрепаратов в хуторе Калинин Мясниковского района Ростовской области, эту информацию корреспондентке N подтвердили в компании и уточнили, что сегодня предприятие выпускает биоактивные добавки, но от дальнейших комментариев отказались.
Новые компании
Как открыть культурное пространство в разгар пандемии
Анна Виноградова три месяца назад создала и развивает свой бренд вязаной одежды «Луна в свитере». Сейчас в команде работают четыре человека, но у Анны есть планы по масштабированию стартапа. Ее миссия — показать, что вязаные изделия могут быть стильными и современными.
Новые компании
Как открыть культурное пространство в разгар пандемии
Совладелец крупного столичного косметического холдинга «Единая Европа» Игорь Денисов открыл гастрономическое пространство «ФудХолл 67» на Большой Садовой в Ростове.
Новые компании
Как открыть культурное пространство в разгар пандемии
Денис Агеев начал делать обувь, чтобы заработать, а после банкротства нашел новую нишу сценической и эксклюзивной обуви. Вместе с супругой он экспериментирует с новыми моделями, бережет технологии прошлого века и воплощает идеи театральных художников.