Белорусский трамплин
За год ростовское ООО «ВкусДона» увеличило сеть магазинов и павильонов «СоюзПродукт», реализующих продукты питания из Белоруссии, с 20 до 35 и закрепилось на краснодарском рынке
Популярность белорусских мяса и молочных продуктов способствует появлению все большего числа небольших магазинов с этой продукцией. Этим успешно пользуется ростовская компания «ВкусДона». Эксперты говорят о том, что в период продуктовых санкций потребители активно изучают новые торговые марки, и это дает шанс новому игроку закрепиться на рынке и остаться на нем даже в случае отмены санкций.
С начала года ростовское ООО «ВкусДона» увеличило количество торговых точек сети «СоюзПродукт» с 20 до 35. Об этом N сообщил директор розничной сети компании Алексей Анисимов. Сеть представлена магазинами и отдельно стоящими павильонами в Краснодаре и городах Ростовской области. Основу ассортимента составляют белорусские мясные и молочные продукты: колбасы, сосиски, сыры и пр., а также консервы и сопутствующие товары. В магазинах представлено около 250 наименований продукции, в павильонах — около 30. По словам Алексея Анисимова, сеть «СоюзПродукт» аффилирована с ООО «Союз 98», основные направления деятельности которого — оптовая торговля продуктами питания и сдача внаем складских помещений.
— Изначально «Союз 98» реализовывал белорусскую продукцию оптом. Когда стало ясно, что спрос растет, было решено создать собственную розничную сеть, — объясняет он.
По словам Алексея Анисимова, конкурентным преимуществом в компании считают соотношение цены и качества, а также возможность напрямую работать с производителями из союзного государства: компаниями «Беловежские деликатесы», «Инкофуд», Борисовским мясокомбинатом и др., продукции которых нет в других ростовских сетях.
— Наш главный конкурент — «Тавровские мясные лавки». Они крупнее и известнее, но наше преимущество в том, что белорусская продукция вкуснее: те, кто попробовал ее однажды, становятся нашими постоянными покупателями.
«СоюзПродукт» работает в среднем ценовом сегменте. Директор сети говорит, что до последнего времени средний чек в магазинах сети составлял 1000 руб., но в ноябре снизился примерно на 25%. Г-н Анисимов связывает это со снижением покупательной способности на фоне ослабления рубля и инфляции.
В течение следующего года в компании намереваются открывать 4–5 новых магазинов ежемесячно, развитие в формате павильонов не планируется. По словам Алексея Анисимова, в свете ухудшения экономической ситуации планы, возможно, будут скорректированы.
В краткосрочной перспективе «СоюзПродукт» планирует расширять сеть в Ростовской области и Краснодарском крае, в дальнейшем собирается выйти на рынки других регионов ЮФО и СКФО.
— Мы открываем магазины только на арендованных площадях, преимущественно в спальных районах, в формате «у дома», — говорит собеседник N. Основные требования — площадь 50–70 кв. м, достаточный автомобильный и пешеходный трафик.
Инвестируем в открытие собственные средства. Вложения в запуск нового магазина составляют примерно 800 тыс. руб. Выход на точку безубыточности происходит через 3 месяца, приносить прибыль магазин начинает в среднем через год.
В «Тавровских мясных лавках» предпочли не комментировать перспективы развития «СоюзПродукта». Вместе с тем в компании уточнили, что сегодня сеть насчитывает 57 магазинов, в том числе 9 — в Краснодарском крае и 4 — в Симферополе. Кроме того, в Ростове действует мясной супермаркет «Тавровский мясной дом».
Помимо «ТАВРА» собственную мясную розницу под брендом «Мясной гурман» в Ростовской области развивает и Донская мясная компания, входящая в РАПТ Вадима Варшавского. Алексей Пчелин, руководитель проекта (9 специализированных магазинов в Ростове и городах области), считает, что вкусовые особенности белорусской продукции не вполне совпадают с предпочтениями потребителей на юге.
— Белорусская продукция знакома российским потребителям, но дело в том, что в последние годы ее качество стало снижаться. Кроме того, у покупателей в ЮФО есть особенности: они предпочитают ярко выраженные вкусы и насыщенные ароматы, которые не отличают белорусские мясные продукты: их вкус скорее классический, такой предпочитают в центральной полосе России. Из этих соображений мы, например, выпускаем два варианта вареных колбас с жиром — для ЮФО и ЦФО соответственно. Г-н Пчелин отмечает, что ЦФО — своего рода законодатель вкусовой моды:
— За последние 5 лет там дважды менялись предпочтения: сначала была популярна продукция из Калининграда, затем — из Белоруссии, а после на ее место пришли прибалтийские мясные и молочные продукты. По моим наблюдениям, с опозданием эти же тенденции спроса появляются на юге страны.
Собеседник N добавляет, что среди рисков ростовского проекта — недавнее обострение отношений с белорусскими поставщиками.
По мнению Алексея Пчелина, к прямым конкурентам «СоюзПродукта» также можно отнести магазины Великолукского мясокомбината.
Управляющий директор ГК BrandHouse Алексей Гвинтовкин убежден, что период действия продуктовых санкций — самое время для развития подобных нишевых проектов.
— С одной стороны, покупатели в среднем ценовом сегменте — это не те, кто оплакивал исчезновение с полок фуа-гра и хамона, с другой — потребители так или иначе столкнулись с сужением выбора в мясной и молочной группах и начали искать альтернативу, изучать торговые марки, на которые прежде не обращали внимания. Белорусская продукция уже давно знакома нашим потребителям и востребована благодаря соотношению цены и качества. Думаю, у инвесторов «СоюзПродукта» есть возможность сформировать достаточно широкий круг покупателей и сделать их лояльными настолько, чтобы сохранить даже в случае отмены продуктового эмбарго, — считает эксперт.