ТагАЗ уйдет с молотка
23 января Арбитражный суд Ростовской области объявил ООО «ТагАЗ» банкротом, на нем введена процедура конкурсного производства. Попытка восстановления автосборки на предприятии объединенными усилиями Сбербанка и ТагАЗа не удалась, и теперь завод будет продан. Кредиторы во главе со Сбербанком рассчитывают найти профильного инвестора для завода, задолжавшего около 26 млрд рублей. Эксперт среди возможных покупателей называет Fiat, BYD и Chery.
Владелец ТагАЗа Михаил Парамонов после совещания у Владимира Путина ожидал помощи проблемному заводу сверху. Но там, вероятно, решили, что у завода должен быть другой хозяин. Фото из архива N.
Арбитражный суд ввел на ТагАЗе конкурсное производство сроком на 5 месяцев. Долги завода составляют 25,8 млрд рублей, его крупнейшие кредиторы — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. Банкиры считают наилучшим выходом из ситуации привлечение инвестора на предприятие. По мнению эксперта, несмотря на спад продаж авто в 2013 году и прогнозируемое снижение продаж в текущем году, отечественный рынок остается привлекательным для мировых производителей, даже сегодня инвестировать в производство выгодно.
Производство на ТагАЗе возобновится не скоро, пока не найдется покупатель завода. Фото из архива N. 23 января Арбитражный суд Ростовской области признал ООО «Таганрогский автозавод» банкротом и ввел на предприятии конкурсное производство сроком на 5 месяцев, информация об этом есть в картотеке Арбитражного суда. Как сообщили N в пресс-службе Сбербанка, крупнейшего кредитора ТагАЗа, в декабре 2013 года собрание кредиторов завода большинством голосов признало попытку восстановления производства на ТагАЗе неудавшейся и приняло решение о прекращении процедуры внешнего управления. Суду оставалось лишь утвердить это решение.
ТагАЗ подал на банкротство в апреле 2012 года, предприятие задолжало 25,8 млрд рублей, основные кредиторы — Сбербанк (ТагАЗ и связанные с ним компании должны банку 4,2 млрд рублей), ВТБ (около 4 млрд рублей), Газпромбанк (около 3 млрд рублей). В конце 2012 года серийное производство автомобилей на заводе было остановлено из-за отсутствия оборотных средств.
В марте 2013 года Арбитражный суд Ростовской области ввел на ТагАЗе процедуру оздоровления — внешнее управление. Суд дал «дочке» Сбербанка — Южной автомобильной группе (ЮАГ) — и ТагАЗу 18 месяцев на то, чтобы восстановить автопроизводство в Таганроге. ЮАГ на средства Сбербанка должна была закупать машинокомплекты у китайского автопроизводителя Chery, сборку этих комплектов на мощностях автозавода по договору субподряда с ТагАЗом должна была осуществлять связанная с ним компания «Эйч Ти Авто» — в штат этого предприятия были переведены все сотрудники автозавода, фактически именно оно осуществляло производственную деятельность на ТагАЗе в последнее время.
Хотя ЮАГ летом 2013 года поставила в Таганрог около 3 тыс. машинокомплектов, сборка авто так и не была запущена. Как сообщал N источник в «Эйч Ти Авто», причина была в том, что ЮАГ потребовала внести в договор субподряда между ТагАЗом и «Эйч Ти Авто» новые условия, которые не учитывали интересы завода. Среди прочего «дочка» Сбербанка настаивала на отмене предоплаты. Собеседник N предполагал, что ЮАГ таким образом пытается вытеснить «Эйч Ти Авто» с завода, чтобы собирать машинокомплекты самостоятельно (см. N, № 1039). Сторонам так и не удалось договориться.
К августу 2013 года из всех цехов ТагАЗа работал только окрасочный, были уволены 500 человек (осталось 1100), рабочий день сокращен, в результате чего персонал получал 2/3 заработной платы. К концу 2013 года «Эйч Ти Авто», по данным сотрудников, потеряла последние заказы, задолжала контрагентам. На минувшей неделе руководитель профсоюза «Эйч Ти Авто» Сергей Жуков уточнил, что в штате предприятия 684 человека, но в производстве пока задействовано 220 человек, основная часть сотрудников работает на 2/3 ставки. Завод в небольших объемах собирает модель Aquilа собственной разработки. Задолженность «Эйч Ти Авто» по зарплате составляет около 50 млн рублей. По информации г-на Жукова, контракт «Эйч Ти Авто» на аренду мощностей ТагАЗа закончился в январе, какое юрлицо в дальнейшем будет осуществлять деятельность на заводе, он сообщить затруднился. В декабре охранное предприятие «Дон-Защита» подало на банкротство компании, суд назначил заседание на 19 февраля. Сотрудники «Эйч Ти Авто» предполагают, что сборкой займется Южная автомобильная группа. Однако в пресс-службе Сбербанка на вопрос N о перспективах возобновления производства в 2014 году сообщили следующее:
— В соответствии с требованиями действующего законодательства при введении процедуры конкурсного производства общество прекращает вести финансово-хозяйственную деятельность. В соответствии с ФЗ № 127 процедура конкурсного производства не предусматривает возможность восстановления платежеспособности через возобновление производства, а направлена на реализацию имущества на открытых торгах и проведение расчетов с кредиторами.
Тем не менее в банке считают, что предприятие нужно сохранить:
— Банк планирует максимально направить свои усилия на поиск потенциального инвестора, который впоследствии загрузит завод необходимыми объемами и создаст новые рабочие места.
Кто может стать этим инвестором, в Сбербанке не пояснили.
В Газпромбанке на минувшей неделе не успели ответить на запрос N. В ВТБ заявили, что не комментируют эту ситуацию. — Конечно, все кредиторы выступают за привлечение инвестора, т. к. при таком варианте больше шансов вернуть деньги, — отметил топ-менеджер одного из банков-кредиторов.
Топ-менеджер другого банка, которому задолжал ТагАЗ, добавил:
— Завод работоспособен, производство на нем можно восстановить. Хотя время сейчас не самое подходящее: если еще 2 года назад на рынке был рост, то сейчас стагнация. Впрочем, через 2 года ситуация может снова измениться и у собственника завода или у нового инвестора, если он будет найден, снова появится шанс.
В 2013 году в числе потенциальных партнеров ТагАЗа называли компанию «Крайслер», однако прошлым летом глава ЮЗБ Сбербанка России Виктор Вентимилла Алонсо заявил:
— Я сомневаюсь, что потенциальным партнером ТагАЗа станет компания «Крайслер», т. к. ТагАЗ традиционно выпускал только корейские и китайские автомобили.
В конце декабря прошлого года губернатор Василий Голубев сообщил, что в I квартале 2014-го планирует провести совещание, где будет обсуждена проблема ТагАЗа. «Мы договорились с президентом Сбербанка Германом Грефом, что на совместном совещании с участием всех банков — кредиторов ТагАЗа выработаем консолидированное решение о дальнейшем будущем завода», — приводилась цитата губернатора в сообщении облправительства.
— Большинство брендов, которые хотели прийти в Россию, уже здесь, — отмечает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. — Среди тех, кто продолжает свои попытки организовать здесь производство, — FIAT, когда-то давно ходили слухи, что он может прийти на ТагАЗ. Кроме того, российский рынок интересен китайцам. Возможно, ТагАЗом заинтересуются BYD, Chery, т. е. те производители, чьи модели уже собирал ТагАЗ. В целом российский авторынок перспективен, даже несмотря на текущий спад: в 2013 году продажи новых легковых авто снизились на 5%, до 2,6 млн шт., мы прогнозируем, что в текущем году они могут сократиться еще на 5%. Но при этом отечественный рынок все равно сохраняет свою привлекательность: даже 2,5 млн новых авто в год — это очень большой объем. Кроме того, сейчас насыщенность автомобилями в России составляет 270 штук на 1000 человек — это гораздо ниже, чем в Европе (500 авто на 1000 человек). Обеспеченность постепенно будет расти, кроме того, рост рынка в долгосрочной перспективе будет обеспечиваться за счет обновления автопарка.