Комплект и ныне там
Сборка машинокомплектов на ТагАЗе по заказу «дочки» Сбербанка — Южной автомобильной группы — под угрозой срыва. Таганрогская «Эйч Ти Авто», аффилированная с ТагАЗом и работающая на его площадке, отказывается собирать машинокомплекты, поставленные в июле. По данным «Эйч Ти Авто», ЮАГ выставляет неприемлемые условия сотрудничества, в частности отмену предоплаты. В Сбербанке заявляют, что исполняют все взятые на себя обязательства в отличие от «Эйч Ти Авто». Один из экспертов считает, что конфликт может привести к потере контроля нынешнего собственника — подконтрольной Михаилу Парамонову группы «Донинвест» — над ТагАЗом.
У владельца ТагАЗа Михаила Парамонова — новые проблемы. Сбербанк, финансирующий сборку на предприятии китайских машин, фактически обвинил завод в саботаже. Фото из архива N. На минувшей неделе Сбербанк объявил, что в июле его «дочка» Южная автомобильная группа (ЮАГ) поставила первые 240 машинокомплектов на ТагАЗ в рамках программы восстановления завода-должника. Но субподрядчик ТагАЗа, аффилированная с ним «Эйч Ти Авто», отказывается их собирать. Параллельно стало известно об увольнении 500 сотрудников. В «Эйч Ти Авто» заявляют, что ЮАГ выставляет неприемлемые условия сотрудничества, и говорят, что без заказов не останутся — до конца года на заводе будут работать до 2 тыс. сотрудников благодаря другим контрактам, в частности будут вестись работы по сборке авто для ЗАО «Ирито». ЮАГ — крупнейший кредитор ТагАЗа, задолжавшего банкам более 25 млрд рублей. Юрист не исключает, что при несогласии «Эйч Ти Авто» на альтернативные условия дело может дойти до банкротства завода.
Заложниками конфликта становятся работники автозавода. На минувшей неделе 500 из них потеряли работу. Фото из архива N.
На минувшей неделе Центр занятости населения Таганрога сообщил о том, что ООО «Эйч Ти Авто» (работает на площадке Таганрогского автомобильного завода, аффилировано с ним) уволило около 500 сотрудников. По данным первого заместителя главы администрации Таганрога Олега Деменева, в общей сложности до сокращения на «Эйч Ти Авто» работали около 1600 человек. Источник в компании, просивший не называть его имени, сообщил корреспонденту N, что в настоящее время из всех цехов завода работает только покрасочный, а рабочий день сокращен, в результате чего персонал получает 2/3 заработной платы. Причиной проблем предприятия сотрудник «Эйч Ти Авто» назвал задержку машинокомплектов Chery, которые, по его словам, еще в начале июля должна была поставить на завод «дочка» Сбербанка, ООО «Южная автомобильная группа», при финансовой поддержке Сбербанка. Аналогичную версию высказал лидер профкома «Эйч Ти Авто» Сергей Жуков, добавив, что первая партия машинокомплектов Chery должна была состоять из 480 машин.
Напомним, весной этого года ТагАЗ и его основной кредитор Сбербанк России договорились о стратегическом партнерстве. Сбербанк обещал профинансировать восстановление производства на ТагАЗе через ЮАГ. Как уточнили в «Эйч Ти Авто», согласно достигнутым договоренностям ЮАГ должна была закупить машинокомплекты у китайской Chery Automobile Co и передать их контрактодержателю — ТагАЗу, а «Эйч Ти Авто» по договору субподряда обязалась собирать автомобили, которые впоследствии передавались бы «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС» для продажи. Планировалось, что «Эйч Ти Авто» будет собирать по 1,5 тыс. машинокомплектов в месяц (всего 17,6 тыс. автомобилей в 2013 году и 18,6 тыс. авто в 2014 году). Сбербанк собирался потратить на этот проект 3 млрд рублей.
Эти договоренности убедили арбитражный суд в марте ввести на ТагАЗе процедуру восстановления — внешнее управление, несмотря на то что завод задолжал банкам более 25 млрд рублей и не имел оборотных средств.
В пресс-службе Сбербанка заявления сотрудников завода опровергли, заявив, что первая партия из 240 машинокомплектов уже поступила на завод, а вторая, такого же объема, должна была прийти 2 августа. Тем не менее, по данным письменного ответа банка на запрос N, начать производство автомобилей на площадке ТагАЗа ЮАГ не может из-за действий руководства «Эйч Ти Авто». «По прямому указанию генерального директора «Эйч Ти Авто» на складе, где осуществляется разгрузка прибывших машинокомплектов, произведено отключение электричества, что фактически парализовало работу. В рамках восстановления производства автомобилей на площадке ТагАЗа Сбербанк России исполняет все взятые на себя обязательства, в том числе финансирование запуска производства», — заявляется в письме пресс-службы Сбербанка.
На прошлой неделе связаться с руководителем ЮАГ Игорем Кимом не удалось.
Представитель ТагАЗа Денис Поваляев заявил, что комментарий должно давать руководство «Эйч Ти Авто». В приемной гендиректора предприятия Димитрия Бизюкова сообщили, что он на больничном. Один из топ-менеджеров предприятия, который предпочел высказаться анонимно, заявил:
— Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров и губернатор Ростовской области Василий Голубев утвердили «дорожную карту» по выходу из кризиса, где было сказано, что стороны приложат усилия к сохранению ТагАЗа. Для этого была создана ЮАГ, и до последних двух недель мы относились к ним как к партнерам. Но теперь ситуация изменилась. Мало того, что мы ждали от ЮАГ машинокомплекты еще в феврале, а вынуждены были простаивать до июля, ЮАГ потребовала от «Эйч Ти Авто» подписать новый контракт субподряда с ТагАЗом, в который внесены неприемлемые для нас условия: в частности, отмена предоплаты, которая необходима, ведь у предприятия нет своих оборотных средств. Помимо этого в договоре не гарантирован стабильный объем поставок, к тому же ЮАГ настаивает на том, чтобы мы принимали машинокомплекты прямо в вагонах, то есть ремонт бракованных комплектующих ложится на нас. На мой взгляд, ЮАГ пытается вытеснить «Эйч Ти Авто» с завода, чтобы собирать машинокомплекты самостоятельно. Но тогда о каком спасении ТагАЗа может идти речь? Скорее, речь идет об установлении контроля Сбербанка над заводом.
Собеседник N отметил, что ТагАЗ и «Эйч Ти Авто» без заказов не останутся и до конца года на заводе будут работать до 2 тыс. сотрудников:
— Нам нужно только дождаться сентября-октября, когда начнут действовать долгосрочные контракты. К примеру, для «Ирито моторс» мы сейчас производим окраску кузовов Hover, но с осени будем еще и собирать автомобили Geely объемом около 2 тыс. шт. в месяц.
— Очевиден жесткий контроль ЮАГ над ТагАЗом, приобретенный ЮАГ благодаря аккумулированию столь существенной дебиторской задолженности, — отмечает Владимир Бояринов, старший юрист арбитражной практики юридической фирмы VEGAS LEX. — Несогласие ТагАЗа и субподрядчика с условиями ЮАГ при таких обстоятельствах может привести к окончательной потере и так достаточно шаткого контроля собственника ТагАЗа над предприятием. Очевидно, что замена «Эйч Ти Авто» другой компанией, не дружественной ТагАЗу, может обернуться для последнего еще более серьезными проблемами. Не исключено, что при несогласии ТагАЗа и субподрядчика на альтернативные условия дело может дойти до банкротства завода. В то же время партнерство с «ЧЕРИ» могло бы быть благоприятным фактором для выхода ТагАЗа из кризиса.
— Если ЮАГ и субподрядчик ТагАЗа «Эйч Ти Авто» не придут к компромиссу, ЮАГ как крупный кредитор может повлиять на ситуацию через собрание кредиторов и внешнего управляющего ТагАЗа, — отмечает партнер юридической фирмы «JBI Эксперт» Олег Проскурин. — ЮАГ должна будет доказать собранию кредиторов, что «Эйч Ти Авто» является неэффективным исполнителем программы восстановления предприятия, и предложить замену. В свою очередь, «Эйч Ти Авто» нужно будет убеждать кредиторов и арбитражного управляющего, что они — оптимальная кандидатура. Если ЮАГ будет более убедительна, кредиторы могут повлиять на решение внешнего управляющего о смене субподрядчика ТагАЗа.