Своя логистика ближе
Крупный продавец электротехники компания «ЭТМ» построит двухуровневый склад в Западном микрорайоне Ростова за 8 млн долларов
Компания «ЭТМ», один из крупнейших в России оптовых продавцов электротехнических материалов, инвестирует около 500 млн рублей в строительство в Ростове-на-Дону третьей очереди логистического комплекса. Реализация проекта запланирована на 2018 год. В планах компании — увеличить рыночную долю в два раза.
Третью очередь ростовского логистического комплекса «ЭТМ» построит там же, где и предыдущие две, — на участке в Западной промзоне южной столицы, купленном еще 13 лет назад. Общая территория комплекса составляет 4,2 га. Здесь уже действуют два склада по 6 тыс. кв. м каждый и открытая площадка 30 тыс. кв. м. Директор по продажам РЦ «Юг» компании «ЭТМ» Дмитрий Борох новую очередь оценивает в $ 8 млн (по нынешнему курсу это около 500 млн рублей). Для сравнения: первая очередь, запущенная компанией в 2006 году, обошлась в $ 4 млн.
Дмитрий Борох, директор по продажам РЦ «Юг» компании «ЭТМ»: «Третья очередь будет отличаться от предыдущих двух. Из-за особенностей рельефа здание будет двухэтажным: цокольный этаж, где, возможно, будет автостоянка или столовая, и верхний — площадью 6 тыс. кв. м». — Третья очередь будет отличаться от предыдущих двух, — пояснил г-н Борох. — Из-за особенностей рельефа здание будет двухэтажным: цокольный этаж, где, возможно, будет автостоянка или столовая, и верхний — площадью 6 тыс. кв. м.
— Данный проект вполне укладывается в рыночные показатели, — оценил директор агентства недвижимости «Парус» Максим Хмель. — И это при том что сегодня в регионе себестоимость квадратного метра складской недвижимости (вместе с оборудованием) не превышает 35 тыс. рублей. Во-первых, в проекте «ЭТМ» предусмотрен не один уровень, а два, что почти вдвое увеличивает затраты на квадратный метр. Во-вторых, возведение цоколя, как правило, это сложные, дорогостоящие работы — создание усиленного фундамента, монтаж железобетонных конструкций и т. д., и т. п. Таким образом, кажущаяся на первый взгляд космической цифра в 8 млн долларов при детальном рассмотрении выглядит вполне реальной.
По словам Дмитрия Бороха, к строительству третьей очереди они приступят не ранее 2018 года. А пока в планах на текущий год — развитие сети небольших, по 150–200 кв. м, выставочно-торговых центров: по одному ТВЦ «ЭТМ» откроются в Ростове и Батайске, еще два — в соседнем Краснодаре. Инвестиции в один центр — не менее 50 млн рублей.
— Мы занимаем примерно 15% регионального рынка электротехники, — уточнил г-н Борох. — В планах — увеличить долю минимум до 30%.
И это, по мнению топ-менеджера, не единственная причина развития собственной логистики. По мнению представителей «ЭТМ», в Ростовской области у крупных логистических операторов хорошие современные склады, но они не отвечают специфическим требованиям электротехнической компании. Кроме того, уверены в «ЭТМ», огромный товарный запас легче контролировать самим.
С этим мнением согласились и некоторые эксперты.
— Сегодня крайне сложно найти хорошее предложение от логистического центра большой площади, тем более специализирующегося на определенной продукции, — заметил Максим Хмель.
— Если есть деньги, надо строить. В пересчете на единицу продукции затраты на строительство будут меньше, чем стоимость аренды, — высказал мнение эксперт в сфере недвижимости, который пожелал остаться неназванным.
На вопрос корреспондента N об источниках финансирования Дмитрий Борох ответил, что пока компания не пользуется заемными средствами. На уточняющий вопрос, планируется ли привлечение кредитов в дальнейшем, представитель «ЭТМ» не ответил.
На своем рынке «ЭТМ» довольно крупный игрок с хорошей динамикой (см. врез). По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2015 году выручка головной компании «ЭТМ» — ООО ТД «Электротехмонтаж» — превысила 33,1 млрд рублей (для сравнения: в 2014 году она была почти в 2 раза меньше — 17,7 млрд руб.), чистая прибыль составила более 859,8 млн рублей против 130,3 млн руб. в 2014 году. Данных за 2016 год пока нет, но, со слов представителей компании, основные показатели развития бизнеса сохранились на позапрошлогоднем уровне. А вот на 2017 год запланирован рост, например от подразделения «Юг» ожидают увеличения на 25%.
— Южный рынок для нашей компании стратегически важен. Здесь активно реализуются инвестиционные проекты, развивается спортивная и дорожная инфраструктура, и мы активно участвуем в развитии региона. Развиваются местные производители светотехники, электротехнических материалов, которые стали для нас партнерами-поставщиками, — обрисовал ситуацию г-н Борох.
Похожее впечатление от рынка сложилось и у конкурентов. Так, директор по продажам нижегородской компании «ПРОМСВЕТ» Алексей Смирнов заметил N, что на юге есть два экономически сильных региона — Ростов и Краснодар.
Сейчас появился еще и Крым, куда вливаются деньги на восстановление и строительство, подытожил эксперт и добавил, что в Ростове у них «тоже успешный филиал».
— В своe врeмя экономические санкции со стороны ЕС и обострение отношений с лидерами турбизнеса поспособствовали развитию в регионe АПК, перeрабатывающeй промышлeнности, туристичeской инфраструктуры, — согласившись с оценками привлекательности региона, добавил директор ОП ООО «Энергоком» ГК «Русский Свет» Владислав Манацков.