Производителей одежды зовут в парк
ООО «Меркурий», владеющее в Ростове одноименным торговым центром, вложило 600 млн руб. в строительство рядом с поселком Щепкин первой очереди оптово-логистического центра «Ростовбизнеспарк Дон» общей площадью 252 тыс. кв. м. Арендаторами бизнес-парка станут производители и дистрибьюторы одежды, обуви и аксессуаров. Директор «Меркурия» Николай Тихончук заявляет, что это новый формат торговли, альтернативный оптово-вещевым рынкам.
ООО «Меркурий» возводит в Аксайском районе Ростовской области оптово-логистический комплекс общей площадью 252 тыс. кв. м, первую очередь (26 тыс. кв. м) собираются запустить в первом полугодии этого года. Арендаторами бизнес-парка станут производители и дистрибьюторы одежды, обуви и аксессуаров из России, Турции, Италии и Китая. Инициаторы проекта заявляют, что создают новый формат торговли, который может стать альтернативой оптово-вещевым рынкам. С этим соглашается аналитик «Финам Менеджмента», он говорит, что строительство подобных центров актуально в связи с принятием Федерального закона «О розничных рынках».
ООО «Меркурий» строит в Аксайском районе Ростовской области многофункциональный оптово-логистический торговый центр «Ростовбизнеспарк Дон» общей площадью 252 тыс. кв. м.
Как сообщил директор ООО «Меркурий» Николай Тихончук, там будет создан новый канал дистрибьюции товаров легкой промышленности от производителей к розничным магазинам и сетям.
— Товаропроизводитель перед тем, как попасть на рынок, вынужден преодолевать бюрократические преграды, а также платить посредникам, а это сказывается на цене и скорости появления новых товаров, — объясняет идею проекта Николай Тихончук. — Новый формат торговли позволит товаропроизводителю продавать свою продукцию конечным покупателям напрямую, минуя посредников. Тем более что мы предлагаем им низкие ставки аренды — ориентировочно они составят 480 руб. за кв. м в мес. с НДС без учета коммунальных услуг — и комфортные европейские условия пребывания (похожие проекты есть в Италии, Германии, Турции). Мы предполагаем, что центр станет альтернативой оптово-вещевым рынкам, большинство из которых сегодня не соответствует прописанным в федеральном законе стандартам и закрывается. Кстати, многие зарубежные производители не хотели арендовать площади на подобных рынках из-за отсутствия там необходимой инфраструктуры.
Площадь земельного участка, на котором ведется строительство, составляет 53 га. Он расположен в 10 км от Ростова на новой трассе М-23, в 2 километрах от ее пересечения с М-4. По мнению инициаторов проекта, местоположение центра является его особым преимуществом, поскольку в непосредственной близости расположены Ростов, аэропорт и таможенный терминал.
Проектом предусмотрено строительство 16 торгово-складских корпусов (площадь каждого составит 13 тыс. кв. м), гостиницы и офисно-выставочного центра. В торгово-складских корпусах будут сочетаться залы хранения, комплектации и отгрузки, а также залы демонстрации товаров и офисы. Все комплексы — отапливаемые, в них предусмотрены евроремонт, коммуникации, интернет.
Реализация проекта будет идти в три очереди. В первом полугодии 2013 года заканчивается строительство первых двух корпусов площадью 26 тыс. кв. м, котельных, необходимой части инфраструктуры (коммуникации, парковки), а также дороги, обеспечивающей подъезд с трассы к первым двум корпусам. Ориентировочно закончить строительство всех трех очередей планируют к 2015 году.
Арендаторами станут производители и дистрибьюторы одежды, обуви и аксессуаров из России, Турции, Италии и Китая.
— Близость Ростова к Северному Кавказу, Украине, Казахстану дает возможность расширить круг потенциальных покупателей до нескольких десятков миллионов человек, — объясняет Николай Тихончук. — Уже заключены договоренности с рядом арендаторов.
В проект уже инвестировано около 600 млн руб., основным инвестором выступает учредитель ООО «Меркурий» Игорь Пономарев совместно с московскими партнерами. Проект реализуется с привлечением заемных средств, соотношение — 50/50.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин считает, что в последнее время было реализовано много похожих проектов. Ростовский, по его мнению, в целом выглядит довольно привлекательно с инвестиционной точки зрения.
— Одним из факторов активного появления таких комплексов выступает необходимость соблюдения требований нового ФЗ «О розничных рынках», — говорит он. — В новых условиях открытые оптово-розничные рынки не смогут функционировать в крупных городах, этот формат уступит место современным торговым площадям. Это вполне естественный процесс, по пути вывода на периферию оптово-розничных рынков и создания для их эффективного размещения современных многофункциональных торгово-логистических комплексов идет большинство мегаполисов.
Гендиректор ГК «Элис» (производитель женской одежды под ТМ ELIS и LALIS) Александр Еремеев утверждает, что легкая промышленность — сейчас единственная из всех отраслей, где 50% продукции реализуется через рынки. Для сравнения: строительных материалов через рынки реализуется всего 15%.
Однако он считает более перспективными другие формы торговли.
— Обычно производитель демонстрирует образец, затем производится заказ и товар доставляется адресно, — поясняет он. — С другими формами продажи прямо со склада, кроме Черкизовского и нескольких других рынков в Москве, я не знаком. Продажи со складов осуществляются и на оптово-перевалочных базах в Турции, но там на специальной улице размещаются производители и их офисы, и они напрямую контактируют с покупателями. Более перспективным примером на сегодняшний день, на мой взгляд, являются объединенные шоу-румы в Европе, когда офисные центры сдают помещения в аренду производителям, которые образуют в них свои представительства.
Гендиректор ООО «Ариадна-96» (шахтинский производитель одежды) Татьяна Кабаргина считает, что для мелкооптовых покупателей новый формат торговли — отличная возможность сократить свои издержки.
— Они смогут в одном месте оценить ассортимент разных производителей, заключить договор и произвести отгрузку, — делится мнением она. — Производителю это тоже выгодно, поскольку ему не надо будет тратить время на поиск клиентов. Приемлемая ставка аренды позволит мелким и средним компаниям разместить свою продукцию и показать ее преимущества, что повысит продажи, а кроме того, снизит затраты на транспорт, так как, я предполагаю, покупатели сами смогут забирать товар со склада производителя.
Коммерческий управляющий логистического центра «Алком» Александр Болобан выразил удивление в связи с тем, что инициаторы проекта специализируются только на одежде и предпринимают попытку сохранить формат рынка при столь высокой концентрации качественных торговых центров в Ростове.
— Если инициаторы проекта хотят собрать множество небольших посредников на одной площади, то, может быть, предложенный формат и подойдет, — говорит он. — Но в наше время все шире и шире другая система торговли — монобрендовые магазины в популярных торговых центрах. Как мне кажется, ни один производитель не захочет подрывать свою же сеть продаж, реализуя за 5 копеек свой товар в подобном бизнес-парке.
Гендиректор СКЛП Виктор Халын полагает, что потребность в таких центрах существует в условиях экономики переходного периода. Он соглашается, что центр может быть востребован скорее как альтернатива вещевым рынкам, но не как альтернативный формат современной торговли.
По мнению Татьяны Кабаргиной, проблем с заполняемостью центра не возникнет:
— Наш регион богат предприятиями текстильной и легкой промышленности, и все будет зависеть от доступности информации о центре, а также от наличия инфраструктуры, в том числе подъездных путей с трассы, коммуникаций, должного оборудования в комплексе