Плацдарм — под Прагой, наступление — на Берлин
Крупнейший в стране производитель пищевой оболочки «Атлантис-Пак» инвестирует не менее 4 млн евро в новую производственно-логистическую площадку в Чехии. Цель, по словам генерального директора компании Игоря Переплетчикова, — сократить срок доставки продукции европейским клиентам и укрепить позиции на рынке ЕС, включая главного покупателя — Германию.
Один из крупнейших в мире производителей пищевой оболочки «Атлантис-Пак» (входит в «ГРУППУ АГРОКОМ») открыл производственно-логистическую площадку в Чехии и торговые представительства в Германии и Польше. Их работа поможет удовлетворять растущие запросы западноевропейских покупателей, а также расширить клиентскую базу и укрепить связи с действующими партнерами, которые на фоне меняющейся политической ситуации стали осторожнее взаимодействовать с российскими поставщиками.
Владелец «ГРУППЫ АГРОКОМ» Иван Саввиди (в центре) в одном из интервью сетовал, что на купленном им «Атлантис-Паке» вместе с современным оборудованием работает устаревшее и самодельное. На площадке возле Праги этого недостатка можно избежать. Фото из архива N.
Входящий в «ГРУППУ АГРОКОМ» Ивана Саввиди производитель пищевой оболочки «Атлантис-Пак» запустил в 30 км от Праги центр для дополнительной обработки оболочки — гофрирования и нанесения печати. Подразделение также выполняет логистические функции. О запуске первой производственной площадки предприятия для обслуживания клиентов из Западной Европы N сообщил гендиректор компании Игорь Переплетчиков.
— Одна из наших ключевых целей до 2018 года — войти топ-3 европейских поставщиков оболочки; пока мы на пятом месте, — уточнил он. — Но из-за изменений политической обстановки многие наши партнеры стали с опаской подходить к новым проектам: требовать от нас дополнительных гарантий, например подтверждения наличия резервных запасов товара. В этой связи мы приняли решение усилить позиции в Европе, открыв производственно-логистический центр в Чехии. Это площадка, на которой происходит дополнительная обработка оболочки.
Г-н Переплетчиков говорит, что в следующем году «Атлантис-Пак» установит на чешском предприятии и экструзионную линию по выпуску колбасной оболочки, «чтобы снабжать европейских потребителей продукцией с площадки, расположенной в 30 км от Праги, а не за несколько тысяч километров». Компания уже вложила в европейское производство более 1 млн евро и планирует инвестировать еще 4–5 млн евро. Структура вложений не раскрывается, окупить их планируется в течение 5 лет. На первых порах предприятие действует на арендованных площадях; в компании сообщили, что в дальнейшем не исключают возможности их выкупа.
— Производители ужесточают требования не только к качеству продукции, но также к сервису, удобству и скорости поставок, — объясняет г-н Переплетчиков. — Конечно, важна и имиджевая составляющая: одно дело — производитель из России, везущий товар за 2500 верст, и другое — готовность привезти продукт с европейского завода в 300 км от заказчика. Одна из основных целей чешского актива компании — повысить уровень сервиса для европейских клиентов, в частности производителей из Германии, которая остается для нас рынком № 1 в Европе.
Топ-менеджер компании добавляет, что одной производственной линии, установленной в Чехии, будет достаточно, «чтобы обеспечить потребности в оболочке пятнадцати предприятий размером с ростовский “ТАВР”», предприятие сможет обеспечить оболочкой «всю Чехию и треть Германии». По данным г-на Переплетчикова, сроки доставки продукции удастся сократить как минимум вдвое:
— С момента размещения заявки и до доставки на склад европейского заказчика проходит не менее 45 суток. Мы сокращаем этот срок до 30 суток. После установки экструзионной линии в Чехии будет работать предприятие полного производственного цикла, и срок поставки сократится до 10–15 дней.
В этом году «Атлантис-Пак» также открыл торговое представительство в немецком Дюссельдорфе и готовит к запуску аналогичное подразделение в столице Польши.
— Ситуация в последнее время стремительно меняется — работать в Европе дистанционно, через дистрибьюторов, в ближайшее время, скорее всего, не получится. Нужно эти каналы брать в свои руки и самим контролировать, — отмечает г-н Переплетчиков. — Задачи, которые мы решаем при помощи наших представительств, — удержание действующих клиентов и привлечение новых. Безусловно, мы настроены на развитие, особенно с учетом того, что в этом году наш собственник заявил о намерении инвестировать около 3,5 млрд руб. в развитие предприятия в течение следующих 5 лет, до 2019 года. Часть этих средств уже пошла на открытие производства в Чехии и торгпредств.
Гендиректор «Атлантис-Пака» также добавил, что в компании начали развивать сеть европейских агентов. В каждой крупной западноевропейской стране, включая Францию и Италию, будет работать региональный представитель компании по продажам.
«Атлантис-Пак» был куплен «ГРУППОЙ АГРОКОМ» Ивана Саввиди в 2011 году за рекордные 6,5 млрд руб. (неофициальные данные). Вскоре после сделки, накануне вступления России в ВТО, Иван Саввиди, комментируя N покупку украинского завода по производству пищевой оболочки, заявлял:
— Мы расширяем рынок сбыта, удваиваем устойчивость. Задача — сделать «Атлантис-Пак» крупной международной компанией с паутиной представительств по всему миру.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин называет чешский ход ростовского производителя вполне логичным:
— Стратегия, ориентированная в первую очередь на сокращение логистических издержек и повышение уровня сервиса, выглядит целесообразно. Полагаю, что наличие удаленного распределительного центра с дополнительными функциями конечной обработки продукции позволит значительно оптимизировать дистрибьюцию и в целом упростит дальнейшую экспансию на зарубежные рынки. Ключевым фактором повышения конкурентоспособности компании будет возможность работать с контрагентами в рамках концепции just in time, когда необходимые компоненты в нужном объеме оперативно поставляются партнерам, снимая необходимость формирования и содержания запасов. Такой принцип организации логистики наиболее востребован на высококонкурентных рынках.
О планах активной экспансии на зарубежные рынки в последние годы заявляли и другие крупные производители из Ростовской области. В 2012 году глава «Глории Джинс» Владимир Мельников связывал это решение с замедлением темпов продаж в России. В интервью журналу «Сноб» в этом году он сообщил, что в 2015 году центральный офис компании, скорее всего, «уедет из этой страны»: «Чтобы развитие было глобальнее, мы уедем в Гонконг».
Курс на активное развитие в Европе взял «Ростсельмаш». Дмитрий Удрас, гендиректор владеющего заводом ЗАО «Новое Содружество», говорит, что рынки европейских стран заставляют улучшать сервис:
— Организовывать производство в Европе для нас экономически нецелесообразно, но мы заинтересованы в увеличении продаж. Год назад открыли торговое представительство в Венгрии и арендовали склады. Торгпредство открыто для удобства европейских дилеров; склады — чтобы ускорить доставку запчастей для комбайнов и тракторов с 7 дней до 24 часов.