Новошахтинск может стать центром рекордных инвестиций
В Новошахтинский завод нефтепродуктов (НЗНП) - вторую по величине донскую компанию — её собственники планируют вложить 177 млрд рублей. Проект может стать крупнейшим, из тех, что реализовывались на Дону с нуля в постсоветский период.
В ходе Петербургского международного экономического форума губернатор Ростовской области Василий Голубев и представитель НЗНП подписали соглашение о реализации инвестиционной программы, центром которой станет выпуск топлива класса Евро 5. Сейчас завод выпускает главным образом тяжелые нефтепродукты: судовое топливо, мазут и битум.
Со стороны инвесторов соглашение о развитии НЗНП подписал исполнительный директор ООО «Юг Энерго» (контролирует НЗНП) Дмитрий Шуньков, бывший заместитель директора Департамента переработки нефти и газа Министерства энергетики РФ.
В «Агентстве инвестиционного развития Ростовской области» сообщают, что 177 млрд рублей будут вложены в расширение видов выпускаемого заводом топлива, в том числе класса Евро 5, а также в строительство новых очередей очистных сооружений предприятия.
На первом этапе, который, как сообщил журналистам на форуме Дмитрий Шуньков, рассчитан на 5 лет, компания планирует выпустить на рынок первый товарный бензин марок 92 и 95 по классу Евро 5:
- Это будет достаточно большой объем. Порядка 717 тыс тонн в год. Параллельно с ним идет проект производства товарного дизеля. Порядка 2 млн тонн появится в течение 5-7 лет. С сегодняшнего дня мы запускаем и проект реконструкции очистных сооружений. В целом наши инвестиции рассчитаны на 10 лет. Будем углублять переработку, планируем довести до 100%.
Василий Голубев уточнил, что до 2024 года запланированный объем инвестиций составляет 50 млрд рублей: — Планы предприятия согласуются с программой долгосрочного развития региона, рассчитанной до 2030 года. Правительство будет сопровождать этот проект, оказывать поддержку. Естественно, мы будем обращать внимание на то, чтобы он соответствовал всем экологическим требованиям, — заявил губернатор. Выпуск Евро 5 ставился в качестве цели с момента создания предприятия известным донским бизнесменом Сергеем Кисловым в 2009 году. Это должно было позволить компании вмешаться в конкуренцию на внутреннем рынке топлива для легкового автотранспорта и нарастить экспорт. В 2015 году «Юг Энерго» (материнская компания НЗНП) объявило о заключении соглашения с Китайской национальной химико-инженерной корпорацией о поставке соответствующего оборудования.
Вице-президент ассоциации «Прогресс», одного из крупнейших розничных продавцов ГСМ в области, Эдуард Бабаев приветствовал тогда проект НЗНП, надеясь, что он снизит издержки региональных покупателей и стабилизирует розничную цену на бензин.
- Топливо 5-го класса, которое мы сегодня получаем, приходит за тысячу километров, — говорил он. — Основные его поставщики для большинства компаний — уфимские и самарские нефтеперерабатывающие заводы, астраханский завод. На юге есть завод, в Волгограде, но его мощностей не хватает даже «ЛУКОЙЛУ», а завод нефтепродуктов в Туапсе ориентирован на «РОСНЕФТЬ» и экспорт. Фактически, мы с этих заводов ничего не получаем, есть предложения, но небольшие. И если НЗНП будет производить даже дизельное топливо 4–5-го классов, то это уже будет хорошо. На сегодняшний день, насколько мне известно, он производит только судовое маловязкое топливо (СМТ), а если у него появится высокооктановое топливо, для рынка это просто будет прорыв.
Предприниматель указывал на то, что разрыв в стоимости топлива из-за доставки доходит до 3 тыс. рублей на тонну — биржевая цена, плюс рост железнодорожных тарифов. Проект НЗНП, по его мнению должен решить и проблему дефицита топлива летом.
Однако с Китаем что-то не заладилось. Между тем государство требовало от всех российских НПЗ до 1 июля 2016 года произвести модернизацию, чтобы перейти на выпуск Евро 5. В марте 2016 года заместитель главы Ростехнадзора Светлана Родионова критиковала собственников НЗНП за срыв сроков установки вторичной переработки нефти.
Однако до сих пор завод выпускает главным образом тяжелые нефтепродукты: судовое топливо, мазут и битум.
В прошлом году началось движение в составе собственников НЗНП. Сергей Кислов, который с момента запуска НЗНП выступал в качестве лица компании, стал дистанцироваться от этой роли. В СМИ часто было принято было называть его собственником. Однако в редких частных беседах он говорил, что не является таковым, уклоняясь от вопроса о реальных бенефициарах завода. Источники N полагают, что их следует искать в высших эшелонах российской элиты.
Подтверждением служит тот факт, что в 2015 году родственная заводу компания «НЗНП Трейд» победила в конкурсе Роснедр на получение лицензии, позволяющей вести добычу нефти на Гавриковском месторождении в Ханты-мансийском автономном округе, одном из наиболее перспективных в России. Выигрышем никому не известной компании была недовольна «Роснефть». Однако внезапно от своих претензий отказалась.
До этих пор основной проблемой для расширения бизнеса завода аналитики в один голос называли ограниченный объем сырья. Теперь эта проблема, похоже, решается.
На своем сайте «НЗНП Трейд» регулярно сообщает о бурении скважин. До 2021 года должна начаться пробная эксплуатация, а затем — полномасштабное освоение месторождения. Полученную нефть планируется перерабатывать на НЗНП.
Броуновское движение в числе базирующихся за рубежом конечных собственников НЗНП наблюдалось все 10 лет. На данный момент деятельностью завода управляет столичное ООО «УК «НПЗ» под руководством выходца из структур «Лукойла» Александра Мельникова. Управляющая компания через «Юг Энерго» котролируется, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», двумя кипрскими офшорами: ООО «Вентолор Инвестментс Лимитед» и ООО «Тетеос Глобал Лимитед».
Масштаб намечаемых инвестиций поистине грандиозен. Если к объявленной сумме прибавить 15 млрд рублей потраченные на создание первой очереди НЗНП и инвестиции за 10 лет существования, то сумма, вероятно, будет близкой к 200 млрд рублей.
До сих пор в Ростовской области самым крупным из построенных с нуля предприятий за постсоветский период, по наблюдениям N, является новый аэропорт Платов, в который по официальным данным было инвестировано более 37 млрд рублей. В развитие ГК «Евродон», находящейся сейчас в процессе банкротства, было вложено 23 млрд руб. Из числа проектов, которые претендовали на звание прорывных, стоит вспомнить почивший в бозе «ТагАЗ», в который, как писал N, было инвестировано в свое время 300 млн долларов (порядка 19 млрд руб. по нынешнему курсу). Стадион «Ростов Арена» обошелся примерно в 20 млрд бюджетных рублей.
Все указанные проекты софинансировались государством. Кредиты госбанков, по мнению N, сюда также имеет смысл относить. Наибольший объем частных инвестиций при этом был вложен в аэропорт: 18,3 млрд рублей.
Как заявил корреспонденту N Дмитрий Шуньков, компания уже инвестирует в развитие собственные средства, однако также рассчитывает и на финансовую поддержку государства, направив соответствующее письмо в Минэнерго.
В 2015 году «НЗНП трейд» смогла сделать стартовый платеж за Гавриковское месторождение в размере 6,7 млрд рублей.
В прошлом году бизнес НЗНП, судя по опосредованным данным, показал существенный рост. Производство кокса и нефтепродуктов выросло в регионе, согласно данным Ростовстата, на 30%. При этом последний отчет завода датирован 2017 годом, по итогам которого он показал выручку в размере 96,8 млрд руб. и чистую прибыль более 1 млрд рублей.
НЗНП согласно рейтинга N является второй по размеру выручки компанией Ростовской области по итогам 2017 года и при этом крупнейшим экспортером. Его новая инвестпрограмма могла бы существенно улучшить региональную статистику. Динамика основных экономических показателей Ростовской области после окончания футбольных строек проседает. В 1 квартале рост производства, по данным Ростовстата, остановился (-0,6%), инвестиции сократились на 12,6%, а сальдированная прибыль крупного и среднего донского бизнеса - на 36%.