Летний гипермаркет
Спустя год после открытия гипермаркета в Крыму ростовская розничная сеть «Ассорти» появится с этим форматом на рынке Абхазии. Ставку совладелец компании Михаил Сичинава делает на летний сезон, привлекающий каждый год до 4 млн человек.
Ростовская ГК «Миллениум» откроет первый за пределами России гипермаркет площадью 5–5,5 тыс. кв. м своей розничной сети «Ассорти». К крупноформатным магазинам в Ростове и Севастополе к концу лета добавится еще один — в Абхазии.
Как рассказал N совладелец ГК «Миллениум» Михаил Сичинава, помещение под гипермаркет компания построит в центре Гагры. Розничное подразделение ГК «Миллениум» присутствует на абхазском рынке около трех лет. Инвестора привлекла свободная ниша крупноформатного ретейла. По его словам, в Абхазии работают розничные магазины площадью 100–200 кв. м, в подразделении ГК «Миллениум» ориентируются на развитие форматов от 1 тыс. кв. м.
— Мы видим потенциал для развития в Абхазии. Каждое лето здесь бывает до 4 млн туристов. Если говорить о разрешительных процедурах, то с чиновниками здесь не легче и не труднее. Везде своя специфика, но в целом мы видим стремление идти навстречу. Система налогообложения схожая с российской. Рабочая сила при этом дешевле, в Ростове реализовать подобный проект стоило бы на 20–25% дороже.
Объем инвестиций в открытие гипермаркета составит, по словам г-на Сичинавы, около 70 млн рублей. Большая часть из них — заемная, подразделение компании работает с местными банками, ориентировочный срок окупаемости — 5–6 лет.
Ассортимент гипермаркета составит 18–19 тыс. позиций, это будут как продукты питания, так и бытовая техника, одежда и пр.
Глава торгпредства России в Абхазии Юрий Айкин сообщил, что сегодня на территории страны реализуют проекты крупные федеральные компании — «РОСНЕФТЬ» и подразделение «МегаФона» «А-Мобайл».
— Если говорить о ретейле, в Гагре с середины 2000-х гг. работал крупный торговый центр «Континент», учредителем которого выступал бизнесмен из Екатеринбурга. Однако 2 года назад он был закрыт из-за конфликта инвестора с арендодателями, — рассказал г-н Айкин. — Российские ретейлеры, включая федеральных игроков, проявляют интерес, но говорить о конкретных планах пока рано.
Г-н Айкин предположил, что инвесторов может останавливать сезонный характер спроса: он стабильно высок только в течение летнего сезона, длящегося около четырех месяцев.
Михаил Сичинава подтвердил, что в гипермаркете будут учитывать эту специфику и максимально насыщать полки товарными позициями именно в летний период.
Источник N, знакомый с ситуацией на абхазском рынке, полагает, что российские торговые сети останавливают его непрозрачность и риски, касающиеся вопросов безопасности:
— Внесезонный спрос незначителен: средняя зарплата в Абхазии — 10 тыс. руб., пенсия — 500 руб.; официальная безработица — 70%, — утверждает он. — Отдельный вопрос — безопасность ведения бизнеса: местные правоохранители и представители судебной системы пока не проявляют особого энтузиазма, когда встает вопрос о защите прав предпринимателей.
Собеседник издания предполагает, что ростовский инвестор рассчитывает на успех в числе прочего потому, что имеет абхазские корни: «связи в Абхазии играют не последнюю роль» (Михаил Сичинава — уроженец абхазского г. Гудаута).
Как сообщил корреспонденту N Олег Папаскири, партнер юрфирмы «Александров и Папаскири», специализирующейся на сопровождении инвестпроектов в Абхазии с 2007 года, с точки зрения текущего функционирования объекта абхазское законодательство не отличается чрезмерной строгостью.
— Абхазское законодательство в этой плоскости менее детализировано с точки зрения ограничения продаж отдельных категорий товаров, например сигарет. Однако есть требования об использовании абхазского языка в рекламной продукции не менее чем на 50%, — поясняет он.
Г-н Папаскири также отмечает, что на импорт отдельных товаров в Абхазию может потребоваться получение лицензий уже внутри самой республики.
— Традиционно мы рекомендуем клиентам не спешить с подписанием документов и вкладыванием средств. Подготовительный этап обычно заключается в проведении юридических экспертиз имущества или документов, а также в оценке правового поля. Например, это может быть анализ налогового законодательства или льгот для иностранных инвесторов, — подытоживает он.
Как сообщил N Михаил Сичинава, развитие формата гипермаркетов видится ему привлекательным:
— Рентабельность этого формата по отношению к другим выше в два — два с половиной раза.