«Хотим построить еще одну фабрику»
Гендиректор ГК ELIS Александр Еремеев помимо фабрики по производству женской одежды, которую собирается строить в Шахтах, планирует возвести еще одну в Саратовской области. По его словам, администрация сама предложила компании арендовать участок с техусловиями под новое производство, договор подписали в июле.
Оборот ГК ELIS, специализирующейся на пошиве женской одежды, по словам гендиректора Александра Еремеева, увеличивается на 15–18% в год параллельно с открытием новых магазинов. На конец года у компании будет 91 магазин, из них 63 — собственных, 28 — партнерских. Магазины сети в этом году по сравнению с прошлым демонстрируют рост продаж в диапазоне 4–12%, что удается благодаря расширению ассортимента. ГК ELIS рассчитывает в этом году завершить проектирование двух будущих фабрик в Шахтах и городе Вольске Саратовской области и приступить к их строительству с разницей в один год. N: — Удалось ли вам приступить к строительству первой очереди швейной фабрики в Шахтах, чей старт планировался в августе?
А.Е.: — Пока нет. Уже 3 с половиной года мы ведем проектирование, но никак не можем получить готовый проект и начать строить. Это связано с тем, что там сложные условия проектирования, имеются проблемы с получением техусловий, еще больше все осложняет низкий уровень профессионализма проектировщиков — пожалуй, такой же, как и у строителей.
Мы хотим построить еще одну фабрику. В июле подписали договор аренды одного гектара земли в городе Вольске Саратовской области. Саратовская администрация сама вышла на нас и предложила создать у них производство. За аренду одного гектара в Вольске мы будем платить 40 тыс. рублей в год, примерно в 10 раз меньше, чем здесь. Нам предоставили участок с техусловиями подключения к воде, электричеству и газу. Цена вопроса приемлемая, а главное, нет никаких проволочек, долгих разговоров, торгов и пустых обещаний. Когда в Шахтах нам выделяли участок, мы платили за оценку, оформление, межевание, там же все это делают на средства бюджета. Администрация проявляет явную заинтересованность в том, чтобы у них строились новые производства. В 6 часов вечера мне звонят на мобильный и говорят: «Здравствуйте, я министр финансов Саратовской области и хотел бы, чтобы у вас был мой мобильный». Представить себе такое в Ростове сложно.
N: — И когда планируете приступить к строительству?
А.Е.: — В Вольске собираемся построить такую же фабрику, как и в Шахтах, — на 200 сотрудников. Cначала хотели закончить один проект и на основании него с этими же проектировщиками сделать то же самое в Вольске. Но в связи с тем, что они затягивают сроки и в целом мы недовольны взаимоотношениями, мы пригласили другого проектировщика и параллельно запускаем работу над новым проектом. К Новому году планируем получить проект, уже прошедший экспертизу. После этого будем выбирать, где начать строительство, поскольку не сможем запустить две фабрики одновременно, нужна разница хотя бы в один год.
N: — Какие сложности возникли с получением техусловий в Шахтах?
А.Е.: — Бывает две ситуации: когда есть возможности, но дорого, и когда возможности нет. Вторая может вывести из себя любого предпринимателя. В Шахтах у нас нет возможности подключиться к городской канализации и воде, и, скорее всего, придется подсоединяться к сетям завода «Гидропривод». Это грозит нам тем, что мы попадаем в зависимое положение, завтра придет новый собственник, решит на месте завода сделать что-то другое — и все. В Водоканале нам сказали, что не могут выдать техусловия, пока не построят насосную станцию. Отговорка это или так и есть на самом деле, неизвестно. Цена должна быть сразу. Стоимость здесь формируется, будем говорить прямо, не всегда честно. В Шахтах поменялся мэр, может, что-то и изменится, хотя он говорил, что не имеет существенного влияния на Водоканал, поскольку это частная компания. А Саратовская область пока радует.
N: — В этом году вы говорили, что проект фабрики в Шахтах пришлось сократить в 2 раза из-за нехватки рабочих рук. Неужели там такая печальная ситуация с кадрами?
А.Е.: — Такая ситуация с кадрами везде. Нам нужны сотрудники с хорошей квалификацией и определенным набором навыков, которым мы будем платить достойную зарплату. Часть работников можно было бы найти в Ростове, но мы пришли к выводу, что люди не готовы тратить на дорогу до работы больше 40 минут. Изначально мы предполагали перенести в Шахты все наше производство, думали, что будем привозить и отвозить сотрудников. Но основной контингент наших работников — женщины, у которых есть «вторая смена» — семья и дети. И им нужно место работы, до которого они будут ехать не больше 40 минут.
В Шахтах можно набрать 400 сотрудников, это вопрос времени. Но тогда заполнять фабрику придется 4 года. Если же построить фабрику на 200 человек, то заполнить ее можно за 2 года. Зачем 2 лишних года содержать, отапливать, освещать пустую фабрику? Экономически выгоднее построить 2 очереди, чем все производство сразу.
N: — Какой прирост может дать запуск новых производств?
А.Е.: — Это зависит от того, как мы разовьемся к этому времени. У нас по плану рост на 15–18% в год, в среднем так и получается. Скорее, на 18% рассчитываем, 15% получаем. Объемы производства фабрики, рассчитанной на 200 работников, составят 277 тысяч единиц женской одежды в год — это 30% от выпуска в 2012 году. Но вся фабрика не будет запущена одномоментно. Скорее всего, в первый год работы нового производства прирост составит 15%. Если нам удастся придерживаться запланированных темпов роста, каждый год мы будем запускать новую часть фабрики и размещать на ней прирастающий объем.
N: — На сколько компания выросла в 2012 году?
А.Е.: — В денежном выражении рост в прошлом году составил 25%, в натуральном — около 18%. Это связано с развитием розничной сети: мы открыли 8 собственных и 8 партнерских магазинов. В этом году откроем 15 собственных и 8 франчайзинговых магазинов. На конец года у нас будет 63 собственных и 28 франчайзинговых точек. Всего планируем открыть 150 магазинов: 100 собственных, 50 партнерских.
N: — Почему при открытии некоторых магазинов вы стали использовать более дорогие оборудование и материалы, другой дизайн и освещение?
А.Е.: — У нас есть основной стандарт магазина, который мы эксплуатируем уже 6 лет, сейчас мы сделали новый концепт — и первым делом реализовали его в «Горизонте». Этот стандарт дороже и предназначен для торговых центров более высокого уровня. Но и затраты на него в два раза больше. Если объем инвестиций в открытие обычного магазина составляет 2–2,2 млн руб., то на новый требуется 4 млн руб. Партнерам мы даем право выбора. Но в принципе экономика будет та же, потому что качество материалов лучше, дольше не надо будет делать рестайлинг.
N: — Как оцениваете сотрудничество с торговыми центрами?
А.Е.: — В этом году стало сложнее работать, ставки аренды повысились, а лояльность девелоперов уменьшилась. Вроде бы, жизнь легче не стала, но они тем не менее ужесточают условия работы. Это касается всех торговых центров, не только ростовских.
N: — Удается ли вам наращивать рентабельность?
А.Е.: — Нет, но мне кажется, что это нормально. Чем более зрелым и развитым становится общество, тем меньше рентабельность. Мы не повышаем рентабельность, а делаем цену своим конкурентным преимуществом. Нам лучше продавать больше и регулярно, чем дороже. Поэтому порой сами сдерживаем рентабельность. Сегодня она у нас на уровне 10%.
N: — Расширяете ли ассортимент?
А.Е.: — Да, мы продолжаем совершенствоваться в производстве вязаных изделий, развиваем это направление уже три года. Сейчас это единственное производство, которое работает в три смены. Изделия изготавливаются с минимальным участием ручного труда, оборудование позволяет делать их вообще без швов. Мы остались довольны первыми результатами.
Совсем недавно занялись производством пуховых изделий, приобрели итальянское оборудование и в этом году сделаем первую промышленную партию. Надеемся представить своей целевой аудитории оптимальное соотношение цены и качества. Начинаем работу и над аксессуарами, шарфами, палантинами, вязаными шапками, перчатками. Сейчас сделаем экспериментальную партию, потом купим специальное суперсовременное оборудование и запустим производство.
N: — Как оцениваете покупательную способность в этом году?
А.Е.: — Я могу ее оценивать только по результатам наших продаж. Прирост продаж в магазинах в этом году по сравнению с прошлым составил от 4% до 12%. Я считаю, что это вполне приличный результат. Если на рынке спрос и стал меньше, то у нас он не изменился, не исключено, что из-за успехов в ассортименте.