Донское вино немецкого разлива
Винодельня «Вилла Звезда», созданная группой немецких бизнесменов в партнерстве с донским предпринимателем, ожидает получения лицензии на производство алкоголя в Мартыновском районе Ростовской области. Российско-немецкое СП планирует выпускать премиальные вина из виноматериала собственных виноградников, которые были заложены 4 года назад. Первый большой урожай будет получен в этом году.
Немецкий бизнесмен Дмитрий Гейдебрехт (справа), занимающийся поставками в Россию европейской техники для виноградарства и садоводства, совладелец российских дочерних предприятий ООО «ЭРО — Бингер Рус» и ООО «Шумахер», и Юрий Химичев, гендиректор и совладелец «Южно-Цимлянского», обеспечивающего сырьем завод «Цимлянские вина», стали партнерами в проекте винодельни «Вилла Звезда».
Первый большой урожай будет получен в этом году. Партнеры планируют развивать и винный туризм — специально для этого винодельня была построена в виде виллы в немецком стиле. Объем инвестиций создателей СП «Вилла Звезда» в закладку виноградников на 50 га и строительство винодельни мощностью 200 тыс. бутылок в год один из экспертов оценивает в сумму около 100 млн рублей. Продавать такие объемы вина у предприятия получится не сразу, считает эксперт: отечественные производители продают всего 700–800 тыс. бутылок премиального вина в год. Спрос на такое вино растет, но не так динамично, как хотелось бы.
На виноградниках «Виллы Звезде» планируется использовать уборку только вручную. Фото Сергея Венявского.
В процессе получения лицензии на производство вина находится совместное российско-немецкое предприятие «Вилла Звезда», расположенное в Мартыновском районе Ростовской области, об этом рассказал акционер предприятия Дмитрий Гейдебрехт. Сейчас в собственности предприятия находится 50 га земли в поселке Малая Мартыновка, где 4 года назад были высажены несколько сортов винограда, в том числе рислинг, шардоне и местные сорта — цимлянский, сибирьковый, красностоп золотовский. В прошедшем, 2013 году был получен первый урожай. Тогда же была достроена и оснащена современным оборудованием винодельня, получившая романтическое название. Мощности предприятия — 200 тыс. бутылок в год.
90% в бизнесе принадлежит немецким предпринимателям, среди них — Дмитрий Гейдебрехт, занимающийся поставками в Россию европейской техники для виноградарства и садоводства, в том числе самоходных виноградоуборочных комбайнов и чеканочных машин ERO, а также комплектующих для жатвенных систем производства немецкой группы «Шумахер» на комбайностроительные заводы СНГ и вторичный рынок. Г-н Гейдебрехт является совладельцем российских дочерних предприятий ООО «ЭРО — Бингер Рус» и ООО «Шумахер». 10% долей «Виллы Звезда» владеет Юрий Химичев, гендиректор и совладелец «Южно-Цимлянского» — сельхозпредприятия, обеспечивающего сырьем завод «Цимлянские вина».
— Мы давно знакомы с Юрием Химичевым: первый новый комбайн для виноградарства, поставленный нами в Россию, пришел в его хозяйство. Наша дружба имела решающее значение при принятии решения заняться виноделием именно в Ростовской области, — рассказал Дмитрий Гейдебрехт. — Сама же идея такого бизнеса витала в воздухе. Мои друзья живут в Кемерово. Когда я еду из Германии, я всегда везу оттуда хорошее вино, чтобы их угостить. Ни 10, ни 5 лет назад хорошего вина российского происхождения в сибирских магазинах не было, да и сегодня тоже практически нет. А приезжаешь сюда, в Ростовскую область, к Юрию, и он угощает отличным вином из своего винограда. Захотелось делать хороший продукт, чтобы за него не было стыдно.
Партнеры планируют выпускать продукт премиального уровня, который будет распространяться в ресторанах и винных бутиках:
— Мы будем производить вино классическим методом — с большим использованием ручного труда. Например, уборка винограда будет идти вручную. Применение машин будет небольшим.
До конца года новому предприятию не удалось получить лицензию на производство вина у Росалкогольрегулирования, первый урожай пришлось продать.
— В следующем году у нас уже будет хороший, полноценный урожай. Надеюсь, что контролирующие органы не будут больше затягивать с выдачей лицензии и мы начнем заниматься вином, — говорит Дмитрий Гейдебрехт. — Вообще, пока у нас складывается впечатление, что контролирующие органы в России не заинтересованы в появлении новых отечественных производств.
Помещение, в котором располагается винодельня, построено как вилла, рядом — виноградники. Летом территорию планируется обустроить таким образом, чтобы можно было организовывать развлекательные мероприятия.
— Мы специально организовали площадку так, чтобы развивать винный туризм. Рассчитываем, что это будет одна из статей дохода предприятия, — отмечает Дмитрий Гейдебрехт.
Объем вложений в развитие проекта партнеры не называют. Один из экспертов алкогольного рынка предположил, что стоимость проекта вместе с закладкой виноградников и строительством винодельни могла составить около 100 млн рублей, хотя он оговорился: чтобы дать точную оценку, нужно знать начинку винодельни.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин предположил, что объем инвестиций в подобный проект может составлять около $ 5 млн.
О похожем проекте в 2010 году заявила группа компаний Mozart House. В 2015 году она планирует запустить винодельню на юге Азовского района, вблизи х. Эльбузд. Ее планируемая мощность — 100–110 тыс. бутылок в год. Несколько лет назад компания заложила в Азовском районе виноградники на площади 50 га. Президент ГК Mozart House Александр Винник в 2010 году рассказывал N, что компания готова вложить в проект около 10 млн евро, однако в дальнейшем он предпочитал не комментировать вопрос о фактическом объеме вложений (см. N, № 1042).
Пока же в Ростовской области на выпуске премиальных вин из аборигенных сортов винограда специализируется только «Винодельня Ведерниковъ», входящая вместе с Миллеровским винзаводом в холдинг «Донвинпром». Она действует с 2006 года.
— Рынок премиального вина (стоимостью от 400 рублей на полке) очень сложный, тут нет такого количества потребителей, как в массовом сегменте, — отмечает гендиректор «Донвинпрома» Валерий Тройчук. — В России в премиальном сегменте продается 700–800 тыс. бутылок отечественного вина в год. При этом люди, у которых есть деньги на дорогое качественное вино, привыкли покупать европейские вина, вина Нового Света, чья история складывалась десятилетиями, а то и веками. Мы выпускаем премиальное вино с 2006 года и в этом году приблизимся к тому, чтобы продать 100 тыс. бутылок. Только в этом году появился активный интерес к нашему вину со стороны столичных рестораторов и винных бутиков. Потребовалось немало времени, чтобы убедить их в том, что мы производим вина высокого уровня, ничем не уступающие лучшим мировым образцам. В 2005 году, когда мы начинали этот проект, нам казалось, что мы умеем очень многое, но жизнь показала, что совершенствование технологического процесса, подходов к выращиванию винограда, оттачивание стиля своего вина — это кропотливая ежегодная работа, требующая постоянного самоанализа. Нельзя просто перенять технологию производства, нужно искать свой способ работы. Так что только время покажет, насколько будет успешен новый проект на этом рынке. В целом было бы хорошо, если бы в Ростовской области появлялись новые предприятия, ставящие своей целью производство премиального вина. Это позволило бы укрепить статус нашего региона как винодельческого, и наш собственный продукт перестал бы быть своеобразным нонсенсом, исключением.
Собеседник N также заметил, что винный туризм — это модная и перспективная тема:
— Отмечу, что для его развития очень важна инфраструктура. К сожалению, отечественный винный туризм проигрывает европейскому: у нас крайне мало сохранилось красивых исторических строений, которыми можно было бы любоваться, винзаводы представляют собой типовые строения, с эстетической стороны показывать особенно нечего. Если новому предприятию удастся создать привлекательный для туристов объект, то он будет пользоваться спросом. В целом интерес к винному туризму есть: последние 8 лет весной и осенью местные туркомпании организуют водные маршруты по Дону, туристы едут на теплоходах до Константиновска, мы обеспечиваем трансфер на наши виноградники и «Винодельню Ведерниковъ», проводим дегустации. Для многих туристов эти поездки стали традиционными.
— Одна из тенденций в России за последние три года — признание отечественных вин за рубежом на самых престижных дегустационных конкурсах, — отмечает директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. — В этом году началось серьезное вхождение качественного отечественного вина в московскую и питерскую HoReCa, к примеру вина «Винодельни Ведерниковъ» появились в ресторанах Новикова.
Г-н Дробиз согласился с оценкой объема потребления отечественных премиальных вин, данной Валерием Тройчуком, и добавил, что премиальные вина в небольших количествах производят все крупные прозводители: «Цимлянские вина», «Донвинпром», Chateau le Grand Vostock, «Фанагория», «Мысхако», «Кубань-Вино», «Абрау-Дюрсо».
— В денежном выражении объем российского рынка вина составляет около $ 7–8 млрд и сохраняет значительный потенциал роста, — отмечает Максим Клягин. — Среднедушевое потребление вина в России формируется на невысоких уровнях — около 7 л/г для плодовых и виноградных вин и менее 2 л/г для игристых и шампанских вин, что в среднем в 3,5–5 раза ниже показателей, характерных для европейских стран. Факторами, неблагоприятно отражающимися на динамике развития отрасли, выступают прежде всего сравнительно невысокий уровень платежеспособного спроса, высокие инвестиционные барьеры развития промышленного виноградарства, зависимость рынка от поступлений по импорту — предложение внешних рынков остается пока заметно более конкурентоспособным.