г. Ростов-на-Дону
13 декабря 2024 17:45:05
103.95
110.48

Чтобы тур приносил прибыль

Предприниматель Александр Солодовников развивает систему автоматизации бизнес-процессов для туроператоров автобусных туров и внутреннего туризма. Аналогов системы, по словам основателя, не существует. К сервису подключились уже 112 туроператоров из Ростовской области, Татарстана, Нижнего Новгорода, Калининграда, Дагестана и Грузии.

Идея создать систему ERP ODYSSEA появилась у ее основателя Александра Солодовникова после непростого опыта ведения туристического бизнеса. Более 17 лет он организовывал туры выходного дня на Черноморское побережье, в Крым и на Кавказ:

— ERP-система появилась как боль, которую я закрывал в своем собственном проекте. Это был семейный бизнес. В портфель входило больше 40 авторских туристических программ, с нами работали 83 агентства Ростовской области. Заполняемость была, в принципе, хорошая, количество новых туристов росло, но появились сложности с управленческим учетом. Когда у тебя десятки туров, огромный поток клиентов, а все считается практически в ручном режиме. Мы стали попадать в кассовые разрывы. Чем больше оборот, тем больше кассовый разрыв. Начали искать системы оцифровки бизнеса. Были разные программы, но они не решали ключевых задач. Я стал разрабатывать систему самостоятельно, но проблемы у бизнеса были уже на пике. В 2017 году, до того как появилась ERP ODYSSEA, мы приняли непростое для нас решение и закрыли компанию, закрыли последний офис. Всего в Ростове-на-Дону их было четыре. 27 сентября 2017 года мы перестали заниматься туроператорской деятельностью.

Александр ушел в IT-сферу, решив завершить начатую разработку и превратить ее в бизнес. ERP ODYSSEA представляет собой электронную систему управления компанией. Ее основные функции — это управленческий учет, планирование продукта и аналитика туристического направления. Сервис предназначен в первую очередь для туроператоров, которые организуют автобусные туры.

— Кажется, что автобусные туры — это узкая ниша, — говорит предприниматель. — На самом деле это не так. Посмотрите, сколько в Instagram разработчиков мелких авторских туров. В России зарегистрировано 4264 туроператора автобусных туров. Только 10% пользуются электронными системами. Туроператоры мало тратят на софт, но рынок растет, тренд на автоматизацию усиливается.

ERP ODYSSEA включает в себя полный конструктор туристического пакета, счетчик маржинальности и систему светофора, которые в режиме реального времени показывают, насколько тур получается экономически выгодным в момент активных продаж.

— Представим, что вы планируете тур выходного дня, — продолжает Александр. — Узнаем цены за проживание и питание в гостинице, заносим себестоимость в систему, потом ставим автобус, указываем количеств мест, подтягиваем стоимость за проезд туда-обратно, везде указываем планируемую наценку. Составляем карту маршрута. Делаем тур активным, формируется ссылка с информацией о программе, наглядной картинкой, сколько и какие места в автобусе забронированы. Ссылку на тур можно разместить на сайте, в социальной сети, отправить своим агентам. Есть вариант забронировать конкретное место в автобусе прямо в e-mail рассылке. Расчеты продукта никто не увидит. Коммерческая информация доступна только менеджерам туроператора.

Система ведет учет всех продуктов, считает предполагаемую выручку и показывает, насколько каждый тур получается прибыльным. Красный свет означает, что тур в минусе, желтый сигнализирует о рисках и нулевом доходе, зеленый — проект выходит в плюс.

— Чтобы маржинальность покрывала затраты и бизнес приносил прибыль, туристической компании нужно учесть зарплатный фонд, агентские комиссии, налоги, скидки для клиентов, аренду офиса, оплату коммунальных платежей. Бывало такое, что отправляешь полный автобус в Крым, а он оказывается убыточен. Неправильно просчитали продукт, дали слишком большие скидки. В процессе продаж не замечаешь этого. Идет поток 50 автобусов в месяц, занимаешься обслуживанием людей, а кассовые разрывы и убыток видишь, когда бухгалтер начинает делать план-факт-анализ. Система показывает все в реальном времени. Можно действовать оперативно, стимулировать продажи, корректировать скидки, — говорит Александр Солодовников.

ERP ODYSSEA включает и инструмент аналитики спроса. Он позволяет поставить любую точку на карте в системе и посмотреть, востребованы ли туры в этом месте. Сервис получает данные компании Tazeros Global, которая работает с операторами связи и анализирует географию перемещения людей в разных точках страны. ERP ODYSSEA опирается также на сервисы «Яндекс Wordstat» и Google Trends, которые показывают количество запросов по ключевым словам, например «туры в Сочи». Собрав данные, система показывает индекс спроса в отмеченной на карте точке и обновляет его раз в неделю.

По словам г-на Солодовникова, аналогичной ERP ODYSSEA системы с такими инструментами аналитического прогноза не существует. Основным конкурентом являются CRM-системы, которые оцифровывают взаимодействие бизнеса с клиентами:

— У CRM-систем ограничен функционал. Это в основном учет клиентов. Многие пользуются просто Excel-таблицами. ODYSSEA — это ERP-система. Она оцифровывает всю инфраструктуру бизнеса. Взяли автобус, создали тур, посчитали, увидели, насколько он выгоден, выставили в продажу, тур начал наполняться. Это еще никто не оцифровывал.

Стоимость пользования сервисом составляет 10 тысяч рублей в месяц за одного менеджера. Для небольших туроператоров, у которых в портфеле до 10 продуктов, предусмотрена бесплатная модель поддержки. Сейчас продуктом пользуются 112 туроператоров из Ростовской области, Татарстана, Нижнего Новгорода, Калининграда, Дагестана и Грузии. В проект Александр Солодовников вложил около 6 млн рублей, 5,3 млн рублей из них — личные средства, остальное — гранты.

— Когда создаешь IT-продукт, инвестируешь много и безбожно: несколько уровней общения с клиентами, маркетинговые исследования, зарплатный фонд, поддержка технических процессов. Час работы наших программистов стоит 45 долларов. Процессом разработки помогает управлять мой партнер Андрей Сорокин. Он full-stack-разработчик, вкладывает в проект свои компетенции, — рассказывает Александр.

Окупить вложенные средства г-н Солодовников рассчитывает в 2023 году. ERP ODYSSEA заработала в 2018 году и за это время принесла основателю 1,8 млн рублей прибыли. Он отмечает, что число пользователей постепенно растет, и мечтает освоить рынок автобусных туров в Индии.

— Там очень развит автобусный туризм. Копнули и поняли, что только на Гоа 5 тысяч перевозчиков, а электронных систем учета совсем нет. Они там чуть ли не с журналами ходят. Рынок очень интересный. Будет здорово, если мы сможем перевести программу на хинди и экспортировать продукт туда, но это планы на будущее.

Просмотров: 6460

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Инвестпроекты
Чтобы тур приносил прибыль
Инвестпроекты застройщиков «Эталон» и Dogma — беспрецедентные за всю постсоветскую историю Ростовской области. Вместе с другими новыми проектами комплексной жилой застройки они заняли 9 из 10 позиций в рейтинге крупнейших в донской экономике. Некогда крупнейший на Дону инвестпроект модернизации Новошахтинского завода нефтепродуктов опустился на 3-е место.
Инвестпроекты
Чтобы тур приносил прибыль
Федеральный застройщик ГК Dogma объявил о планах построить около 3 млн кв м жилья и 220 тыс. кв м коммерческих помещений на 300 га в районе Кумженской рощи. Инвестиции в проект составят 230 млрд рублей.  Питерская ГК «Эталон», ранее объявившая о планах построить другие 300 га в этом же районе уточнила детали первого этапа застройки.
Инвестпроекты
Чтобы тур приносил прибыль
Ростовский торговый дом «Донские угли» инвестировал 270 млн рублей в запуск новой лавы на шахте имени Баракова в Краснодонском районе ЛНР. Всего в модернизацию и восстановление производства на подконтрольных 10 шахтах в ЛНР компания вложила в текущем году 3 млрд рублей.
Инвестпроекты
Чтобы тур приносил прибыль
Президент ФК «Ростов» — известный ростовский бизнесмен Арташес Арутюнянц проинвестирует реконструкцию старейшего загородного отеля под Ростовом — «Каньон», в котором любили бывать первые лица области и федеральные чиновники.