г. Ростов-на-Дону
27 апреля 2025 00:15:46
82.65
94.36

Практика «большого взрыва»

Как увеличить прибыль компании при помощи Big Data. Оптимизация издержек бизнеса, определение факторов, влияющих на клиентский поток, построение прогнозов — вот далеко не полный перечень того, что сегодня «умеют» большие данные (Big Data). Грамотная работа с их аналитикой дает любой компании шанс в разы увеличить прибыль.

Разрушители иллюзий

По оценкам компании Frost & Sullivan, опубликованным на портале TAdviser, в 2021 году общий объем мирового рынка аналитики больших данных увеличится по сравнению с 2016 годом более чем в 2,5 раза и составит 67,2 млрд долларов. Прогнозируемые ежегодные темпы роста — 35,9%. В настоящее время в России анализом больших объемов информации с использованием облачных технологий занимаются мобильные операторы, интернет-компании, банки, ретейлеры. Собирается информация о любых действиях потребителя, которые можно зафиксировать. Это передвижение абонентов сотовой связи, использование банковской карты при оплате покупок, подключение к Wi-Fi в общественном месте, поведение в социальных сетях и другое. Причина взрывной популярности больших данных проста, отмечают эксперты.

— Управлять на основе фактов проще и выгоднее, чем на основе мнений или иллюзий, — считает руководитель проекта «Вектор» Академии Ростеха Андрей Батрименко. — Поэтому бизнес и принятие решений на основе данных (data driven decision) — это устойчивый современный тренд в менеджменте.

— Часто приходится слышать вопрос: «Почему просто не спросить клиентов, чего они хотят?» —говорит директор ростовского филиала МТС Игорь Марьясов. — Но, во-первых, участник опроса может просто сказать неправду. Во-вторых, люди часто сами не знают, чего хотят. Они не склонны записывать и анализировать каждый свой шаг. Big Data дает представление об их действительном, а не желаемом поведении.

От банков до хантинга

Frost & Sullivan утверждает, что в ближайшее время крупнейшими сегментами рынка аналитики больших данных станут производственный сектор, финансы, здравоохранение, охрана окружающей среды и розничная торговля.

При этом в разных отраслях большие данные задействованы по-разному. В первую очередь Big Data востребованы самими операторами. К примеру, в 2016 году МТС запустила пилотный проект по использованию технологий Big Data в развитии розничной сети. С помощью обезличенных данных абонентов определяется оптимальное расположение салонов связи с учетом проходимости, загруженности сети, потребности местных жителей.

Вице-президент, заместитель директора департамента ИТ-развития банка «Открытие» Дмитрий Первухин рассказал, что в банковской сфере эти технологии чаще всего используют в CRM-системах для построения клиентских профилей и формирования лучшего предложения. Другие области применения: скоринг кредитного риска, системы борьбы с мошенничеством и другие аналитические задачи.

В торговле чаще всего анализируются продажи и остатки товара, чтобы выявить наиболее востребованные позиции и повысить эффективность выкладки. Кроме того, Big Data позволяет создать портрет «лучшего» покупателя и активнее работать именно с «идеальной» целевой аудиторией.

— Собрав и проанализировав информацию о покупках, можно узнать, когда у прилавка выстраивается очередь, когда магазин пустует, и скорректировать рабочие графики сотрудников, — рассказывает Игорь Марьясов. — При анализе статистики выявляются ходовые позиции, товары, востребованные в определенный сезон, а также продукция, на качество которой жалуются покупатели. Так оптимизируются закупки и список поставщиков.

Большие данные можно с успехом применять и в сфере услуг. Руководитель пресс-службы HeadHunter по федеральным округам Елана Таращук рассказала, что соискателям на сайте hh.ru помогает сервис, в основе которого — Big Data и искусственный интеллект: рекомендации учитывают специальность, навыки, название учебного заведения. А рекрутер может не просто самостоятельно вести поиск, но и смотреть подборку, предлагаемую сайтом.

Большие данные используются в разных сферах, но в рекламе без них уже не обойтись. Кстати, для этого не обязательно даже выходить в интернет. Достаточно, чтобы клиент что-то покупал и имел карту лояльности. Инструменты Big Data позволяют рекламодателю достучаться до целевой аудитории здесь и сейчас.

По словам Игоря Марьясова, на Западе наметился тренд на автоматизацию настройки и размещения рекламы. Например, McDonald's отказался от услуг почти 50 креативных агентств. Организация перевела на платформу компании Omnicom Group все региональные рекламные активности, чтобы сократить расходы и оптимизировать работу.

— В России по такому принципу работает сервис «МТС Маркетолог», позволяющий точно таргетировать рекламу с помощью Big Data и выстраивать коммуникации в разных каналах, — заметил Игорь Марьясов.

— Технология позволяет сузить поток информации для конечного потребителя — он получает уже целевую рекламу, которая заточена под него и, скорее всего, будет интересна.

По словам эксперта, сервис помогает небольшим компаниям и фрилансерам самостоятельно привлекать новых клиентов, поддерживать их лояльность и увеличивать продажи.

Предприниматели могут без помощи маркетологов запускать рекламные кампании через несколько каналов: SMS, e-mail, мессенджеры и баннеры в интернете. Малый бизнес часто использует листовки. Это недорогой способ, но его эффективность сложно оценить. И совсем невозможно выяснить, кто именно получит рекламу. Больше контроля дает SMS-рассылка с верными таргетами. Ее стоимость сопоставима с затратами на листовки, а эффективность при должном использовании выше. При правильной настройке таргетинга рассылка не воспринимается как спам. Сообщения получат только те люди, которым интересен продукт, а сообщение придет только в нужной локации и в нужное время.

Просмотров: 4826

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Инновации
Практика «большого взрыва»
Ростовский агрохолдинг «Степь» в тестовом режиме запустил роботизированную линию на собственном сырном производстве. Автономные манипуляторы осуществляют автоматическую укладку упакованного сыра на палеты для дальнейшей транспортировки.
Инновации
Практика «большого взрыва»
Даниилу Фурсе 21 год. Он вместе с командой развивает стартап BeAbo Digital Guide. Это сервис персонификации путешествий, в котором используется искусственный интеллект. При регистрации пользователя алгоритм будет определять его психоэмоциональный портрет, для того чтобы дать рекомендации. Сейчас проект находится на завершающей стадии, ведется работа над MVP (минимально жизнеспособным продуктом).
Инновации
Практика «большого взрыва»
Терминалы Сбера на новом ростовском автовокзале «Центральный» стали чаще использовать для оплаты покупок с помощью биометрии. Средний чек — от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей.
Инновации
Практика «большого взрыва»
Студент Южного федерального университета Денис Мезенцев вместе с командой разработал программно-аппаратный комплекс определения пола у цыплят по заказу Таганрогской птицефабрики. Cистема камер с помощью компьютерного зрения сканирует короб с птицей на движущейся платформе и посылает сигнал на микрокомпьютер платформы. Тот обрабатывает информацию и, в зависимости от пола, составляет маршрут для подвижной части. Привычные способы определения пола не всегда надежны и требуют много времени. Из-за этого бизнес теряет прибыль.