г. Ростов-на-Дону
30 сентября 2020 18:14:17

Роботы-кладовщики из Ростова ищут работу

Ростовчанин Максим Олейников со своей компанией WayBot Robotics вошел в пятерку победителей конкурса «Старт-1» Фонда содействия инновациям. Его роботы-логисты уже сданы в аренду доставочной фирме «СДЭК» и тестируются ростовским «Леруа Мерлен»
Роботы-кладовщики из Ростова ищут работу На испытаниях ростовских роботов-логистов (тачка на первом плане) в «Леруа Мерлен».

Директор и основатель компании WayBot Robotics Максим Олейников, предлагая разработку PalletBot для складов, сетует на бюрократизм и подозрительное отношение к инновациям среди российских бизнесменов, считает, что за границей у ростовских роботов перспектив больше. Крупный логист считает направление, в принципе, правильным, но указывает на проблемы с окупаемостью и скоростью ремонта таких роботов.

Максим Олейников — автор нескольких амбициозных инновационных проектов. Его фирма «Энергодар» занималась разработкой коробочного решения для электростанции, работающей от солнечной энергии. Этот проект «не выстрелил». Зато проект производства солнечных коллекторов, с которым г-н Олейников стал победителем всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России — 2015», получил масштабную реализацию. Сперва по приглашению Василия Голубева предприниматель принял участие в установке светофоров в рамках областной программы «Дорога к школе», а затем светофоры на солнечных батареях поставлялись в разные регионы от Крыма до Мурманска.

Сейчас компания WayBot Robotics занимается разработкой и производством сервисных роботов. Фирма была основана в 2016 году. Под началом г-на Олейникова объединились молодые специалисты — выпускники ДГТУ и ЮРГПУ (НПИ). Первым проектом стали роботы-консультанты, которые работали в Ростовском зоопарке и фан-зоне чемпионата мира по футболу. Следующим этапом стала разработка PalletBot для складов. После интеграции с системой управления складом (WMS) робот будет получать от нее задания и без участия человека отыскивать палеты с товаром, поднимать их и перевозить в указанное место. При этом один робот замещает одну единицу техники и двух операторов, он в три раза меньше стандартного погрузчика и в 10 раз легче. Первоначально систему хотели предлагать напрокат, но, по мнению Максима Олейникова, идея проката малоперспективна:

— Бизнес-модель Robot-as-a-Service (RaaS) — роботы как сервис — аренда. Ее основное преимущество в том, что у бизнеса нет капитальных затрат и рисков при внедрении. Со «СДЭКом» у нас договор как раз об аренде роботов, но с правом последующего выкупа. 50 тысяч за робота в месяц для бизнеса много, а для нас очень мало — долго окупается. А вот в США или Европе простой грузчик, например, получает 2,5-4 тысячи долларов — около 200 тысяч рублей, поэтому бизнес охотнее смотрит в сторону роботов.

Одновременно в компании идут разработки роботов-уборщиков для магазинов и складов. По словам предпринимателя, в мире много успешных проектов, а в России — два или три проекта, которые пока не зарабатывают:

— Мы начали заниматься именно логистическими роботами, потому что это очень востребованное направление. Уже сейчас в сторону автоматизации и робототехники смотрят очень многие компании: логистические, ретейл, производства. У конкурентов все сводится к автоматизации уже существующих погрузчиков, тяжелых и габаритных, мы разработали гораздо более компактного робота. Для управления обычно используют стандартные алгоритмы, требуется нанесение специальных маркеров или магнитных лент, бесшовный Wi-Fi. Мы хотим сделать быстрого и обучаемого робота с использованием нейронных сетей для разнообразных задач, чтобы заказчику не требовалось перенастраивать систему при малейших изменениях условий. Это особенно важно для масштабного бизнеса, где различные условия на разных предприятиях. Мы будем делать систему, где несколько роботов будут одновременно работать и между собой общаться, распределять задачи. На Amazon роботы перевозят полки с мелким товаром, а мы будем возить палеты весом до 1500 кг. Такой системы, как у нас, нет ни у кого.

Грант, выигранный компанией, составляет два миллиона рублей. На разработку полностью готового к серийному производству робота потребуется 20 млн. Сумму собственных вложений предприниматель озвучить затруднился. В конце первого года по условиям программы фирма должна представить функционирующий прототип. Комплектующие для сборки закупаются в Китае и США. Площадкой для производства первоначально был ДГТУ, сейчас WayBot Robotics переезжает на собственную площадку. Программное обеспечение полностью разрабатывается внутри компании.

Уже создана роботизированная платформа, которую испытали на складе магазина «Леруа Мерлен» в ростовской «МЕГЕ». Результаты испытаний разработчики называют промежуточными — тестовый робот растерялся в большом пространстве, но дал массу данных для дальнейшей работы. Сотрудничество с сетью продолжится разработкой роботов-уборщиков. Константин Петренко, директор «Леруа Мерлен» в ТЦ «МЕГА», находит идею роботизациии интересной, но в будущем:

— Мы получили интересный опыт, но сейчас тяжело сказать о возможности скорого внедрения. Нужно просчитывать множество параметров. Помимо стоимости важно учесть грузоподъемность, прочность, ресурс работы. Примеры использования роботов уже есть во многих компаниях, особенно на Западе, но пока нет четкого понимания эффективности.

Также WayBot Robotics ведет переговоры с компаниями Х5 Retail Group, «СДЭК», российским подразделением Coca-Cola, аэропортами Домодедово и Платов. Взаимодействие с российским бизнесом Максим Олейников считает слишком бюрократизированным:

— В стране декларируется направление на инновации, но я бы назвал российские компании очень прижимистыми, что, в принципе, понятно. В Европе многие компании проводят оплачиваемые пилотные проекты одновременно с несколькими конкурирующими стартапами. Выбирают лучшее решение. Часто это стартапы на уровне идеи или прототипа — MVP. Первое, что можно услышать от российских компаний: «Покажите, где ваша штука уже внедрена и работает». Это в большей мере характерно для госкорпораций, окологосударственных компаний и малого и среднего бизнеса. В крупных частных компаниях немного проще. Х5 ищет стартапы со всего мира, но все-таки с деньгами расстается не очень охотно. Мы вели переговоры с КамАЗом. Руководители предприятия сказали нам да. Но на среднем уровне все забуксовало, переговоры заглохли. Нам дали неаргументированный отказ — сказали, что пока не нашли площадки для внедрения. Даже ТЗ не предоставили. У меня есть опыт работы в Германии, налажены деловые контакты. Я вижу, с каким интересом идут на эксперименты в зарубежных компаниях, и вынужден признать, что там у наших разработок гораздо больше потенциальных покупателей, чем в России. Сейчас мы ориентируемся именно на западный рынок — там выше конкуренция, но уже оформился спрос. В ближайшие годы запланирована релокация компании за пределы России.

Главным аргументом для внедрения роботизированных систем г-н Олейников считает снижение финансовых и организационных издержек:

— Общение с крупными сетями продемонстрировало мне их цель автоматизировать рутинные процессы. В частности, Х5 Retail Group — более 40 распределительных центров по стране, на каждом не менее 20 единиц техники, и на каждой единице еще по два оператора. Стандартные ситуации: люди болеют, тратят время на нерабочее общение и перекуры, ошибаются, темп работы у всех разный. Фактически все общение с персоналом сводится к головной боли руководителя. Плюс ежемесячные расходы на оплату труда, платежи, обеспечение формой и так далее. Все хотят так или иначе решить эти вопросы. Сейчас стоимость наших роботов будет достаточно высокой. Это около двух миллионов рублей и затраты на внедрение. С ростом объемов производства роботы будут дешеветь. Мы видим, что рынок, в принципе, готов к замене человека на машину. Это неизбежно. Самый главный плюс нашей системы в том, что она позволит стабильно снижать издержки на персонал. Для малого и среднего бизнеса такой переход пока недостижим, крупные игроки, готовые вкладывать в инновации, станут еще крупнее.

Генеральный директор ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» (СКЛП) Виктор Халын считает, что применение роботизации имеет свои особенности:

— При строительстве нашего нового терминала мы рассматривали этот вопрос. И не стали внедрять роботов. И потому, что окупаемость проблематична, и потому, что сложности с оперативной поставкой запасных частей, а простой в логистике очень дорог. Есть еще сложности. И не только финансовые. Мы применили роботизированную технику, интегрировали ее программное обеспечение в систему управления складом и получили ожидаемый эффект. Но все это интересно. Успех может быть только в интеграции опыта теоретиков и практиков.

WayBot Robotics ищет партнеров для пилотных внедрений среди крупных логистических и производственных предприятий. Максим Олейников уверен, что при наличии инвестиций проект выйдет на окупаемость через полтора-два года.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Инновации
image
На региональной конференции «Цифровая прокачка» эксперты «Ростелекома» предложили решения по цифровой трансформации Ростовской области. Мероприятие организовали АНО «Цифровая экономика» и региональное правительство.
Инновации
image
«Ростсельмаш» начал внедрение системы визуализации процессов сборки комбайнов, разработанной под заказ студентами и выпускниками ДГТУ, а также школьниками «Яндекс.Лицея». Разработка помогает контролировать ритмичность сборки и вовремя выявлять отклонения от графика.
Инновации
image
По словам Дмитрия Бартошевского, совладельца ООО «Программные технологии», его компания решает сложные задачи разработки геоинформационных технологий, поэтому ценится на рынке США и Канады.
Инновации
image
Научно-исследовательский технологический центр нейротехнологий (НИТЦ) ЮФУ, по словам его руководителя Валерия Кироя, совместно с московской компанией «АСТ» создает высокотехнологичное производство, где будут использованы достижения ростовских ученых.
Инновации
image
В Ростове-на-Дону в четвертый раз проходит крупнейший на юге России ежегодный конкурс-смотр изобретателей и инноваторов «Донская сборка». Тематика конкурса — умное сельское хозяйство, цифровая трансформация агропромышленного и индустриального комплексов.
Просмотров: 5557

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Инновации
image
«Ростелеком» и Госкорпорация Ростех представили на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» («ЦИПР-2020») новые цифровые решения на базе мобильных сетей пятого поколения (5G). Ростех впервые представил функциональный макет базовой станции 5G отечественного производства. «Ростелеком» представил практические варианты использования возможностей 5G.
Инновации
В станице Бессергеневской Ростовской области прошли очередные испытания умного комбайна семейства TORUM, который создали в компании Ростсельмаш. На этот раз агромашина тестировалась на операции «уборка подсолнечника».
Инновации
image
Россельхозбанк решил взяться за масштабную и достаточно затратную задачу, такую как создание цифровой экосистемы в АПК. Внедрение системы уже началось.
Инновации
Крупнейший производитель сельхозтехники в России своеобразно отреагировал на кризис, связанный с пандемией: набирает сотрудников, увеличивает производство и запускает уникальные инновационные проекты.
Реклама на сайте и в газете
Заказать