Лизинг двигают лидеры
Крупные лизинговые компании сообщают о заметном росте портфелей своих подразделений, работающих на юге России. За I квартал объемы нового бизнеса Юго-Западного регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг» выросли на 37%, ростовского филиала компании «CARCADE Лизинг» — на 50%. Отмена налога на движимое имущество, который был одним из стимулов для заключения лизинговых сделок, по мнению участников, не окажет серьезного влияния на рынок. Они считают, что наиболее существенна для бизнеса возможность экономить на налоге на прибыль.
По оценкам агентства «Эксперт РА», в 2012 году объем нового бизнеса на российском рынке лизинга вырос всего на 1,5% (без учета «ВЭБ-лизинга» рынок сократился на 5%). Годом ранее общероссийский рынок вырос почти на 80%. Резкая смена тренда, по оценкам аналитиков, обусловлена снижением активности в сегменте ж.-д. техники (–14%), что, в свою очередь, вызвано перепроизводством вагонов, коррекцией цен на подвижной состав, падением ставок аренды и сокращением объема железнодорожных перевозок. За прошлый год на юге России (Южный и Северо-Кавказский федеральные округа) прирост нового бизнеса лизингодателей составил 20%, превысив отметку 48,5 млрд рублей (34,9 млрд рублей по Южному ФО, 13,6 млрд рублей по Северо-Кавказскому). Для сравнения: по итогам I кв. 2013 года объемы нового бизнеса в Юго-Западном филиале ЗАО «Сбербанк Лизинг» выросли на 37%, в Северо-Кавказском филиале объемы нового бизнеса увеличились в 50 раз.
— Рост обеспечила реализация крупных инвестиционных проектов в республиках Северного Кавказа, — поясняет директор Юго-Западного регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг» Алексей Иванов. — В целом рынок лизинга на Северном Кавказе еще не насыщен и можно прогнозировать его дальнейший рост, который, скорее всего, будет опережать среднюю динамику по стране.
— Более интенсивный рост лизинга в ЮФО, и в частности в Ростовской области, связан с тем, что ж.-д. техника не оказывает значимого влияния на локальный рынок, так как по большей части он сформирован более мелкими, но активно развивающимися сегментами — легковых и легких коммерческих автомобилей, — уточняет директор представительства компании «CARCADE Лизинг» в Ростове-на-Дону Марина Зарянкина.
Прирост нового бизнеса по Ростовской области за январь — март нынешнего года в «CARCADE Лизинг» увеличился на 50,3%, объем нового бизнеса в регионе составил 177,9 млн рублей. Наибольший спрос традиционно отмечается в сегментах лизинга автотранспорта, в том числе самоходной техники, грузового автотранспорта и строительной техники.
По словам собеседников N, в Ростовской области «имеются широкие возможности для развития лизинговых услуг». До сих пор основную прибыль лизинговым компаниям, формирующим региональный рынок лизинга, обеспечивает крупный и средний бизнес. Так, большинство клиентов Юго-Западного регионального филиала компании «Сбербанк Лизинг» — «юридические лица на общей системе налогообложения, занятые в торговле, строительстве и грузоперевозках». В последние годы, однако, растет и число индивидуальных предпринимателей, использующих лизинг и заинтересованных посредством лизинговых операций минимизировать налог на прибыль.
В частных лизинговых компаниях отмечают, что обострение конкуренции на региональном рынке обусловлено прежде всего стратегией компаний с госучастием, которые в последние годы открывают здесь новые представительства, продолжая удерживать низкие ставки.
— Для преодоления конкуренции со стороны госкомпаний мы развиваем дополнительные услуги и предложения, — рассказала Марина Зарянкина. — К примеру, в прошлом году в нашей компании стартовала программа «Больше чем лизинг», которая позволяет клиентам не только оформить в лизинг автомобиль, но и получить пакет сопутствующих сервисов: регистрацию в ГИБДД, страхование, консультирование по налогообложению и специфическим правовым вопросам, сопутствующим лизинговой сделке, а также техническое обслуживание на дорогах.
Впрочем, о важности грамотного использования технологий говорят и в госкомпаниях.
— Исключительно за счет низких ставок привлечь новых клиентов трудно, — подчеркивает Алексей Иванов. — Нам приходится довольно плотно взаимодействовать с партнерами, поставщиками, разрабатывать новые методы работы для их привлечения. Конкурентоспособность любой лизинговой компании наряду с уровнем ставок удорожания обеспечивают скорость принятия решений по сделке, гибкость в принятии решений.
К концу прошлого года ставки удорожания в среднем по рынку лизинга снизились с 13% до 10% годовых. Сегодня, по словам участников обзора, тенденция снижения ставок сохраняется.
С начала года не признается объектом обложения налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств. В связи с этим среди участников рынка возникали опасения, связанные с потерей лизингом одного из своих важных конкурентных преимуществ: до сих пор избежать уплаты налога на движимое имущество можно было, заключив лизинговую сделку и отнеся это имущество на баланс лизингодателя. Теперь этот стимул исчез. Собеседники N, однако, подобных опасений не разделяют. Отмена налога на движимое имущество, уверены они, не лишит лизинг привлекательности, поскольку сохраняются другие его ключевые особенности: применение ускоренной амортизации, возмещение НДС, отсутствие необходимости дополнительного обеспечения сделки, простота оформления, возможность использования государственных субсидий по возмещению первоначального взноса и оплаченным процентам.
— В сегменте автомобильного лизинга, на котором специализируется наша компания, возможность экономии по налогу на движимое имущество традиционно уступает место оптимизации налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, — говорит Марина Зарянкина.
По оценкам Алексея Иванова, до конца 2013 года объем лизингового рынка Ростовской области вырастет незначительно, до 5%. Рост обеспечит увеличение спроса на дорожно-строительную технику, связанное с реализуемыми строительными проектами и ремонтными работами.
Рынок лизинга подрастет за счет дорожного строительства
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ, директор Юго-Западного регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг»:
— Реализация планов по дорожному строительству окажет благотворное влияние на рынок лизинга. Так, в 2013 году планируется завершить строительство Южного обхода Красного Сулина, провести реконструкцию примыканий на автодороге ст. Егорлыкской и Сальска в районе поселка Целина, приступить ко второму этапу строительства Северного обхода Ростова-на-Дону — реконструировать участок автодороги от трассы М-4 до поселка Щепкина, продолжить строительство автодороги Ростов-на-Дону — Азов, отремонтировать более 300 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения общей стоимостью 1,7 млрд рублей, капитально отремонтировать свыше 500 м мостов и более 60 км автомобильных дорог общей стоимостью 1,4 млрд рублей. Не стоит забывать и о других перспективных проектах. В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года будет продолжена координация работы по строительству Ворошиловского моста, развитию транспортной инфраструктуры левобережья Ростова-на-Дону.