Лизинг дорожает и укорачивается
Стоимость лизинга с начала года выросла на 2–3%, а средние сроки сделок начали сокращаться с 3 до 1,5–2 лет.
Опрошенные N представители лизинговых компаний говорят о стагнации рынка. Единственный сектор, где по итогам года ожидается рост, — лизинг легковых авто. Спрос на лизинг грузового транспорта, в особенности импортного, падает в связи с ослаблением рубля. По словам участников обзора, с начала нынешнего года на рынке лизинговых услуг существенных изменений не произошло. Во всех основных сегментах в той или иной степени продолжает снижаться спрос.
— Со стороны малого бизнеса, на работе с которым специализируется наша компания, спрос снижается последние 2–3 года, — рассказал генеральный директор «МСБ-Лизинга» Роман Трубачев. — Более или менее положительную динамику мы наблюдаем в агросекторе и предприятиях МСБ, опосредованно связанных с ОПК и гособоронзаказом. Остальные сегменты по большей части стагнируют или показывают нулевую динамику.
До конца года, считают собеседники N, обстановка на рынке не изменится.
— Региональный рынок лизинга по итогам года, скорее всего, продемонстрирует волатильность в пределах плюс-минус 3%, — говорит директор представительства № 2 лизинговой компании CARCADE в Ростове-на-Дону Виктория Гребенникова. — При этом отдельные сегменты покажут умеренный рост. Объем нового бизнеса в сегменте лизинга легкового автотранспорта в Ростовской области, по приблизительным прогнозам, прибавит 10–15% относительно результатов 2013 года. Структура лизинговых портфелей в регионе незначительно изменится: по итогам года увеличится доля лизинга легкого коммерческого транспорта. Сегмент легковых автомобилей увеличит удельный вес в совокупном объеме нового лизингового бизнеса в регионе.
По данным агентства «Автостат», в первом полугодии этого года в Ростовской области было продано 27,7 тыс. новых легковых автомобилей, что на 11,8% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи легких коммерческих автомобилей в области просели на 19,5%. Было продано всего 610 грузовиков, что на 32,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На сокращающемся рынке доля лизинговых продаж легкового транспорта в Ростовской области увеличивается.
— Традиционно доля кредитов в объеме продаж легкового транспорта составляла около 40%, доля лизинга — около 5%, — рассказала региональный директор Южного филиала РОСБАНКА Евдокия Малогловец. — По результатам 2014 года этот показатель может удвоиться и составить более 10%.
На рынке продаж грузового транспорта, где доля лизинга традиционно высока (до 50%), участники рынка отмечают существенное падение спроса, в особенности на машины, приобретаемые за валюту.
— Многие клиенты в настоящее время предпочитают отложить обновление грузового автопарка до лучших времен, — рассказала Евдокия Малогловец. — Это особенно заметно на рынке корпоративных продаж техники, стоимость которой привязана к валюте. Клиенты более настороженно ведут себя при покупке предметов лизинга в долларах и евро в связи с высокой волатильностью курсов.
Островком стабильности в отношении спроса остается премиум-сегмент «легковушек».
— В последние 2–3 года хорошим спросом пользуются различные модели кроссоверов и автомобилей премиум-сегмента. Такие машины владельцы бизнеса и топ-менеджеры, как правило, приобретают для личного пользования, — делится наблюдениями Виктория Гребенникова.
Росту продаж лизинговых услуг таксопаркам по специальным программам, по словам собеседников N, препятствуют высокие тарифы на автокаско, установленные страховщиками для передаваемых в лизинг авто.
Стоимость лизинга с начала года, по оценкам самих участников рынка, увеличились примерно на 2–3% вслед за увеличением ставок финансирования в банках. Средняя длительность договоров лизинга в крупных компаниях по-прежнему составляет около 3 лет, однако наметилась тенденция на их сокращение до 1,5–2 лет.
— Это связано с неопределенностью состояния экономики в долгосрочной перспективе, — поясняет Роман Трубачев. — Разумеется, ставки, сроки и объемы финансирования зависят от кредитоспособности клиента, но в общем мы можем обозначить следующие параметры предложения: переплата по договору — от 6,5% до 10% в год от стоимости техники, сроки договоров до 5 лет, авансы — от 20%, объемы финансирования — от 1 млн до 50 млн рублей.
Наиболее типичными клиентами лизинговых компаний по-прежнему остаются юрлица на общей системе налогообложения, возмещающие НДС.
— Если компания получает еще и субсидии на лизинг, стоимость финансирования для нее может быть снижена до 6–8% годовых, — отмечает Роман Трубачев.