Сто к одному
Василий Голубев потратил на свою избирательную кампанию 102,5 млн рублей, один из его оппонентов — Владимир Башкатов — всего чуть более 1 млн рублей.
Почти 118,3 млн рублей израсходовали на проведение выборной кампаний пятеро кандидатов в губернаторы Ростовской области, собрав в своих избирательных фондах 135,7 млн рублей (по данным облизбиркома на 9 сентября). Расходы штаба Василия Голубева выросли почти на четверть по сравнению с кампанией 2015-го, когда было израсходовано 82,4 млн рублей.
По мнению экспертов, прошедшая кампания была довольно спокойной, без крупных публичных скандалов. По мнению политолога Дмитрия Абросимова, по ее завершении можно говорить о появлении одной креативной инициативы — идея разработки программы минимальных социальных стандартов для населения принадлежит Василию Голубеву и была поддержана спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко.
Несмотря на активное обсуждение среди профессионалов возможностей агитации в интернете и соцсетях, особенно в условиях пандемии, официально воспользовались этой возможностью только Алексей Лященко и Евгений Бессонов. По крайней мере, только они указали траты на «агитацию через сетевые издания» в своих финансовых отчетах. Возможно потому, что, как полагают эксперты, «эффективнее прямых встреч с избирателями еще ничего не придумано».
Выступая на пресс-конференции, посвященной предвыборной агитации, Дмитрий Абросимов упомянул о «широкой агитации в социальных сетях»:
— Используется прямая трансляция встреч, агитационных мероприятий. Но телеграм-каналы как новый способ агитации широко пока не используются, они не имеют агитационного воздействия, а используются как информационные каналы.
Александр Джадов, политолог, эксперт Единого центра общественного наблюдения за выборами в Ростовской области, полагает, что интернет-контент, SMM-продвижение до сих пор остаются вспомогательными элементами агитации.
— Печатные, традиционные материалы являются одним из наиболее эффективных инструментов, которые используются в предвыборной кампании, — считает эксперт.
Возможно, подтверждением этому могут стать тиражи печатных агиток, изготовленные для кандидатов. Штаб Василия Голубева выпустил и распространил почти 3,6 млн экземпляров различной печатной агитационной продукции (около 3 млн было в 2015-м). Петр Пятибратов отстал по этому показателю в 4 раза — у него около 860 тысяч экземпляров, а Владимир Башкатов — в 30 раз — 120 тысяч печатных агитационных материалов.
В целом, по мнению Александа Джадова, прошедшая кампания была достаточно спокойной:
— Как и пять лет назад, фаворит в ней был один, он имел абсолютное электоральное преимущество. Это можно заявить и с социологической точки зрения, и в целом, оценивая избирательную кампанию.
Отличие от выборов 2015 года заключается, на мой взгляд, в том, что в прошлый раз конкуренцию действующему губернатору составляли региональные политические тяжеловесы — Николай Коломейцев (КПРФ) и Михаил Емельянов («Справедливая Россия»). В этот раз его оппонентами стали довольно новые на региональном уровне политики. Возможно, поэтому их кампания была довольно слабой. Отметить стоит, пожалуй, только Петра Пятибратова, который активно проводил встречи в районах и городах области. Евгений Бессонов тоже встречался с избирателями, но, как ни странно, мне показалось, был слабо подготовлен к этим встречам, оперируя общими лозунгами, федеральной повесткой, к которой ни губернатор, ни местная власть не имеют отношения.