Недореформировали
У не самого успешного старта «мусорной реформы» в Ростове, как оказалось, есть всероссийское объяснение. Это не отдельное муниципально-транспортное головотяпство, а всероссийская неподготовленность. В общем, получилось как всегда, а будущее по-прежнему туманно, хоть и готовились, судя по отчетам, не меньше пяти лет.
Регионы оказались не готовы к вступлению в силу нового законодательства о переработке твердых коммунальных отходов, сказано в докладе фонда «Петербургская политика». Как поясняют эксперты, «реформа предполагала улучшение экологической ситуации, модернизацию переработки и перераспределение части финансовых потоков с концентрацией контроля в руках федеральных игроков, а не регионалов». Но инструментов не хватило. Фонд составил даже «топ самых ярких событий вокруг «мусорной реформы» в декабре 2018 года» в 50 российских регионах. Ростовская область в нем упомянута дважды. Эксперты отметили заявление областных властей об отказе от строительства мусороперерабатывающего завода в Левенцовке после протестов местных жителей и предложения губернатора Василия Голубева применить в ряде территорий области понижающий коэффициент норматива накопления ТКО, чтобы максимально смягчить для граждан повышение платежей за обращение с отходами.
И хотя после первых дней нового года ситуация с мусорным коллапсом постепенно нормализуется, вопросов о том, как будет развиваться реформа в Ростове, много, а ответов региональный оператор не дает, несмотря на запросы.
Непонятно, например, как можно обеспечить работу по новым стандартам (сортировка мусора, сокращение объема захоронения отходов и т. д.), если ни один межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий комплекс (МЭОК) еще не построен, а большинство даже не начнут строить в 2019 году. Если все пока работает по-старому, почему размер оплаты заметно вырос?
Жители Левенцовки добились переноса будущего мусороперерабатывающего завода от своих границ, но министр ЖКХ Андрей Майер в прошлом году заявлял, что подбор нового участка с соблюдением всех процедур может занять до 4 лет, а срок действия нынешнего полигона там же, поблизости от Левенцовки, продлили лишь на 11 месяцев. Какими процедурами пренебрегут или просто растянут срок работы нынешнего полигона по-тихому? А если предоставление участка можно ускорить вчетверо, можно ли этот частный опыт в дальнейшем распространить на все виды проектов?
Не ясно, будет ли в условиях переноса сортировочной площадки запущена, как было обещано, в первой половине этого года ГК «Чистый город» первая очередь экотехнопарка по сортировке отходов проектной мощностью в 800 тыс. тонн отходов в год? Вторым этапом обещают запустить переработку пластика в высококачественное сырье. Оборудование для нее должна поставить итальянская компания Coparm, сумма контракта составит 10 млн евро.
«Соглашение о поставке оборудования, подписи под которым оставили руководитель ГК «Чистый город» и директор Coparm, заключили 24 октября в Кремле. Общение руководителей ведущих российских и итальянских предприятий прошло в рамках встречи президента России Владимира Путина с премьер-министром Италии Джузеппе Конте», — сообщали СМИ прошлой осенью.
И еще есть масса вопросов: от того, по каким критериям выбирались операторы до условий, на которых будет перерабатываться отсортированное сырье сторонними компаниями, но, повторю, никто не торопится на них отвечать. Можно конечно, всем пренебречь и все силы бросить на борьбу с мусором, тем более что скоро лето, а тогда залежи отходов будут не только оскорблять взор, но и отравлять существование зловонием. Но стоило ли в таком случае банальный передел рынка обзывать реформой?