«Конфликтная ситуация возникла из-за администрации нашего родного города»
Предприниматель Тигран Казарян, владеющий несколькими участками бывшего санатория «Ростовский», рассказал, как возник и развивался конфликт с жителями дома по ул. Тракторной, 48, по поводу дорог
Земли бывшего санатория «Ростовский», приватизированные и распроданные много лет назад, до сих пор не имеют дорог и плана развития. Новые генплан и ПЗЗ определили, что можно строить на этой территории. Однако администрация города в течение двух лет не выдает разрешения на проведение работ по планировке и межеванию территории, без чего невозможно осваивать земельные участки. По мнению собственника большой доли этих земель Тиграна Казаряна, администрация города вставляет ему палки в колеса и дает СМИ порочащие его комментарии из-за изобличения им плохой расчистки реки Темерник.
— Долгое время длится конфликт между вами и жителями дома по ул. Тракторной, 48. Они вас обвиняли в том, что вы не вполне законно приватизировали земли бывшего санатория, забрав дорогу, по которой они раньше ездили, затем построили новую и сделали ее платной. Что вы не поделили с жильцами дома?
— На самом деле в приватизации санатория я не участвовал. Профсоюзы сначала распродали корпуса санатория, затем совместно с новыми собственниками этих корпусов всю землю приватизировали. В 2013-2015 годах я приобрел ряд участков вдоль береговой линии площадью 4,5 га к северу от реки Темерник по адресу: ул. Тракторная, 48. В 2017 году наша компания «Вавилон-А» купила у Федерации профсоюзов Ростовской области участок площадью 5,5 га и оставшиеся корпуса санатория.
Дом по ул. Тракторной, 48, — это недостроенный кардиологический корпус санатория «Ростовский», который простоял в качестве брошенной «незавершенки» 20 лет. С помощью этого корпуса было приватизировано более 15 га земли. В начале нулевых годов появился покупатель, желавший его достроить и оказывать врачебные услуги. Однако после экспертизы фундамента, которую провел «ДонТАСИС», он отказался, так как здание нельзя было восстановить.
Изменения в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) Ростова, разрешающие жилищное строительство на этих территориях, были внесены лишь в 2018 году. К этому моменту скандальный дом был построен и введен в эксплуатацию не по обычной процедуре разрешения от департамента архитектуры, а третейским судом (соглашение нескольких сторон). Росреестр поставил его на учет как многоквартирный дом (МКД) без земельного участка. Адрес дома — это адрес всего санатория, потому что участка, выделяемого по законной процедуре, у них не было. Коммерсант, купивший этот корпус, обещавший построить целый район, разделил землю на мелкие участки и распродал их, а под тем домом оставил землю ровно по периметру отмостки и еще несколько метров перед входом. К слову, сам он сейчас сидит в тюрьме.
Возвращаясь к моим участкам, сразу после приобретения я поставил себе цель — создание дорожной сети, поскольку без нее невозможно пользоваться собственностью.
— Каким образом вы решили создавать дороги?
— Поскольку там не было муниципальной земли, а только частная, я проработал три варианта решения вопроса. Первый — сделать с другими собственниками дорогу за счет выделения земель от каждого владельца. Второй — купить у меня долевую собственность участка, на котором я бы построил дорогу, и совместно ее финансировать. Более 20 собственников соседних маленьких участков согласились на такой вариант. Третий вариант — я строю дорогу на своей земле и делаю ее платной. В этом случае МКД мог бы помочь город, наложив на дорогу публичный сервитут или выкупив ее у меня. Такая практика есть: например, город выкупает частные земли для расширения дорог.
Жильцы МКД отказались от всех вариантов, даже не захотели вместо платы за проезд взять на себя содержание одного из двух постов охраны. В то же время на протяжении трех лет они судились с ООО «Вавилон-А», доказывая, что по участку компании проходит дорога и они имеют право по ней ездить. С их стороны всегда стоял забор, просто там не хватало одной секции, и люди привыкли пользоваться чужой собственностью. Санаторий прекратил работать в 2003 году, территория долгое время была брошена. Я починил забор и запретил ездить по территории моего предприятия. Суд подтвердил мое право.
— Со стороны ситуация выглядит так, что какой-то богатый предприниматель окружил своими землями жильцов. А потом, пользуясь их безвыходным положением, заставляет платить за проезд. Почему вы решили построить платную дорогу?
— Я решил строить дорогу, потому что у этих людей нет дороги к дому. Я видел, что они пользуются землей, которая для этого не предназначена. Прежде чем закрыть дырку в заборе, я отрезал от другого своего участка землю и построил дорогу с соблюдением всех юридических процедур, присвоил ей соответствующий статус. Я ее продлил и дальше по своей земле, в будущем дорога там нужна.
Платной дорогу я сделал лишь для того, чтобы муниципалитет принял решение, а когда было заявлено, что сервитут примут, я убрал плату и вернул деньги. Но меня обманули, сервитут построенной дороги не коснулся. И вот мы подошли к самому главному. На мой взгляд, вся эта конфликтная ситуация возникла из-за администрации нашего родного города.
— Поясните, пожалуйста, вашу точку зрения.
— С принятием в 2016 году изменений в Генплан поменялось назначение этих земель. Раньше это была территория ОС, предназначенная для лечебно-санаторных объектов. Теперь — МФ1 и МФ2, где разрешена многофункциональная застройка. Территория ООО «Вавилон-А», где находится отель «Ростовский», отнесена к МФ1, там можно строить гостиницы, санатории и т. п. Остальные территории к востоку от отеля, где находится и МКД, отнесены к зоне МФ2, предусматривающей и возведение жилья до 8 этажей. Затем были внесены соответствующие изменения в ПЗЗ. Нет только проекта планировки и межевания района.
Я нанял специализированную компанию. В январе 2020 года она от моего имени подала в администрацию города документы на получение разрешения на выполнение работ по планировке и межеванию территории. По истечении 53 дней, срока предоставления муниципальной услуги, мне не раз сообщали, что документ лежит на визировании у градоначальника. Летом мы обратились в прокуратуру, она ответила, что мэрия меня проинформирует. Устно мне сообщили, что, если я хочу получить разрешение, надо заново подать документы, но совместно с другим собственником, также обратившимся с аналогичной просьбой.
20 октября 2020 года мы подали совместное прошение. Опять результата нет. В последнем письме за подписью замглавы администрации по строительству А. В. Дикуна, которое пришло к нам 9 марта, обозначена новая причина: «Проект постановления администрации города от 25.12.2020 находится на визировании в администрации города. <...> Срок предоставления муниципальной услуги подлежит продлению на 30 дней со дня прекращения режима повышенной готовности». То есть они ходят на работу, а поставить подпись из-за ковида не могут.
У меня была мечта — благоустроить набережную, для этого я арендовал берега реки Темерник, занимался их благоустройством. А на своих прилегающих участках в будущем хотел построить кварталы в западном стиле.
Однако администрация города вставляет палки в колеса, не дает работать, комментирует мои действия в неприглядном свете, говоря, что я «душу» людей. Они замалчивают тот факт, что я построил дорогу, которую можно эксплуатировать, и это их вина, что сервитут наложен не на нее, а на проезд, где раньше была дырка в заборе.
— Почему администрация города вас так не любит?
— Это история началась в то время, когда с 2015-го по 2018 год город чистил реку Темерник. Подрядчик выполнил работы на 300 млн рублей — это прочистка участка реки от Ботанического сада до конца территории бывшего санатория «Ростовский». Как мы видели, подрядчик почти ничего не делал. Я как арендатор берегов реки выступал на различных совещаниях, говоря, что работы плохо ведутся. Например, на участок реки между пешеходным и автомобильным мостами земснаряд не заезжал. А с другой стороны моста земснаряд простоял 1,5 года без движения. Потом привезли новый земснаряд, который проработал месяц и уехал.
Первое, что сделала администрация города, — это инициировала через суд расторжение моего договора аренды береговой линии с федерацией, доказав, что его надо заключать с муниципалитетом. Однако со мной она его заключать не согласилась, а других желающих не было. При расторжении договора они даже не подписали акт приема-передачи. А я пытался им передать около 1200 кв. м уложенной нами плитки, бордюры, светильники. Вскоре по ночам начали пропадать фонарные столбы. Начинается третий год, как там все зарастает амброзией, лежит много поломанных деревьев, накапливаются груды мусора — муниципалитет этой территорией не занимается.
— В последнее время некоторые порталы публикуют оскорбительные материалы в адрес вашей семьи…
— Да, есть высказывания в духе «понаехали тут». Я и мои братья — коренные ростовчане, всю жизнь, за исключением годов службы в армии — а мы все трое служили, прожили в Ростове. Все, что мы приобретали в собственность, покупали за деньги. За последние 20 лет нами созданы различные предприятия в разных сферах народного хозяйства начиная от торговли, заканчивая промышленными предприятиями. Мы реконструировали около 100 тыс. кв. м недвижимости коммерческого назначения. До настоящего времени жилье мы не строили. Мы работаем на благо города, стремимся сделать его благоустроенным и комфортным, чтобы и нам, и остальным ростовчанам было приятно здесь жить.