Доцент юрфака ЮФУ о новом законе по борьбе со спамерами и кибермошенниками
1 июня вступит в силу Федеральный закон № 41-ФЗ о создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий. Какими будут эти меры, рассказывает доцент кафедры финансового права Юридического факультета ЮФУ, член Общественного совета при УФНС по Ростовской области Алла Киселёва.

Система опознавания звонков
Согласно 41-ФЗ, звонки с сомнительных номеров отныне будут помечаться особым образом, чтобы предупредить абонента о рисках. Если же человеку звонит настоящая законная компания вроде банка или мобильного оператора, об этом сообщит маркировка — бренд организации. Организации, которые проигнорируют требование об обязательной маркировке, попадут под спам-фильтры мобильных операторов. Это негативно отразится на дозвонах и снизит конверсию вызовов.
«Система будет работать на основе базы данных, где будут храниться номера легитимных компаний. Если номер не сохранён в телефонной книжке, но он есть в базе, то при звонке будет отображаться название компании. Мошенники могут попытаться обойти систему, используя подмену номеров или звоня с номеров, которые не зарегистрированы в базе», — объяснила Алла Киселёва.
Самозапреты
На сайте Госуслуги появится несколько новых IT-сервисов. Первый поможет устанавливать самозапрет на онлайн-оформление сим-карт, подобно тому, как работает самозапрет на выдачу кредитов.
«Второй самозапрет граждане смогут поставить на массовые обзвоны. Отключение нежелательных звонков и смс через портал «Госуслуги» поможет помочь снизить количество автоматических спам-звонков, но не гарантирует защиту от звонков с «живых» номеров», — добавила Алла Киселёва.
Сайт «Госуслуги» сможет присылать смс с кодом подтверждения только если человек в это время не разговаривает по телефону, чтобы мошенникам, пытающимся этот код выяснить, пришлось положить трубку, а у человека был шанс одуматься.
Базы мошенников
Одним из важных нововведений является создание единой государственной информационной системы для оперативного обмена данными о потенциальных угрозах и эффективной борьбы с киберпреступниками. Доступ к системе получат Генпрокуратура, Центробанк, Следственный комитет, банки и мобильные операторы. Это в перспективе повысит раскрываемость преступлений, связанных с телефонными и онлайн-мошенничествами.
«В том числе будет вестись сбор базы голосов преступников. База будет формироваться на основе жалоб пользователей и информации от операторов связи. Это может вызвать вопросы о приватности, но закон предполагает защиту личных данных. Важно отметить, что для внесения в базу необходимо наличие подтверждённых фактов мошенничества», — рассказала Алла Киселёва.
Защита родственников
Законом вводится институт уполномоченных представителей клиентов при переводе денежных средств. Вы сможете стать представителем пожилого родственника, чтобы в случае крупных переводов вы смогли отменить операцию и защитить деньги родного человека.
«Для этого необходимо оформить доверенность у нотариуса. Если мошенники уже убедили пожилого человека перевести деньги, важно немедленно обратиться в банк и правоохранительные органы для попытки возврата средств», — объяснила Алла Киселёва.
Подозрительное обналичивание
Если система заподозрит, что клиента заставляют снять деньги под давлением, банкомат ограничит выдачу наличных до 50 тысяч рублей в сутки на 48 часов. Также вводится месячный лимит в 100 тысяч рублей для снятия наличных через банкоматы, если Центробанк предупредит о рисках мошенничества.
«Банки могут использовать различные методы анализа транзакций и поведения клиентов для выявления подозрительных действий. Например, если клиент снимает деньги в необычное время или сумму, это может вызвать дополнительное внимание», — поделилась Алла Киселёва.
Запрет иностранных мессенджеров
Наконец, документ запрещает сотрудникам госорганов, банков и операторов связи общаться с клиентами через зарубежные мессенджеры. Ограничения также коснутся некредитных финансовых организаций, крупных агрегаторов и сайтов с аудиторией от 500 тысяч пользователей в день.
«Людям стоит ознакомиться с новыми механизмами защиты и активировать функции блокировки спама на своих телефонах. Также рекомендуется быть внимательными к незнакомым номерам и не сообщать личные данные по телефону», — подытожила Алла Киселёва.