г. Ростов-на-Дону
27 декабря 2024 05:25:43
99.23
103.3

«Сейчас бум на российскую пищевую продукцию»

По словам руководителя обособленного подразделения Российского экспортного центра (РЭЦ) в Ростове Александра Санеева, количество компаний-партнеров ежегодно удваивается.

Сейчас с обособленным подразделением РЭЦ работает около 750 южнороссийских компаний, которым помогают найти иностранных партнеров, а также получить различные субсидии для экспортеров.

N: — Чем РЭЦ помогает экспортерам?

А.С.: — Самое главное — мы занимаемся продвижением несырьевой продукции отечественных предприятий и создаем условия для развития экспортной деятельности. Мы организуем зарубежные выставки, ведем подготовительные работы с иностранными компаниями — потенциальными покупателями. Можно сказать, что наши экспортеры приезжают на все готовое. Сейчас мы начали активно взаимодействовать с финансовыми структурами.

РЭЦ — единое окно поддержки экспорта, мы активно взаимодействуем со всеми министерствами и ведомствами. Например, предприятия, работающие с нами, получают возможность оперативного возмещения НДС по экспортным поставкам. Если у других компаний на это уходит около 90 дней, то наши партнеры решают вопрос за 2 недели. Чтобы получить поддержку от любого министерства, также достаточно обратиться к нам.

Зачастую к нам приходят предприниматели с большим стажем работы на внутреннем рынке и просят, чтобы мы продали их продукцию за рубеж. Наша задача — научить их это делать самостоятельно, снабдить необходимыми ресурсами и вспомогательными инструментами, показать рынки сбыта для выпускаемых продуктов, найти иностранных партнеров.

N: — Однако до сих пор российский экспорт преимущественно сырьевой?

А.С.: — Сейчас наблюдается бум на российскую пищевую продукцию за счет ее цены, качества, экологичности. Это касается в том числе и зерновой группы, где мы выходим уже на первое место в мире по объемам экспорта. Конечно, мы смотрим, как потом распределяется эта продукция. Рассматриваются вопросы локализации перерабатывающих производств внутри страны, в том числе и в Ростовской области. А мы готовы облегчить сбыт таким предприятиям.

Один из первых шагов, сделанных РЭЦ, — создание школы экспорта. Сейчас этот проект очень популярен, он работает как в очной форме (в том числе и в Ростове-на-Дону), так и в онлайн-формате. Проект отличается своей доступностью — предприниматели могут в свободное время и при отсутствии затрат получить актуальную информацию и знания об экспорте. В 2018 году в Ростове-на-Дону он набрал более 100 слушателей. Среди слушателей не только начинающие или потенциальные экспортеры, мы рекомендуем и действующим экспортерам отправлять туда своих сотрудников. Занятия ведут бизнес-тренеры, имеющие практический опыт работы в экспортных поставках.

N: — С какими сложностями сталкиваетесь?

А.С.: — Мы сталкиваемся с неинформированностью бизнеса. Зачастую руководители компаний ничем не интересуются, не хотят даже в «Яндексе» ввести слово «экспорт» и прочитать доступную информацию. Мы пропагандируем экспортную деятельность. Мы работаем со всеми группами компаний: экспортерами товаров и услуг, а также экспортно ориентированными предприятиями, которые только планируют начать экспорт.

N: — Ваша помощь бесплатная?

А.С.: — РЭЦ — институт развития, предоставляющий широкий спектр мер финансовой и нефинансовой поддержки экспортерам. Мы обкатываем разные программы, идет нащупывание форматов, которые могут дать взрывной рост. Мы работаем с компаниями в трех блоках.

Первый — нефинансовая поддержка, то есть бесплатные консультации в сфере логистики, таможенного администрирования, защиты интеллектуальной собственности, а также продвижение на внешние рынки, бизнес-миссии, образовательные услуги и т. д. Второй — кредитно-гарантийная поддержка и страхование. Третий — мы выступаем агентом правительства, осуществляя развитие экспортной среды через эффективное участие в выполнении отдельных государственных услуг и функций, направленных на развитие несырьевого экспорта.

N: — Донские производители круп нашли покупателей своей продукции за рубежом, но не могут получить льготные кредиты, поэтому им пришлось даже создать экспортный клуб, чтобы сообща решать проблему дефицита оборотных средств. РЭЦ как-то может помочь в такой ситуации?

А.С.: — Льготные кредиты от Россельхозбанка — это финансирование производства. Наша задача — продать товар, который уже произведен на территории РФ. По линии Росэксимбанка у нас есть финансирование экспортных контрактов по стандартным и специальным ставкам. В 2019 году будет действовать спецпрограмма для экспортеров по предоставлению льготной ставки по кредитованию исполнения экспортных контрактов.

С экспортным клубом мы уже работаем. Их интересуют выставки, шоу-румы, бизнес-миссии. У них хороший набор участников, представляющих как переработчиков, так и сельхозпроизводителей, они оперативны, предлагают широкий ассортимент из разных видов продукции. Сейчас ведем переговоры о поставке 500 тонн красной чечевицы иностранным покупателям, которых нашел РЭЦ.

N: — С какими финансовыми структурами сотрудничаете? В чем состоит это партнерство?

А.С.: — По линии «ЭКСАР» у нас есть продукт, обеспечивающий безопасность банков, финансирующих экспортеров, — это страхование. Кроме того, мы работаем с некоторыми банками в сфере апгрейда их клиентов. Например, у нас есть совместные проекты экспортной акселерации.

N: — В чем состоят сложности экспорта?

А.С.: — Риски очень велики. Наша страховая компания «ЭКСАР» предлагает за доли процента от суммы контракта покрыть до 85% рисков, но многие экспортеры хотят сэкономить и отказываются. Примерно через полгода многие меняют свое мнение. Например, китайский партнер совершил предоплату 50% стоимости поставки, ему поставлен товар, а вторую половину он не выплачивает.

В некоторых случаях мы рекомендуем экспортерам взять доставку товара на себя. Снижаются риски, плюс можно претендовать на государственные субсидии на логистику. На транспортировку высокотехнологичной продукции можно получить компенсацию до 80% фактически понесенных затрат. На транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции — до 50%. Однако в Правительстве РФ сейчас обсуждается частичное изменение порядка предоставления такой поддержки.

N: — Есть ли у РЭЦ планы достижения определенных показателей? Каких?

А.С.: — К 2024 году доля малых и средних предприятий в несырьевом экспорте РФ должна составить 10%. В целом объем несырьевого экспорта РФ должен достигнуть $ 250 млрд, в 2018 году было около $ 147 млрд (оценочно). Для меня лично принципиален показатель количества экспортеров, с которыми работает наше подразделение. В последние два года получалось удваивать этот показатель. На настоящий момент с нами работает около 750 компаний из Ростовской, Астраханской, Волгоградской областей. Одним интересно только субсидирование, другим — выставки, есть и те, кто работает с нами по всему спектру услуг.

В 2018 году мы оказали услуги по продвижению продукции (без учета субсидий) примерно 170 компаниям. Их экспорт разнообразен: оборудование, пищевая и химическая продукция, металлургия и т. д. В этом году у нас даже была компания, которой удалось продать дрова для каминов в дальнее зарубежье.

N: — Какова география экспорта донских компаний? Говорят, что наиболее популярно китайское направление.

А.С.: — Многие начинают с Китая, а потом понимают, как сложно туда экспортировать, начинают искать альтернативы. Сейчас больше всего экспорта идет в страны СНГ. Нонсенс, но растет экспорт в ЕС и в США, несмотря на санкции. Деньги мира сосредоточены в Азии и США, поэтому некоторые донские компании пытаются скопировать путь первопроходцев и выйти на американский рынок. Одна компания даже хочет открыть там производство. Они руководствуются принципом, что международный бизнес обязан иметь офис в США.

Главные направления поставок на рынки Дальнего Зарубежья: Азия, арабские страны, Северная Африка. Самые перспективные для отечественных товаров — Индия, Вьетнам, Турция. Это быстрорастущие страны, которые охотно покупают российскую продукцию. Несколько лет назад открылось контейнерное железнодорожное сообщение с Китаем, оттуда и произросли различные формы поддержки логистики. Сейчас рассматривают, как включить в этот логистический маршрут один из городов юга России. Вектор на Китай есть, но это очень сложная, закрытая страна, для сотрудничества с ней требуется очень кропотливая работа. Кроме того, сам РЭЦ развивает свою зарубежную сеть. На настоящий момент действуют наши представительства во Вьетнаме, Иране, Китае, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Белоруссии, Казахстане, Индии.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Крупные компании
«Сейчас бум на российскую пищевую продукцию»
В казахском городе Кокшетау на базе Казахстанской агроинновационной компании начала работу вторая площадка по сборке сельскохозяйственной техники, производимой «Ростсельмашем», сообщает интернет-ресурс sm-news.ru. На первой площадке, которая начала свою работу в 2011 году, собираются комбайны донского производителя.
Инвестпроекты
«Сейчас бум на российскую пищевую продукцию»
Родионовский крупяной завод удвоил мощности, запустив новое производство по переработке круп производительностью 60 тонн в сутки. Объем инвестиций в развитие составил около 1 млн долларов. Новое оборудование позволяет компании делать ставку на качество круп как при продаже на внутреннем рынке, так и на зарубежных. По мнению эксперта, у завода будут хорошие перспективы загрузки, если государство начнет поддерживать экспортеров-переработчиков.
Сделки
Зерноградское ООО ПКФ «Маяк» отгрузило в Армению пробную партию бобовых. Это первая экспортная отправка по итогам участия в выставке в Шанхае (Китай), прошедшей в ноябре. Следующую партию сельхозпродукции готовят для Китая.
Инновации
«Сейчас бум на российскую пищевую продукцию»
Созданная учеными ДГТУ инновационная компания «Энсет» экспортировала в Германию станки для ремонта и производства карданных валов. Оборудование купил берлинский поставщик запчастей SB-Autoteile GmbH. Ростовские станкостроители смогли создать оборудование, которое в 5-10 раз дешевле импортного и не уступает им в качестве.
Кредиты, займы
В конце 2018 года в редакции «Города N» по инициативе Банка «Открытие» состоялся круглый стол, посвященный развитию малого и среднего бизнеса (МСБ). Его участники считают, что для развития предпринимателям не хватает знаний. Образовательные проекты сегодня одно из основных направлений работающих с МСБ организаций: банков, общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Гарантийного фонда Ростовской области, Российского экспортного центра.
Просмотров: 7155

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Бизнес и власть
«Сейчас бум на российскую пищевую продукцию»
За минувший месяц рубль потерял более 15% своей стоимости по отношению к основным валютам. Бывало, галопирующая девальвация вызывала бурю в коридорах власти, отставки ответственных и крики в сторону Центробанка: «Как такое допустили?» Нынешнее падение оценивается едва ли не как заслуга экономического крыла власти.
Бизнес и власть
«Сейчас бум на российскую пищевую продукцию»
Экс-губернатор Василий Голубев не принимал решения о передаче в аренду без торгов территории на левом берегу, возле улицы Шоссейной для реализации масштабного инвестпроекта, об этом сообщили N в региональном минимуществе. Инвестор сохраняет интерес к застройке, вопрос будет рассматриваться уже при новом и.о. губернатора Юрии Слюсаре.
Бизнес и власть
«Сейчас бум на российскую пищевую продукцию»
Компания «Ростра-РД» взялась за 1,3 млрд руб. завершить проблемную стройку в поселке Шолоховском Белокалитвинского района. Речь идет о новых объектах Мариинской гимназии. Работы здесь задерживались и останавливались. Отставание от первоначального графика — почти год. За это время проект подорожал на 100 млн руб.
Бизнес и власть
«Сейчас бум на российскую пищевую продукцию»
На выставке «Золотая осень — 2024» правительство Ростовской области подписало с рядом сельхозтоваропроизводителей региона соглашения о поддержке крупных инвестпроектов.