Маркировка молочной продукции может привести к росту цен
С 1 июня стартует первый блок системы обязательной маркировки молочной продукции — для сыров и мороженого. Вице-президент крупнейшего в Ростовской области производителя мороженого — ПКФ «Проксима» — Александр Лабунец заявил, что маркировка может привести к росту цен на эту продукцию до 20 процентов. Представитель Минфина оценивает вклад затрат на маркировку в рост цен на молочку по пессимистичному сценарию — в 23,17% за 6 лет.
В Ростове прошло выездное совещание Совета Федерации по внедрению маркировки молочной продукции. Сенатор от Ростовской области Андрей Яцкин, открывая его, заявил, что «от контроля каждой упаковки выиграет потребитель за счет качества и цен».
— Бонус для производственников — прозрачность цен, возможность видеть наценку на каждом этапе движения товара, — уверен сенатор.
Глава Молочного союза России Людмила Маницкая также заявила, что внедрение маркировки с одновременным использованием системы ветеринарной сертификации «Меркурий» избавит отрасль от контрафакта и фальсификата.
— Прошедший год был очень сложным для молочной отрасли, но в конце года мы вдруг обнаружили: несмотря на то что упало потребление, отрасль вышла с большей прибылью, чем в предыдущий год. До внедрения «Меркурия» 80% было тех, кто выпускал фальсификат. И я сегодня убеждена в том, что после интеграции «Меркурия» с маркировкой мы совершенно забудем о контрафакте, фальсификате и просроченной продукции на полках магазинов, — заявила Людмила Маницкая.
При этом она признала, что введение цифровой маркировки может стать обременительным без учета интересов участников рынка.
В течение 2021 года обязательная маркировка будет вводиться поэтапно: с 1 июня — для сыров и мороженого, с 1 сентября — для продукции со сроком годности более 40 дней, с 1 декабря — для продукции с меньшим сроком годности. Фермерам, самостоятельно продающим свою продукцию, дана отсрочка до 1 декабря 2022 года.
Министр сельского хозяйства области Константин Рачаловский сообщил, что производством сыра в регионе занимаются 17 предприятий. На долю Семикаракорского сыродельного комбината приходится более 80% общего производства донских сыров.
Мороженое в области выпускают 10 компаний. Основной производитель — ОАО «ПКФ “Проксима”», выпускающее 70% местного мороженого.
При этом производители молочных продуктов по-разному готовы к предстоящему внедрению упаковки.
— Три предприятия частично приобрели оборудование — это «Проксима», молочный завод «Орловский» и Ростовский завод плавленых сыров. 8 компаний заказали или определили поставщиков, которые предоставят оборудование в апреле-мае, остальные находятся в стадии принятия решений о способе нанесения маркировки, — рассказал министр.
Он сообщил также, что область возмещает компаниям 35% понесенных затрат на покупку необходимого оборудования.
— В 2020 году было выделено для 10 предприятий 112 млн рублей из областного бюджета. В 2021-м — 35 млн рублей для таких компенсаций.
Анна Фомина, заместитель гендиректора Семикаракорского сыродельного комбината, была оптимистична, говоря о внедрении маркировки.
— Мы выпускаем 280 наименований продукции, 157 из которых подлежат обязательной маркировке. Благодаря кураторству ЦРПТ (Центра развития перспективных технологий «Честный знак». — N) 80% из этих 157 наименований уже ввели в систему «Честный знак». Первые поставки оборудования будут в начале апреля, в середине мая начнется массовая маркировка, мы будем полностью готовы к 1 июня, — рассказала представитель компании. Она уклонилась от ответа на вопрос, как дорого обойдется необходимое оборудование.
Александр Лабунец, вице-президент ПКФ «Проксима» не скрывал, что введение маркировки финансово обременительно. Он сообщил, что в 2020 году компания снизила объем производства мороженого на 12%, а прибыль упала на 96%.
— В таких условиях мы вынуждены тратить большие средства на внедрение системы маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». Наши затраты на системы печати кодов маркировки, их считывания, передачу необходимых отчетов составляют 21,5 млн рублей или в среднем по 3,5 млн рублей на линию. В целом для «Проксимы», затраты на приобретение кодов для маркировки будут составлять ориентировочно 12,5 млн рублей в месяц. Наши отпускные цены, по самым консервативным оценкам, из-за этого проекта вырастут от 3,5 до 20 процентов в зависимости от типа фасовки мороженного, — сообщил Александр Лабунец.
До совещания представители Совета Федерации посетили одну из двух типографий, рекомендованных оператором маркировки в Ростовской области для нанесения средств идентификации. ООО «Типография Аврора» выпускает более 25% от областного объема этикеточной продукции, проводит пробные эксперименты по нанесению маркировки с региональными производителями.
Ее представитель также акцентировал внимание сенаторов на финансовых вопросах:
— Очень надеемся, что выйдет постановление правительства о господдержке типографий наряду с производителями. При этом важно, чтобы субсидии были обращены и на предыдущие закупки предприятий, чтобы те, кто до сих пор раздумывает, не оказались потом в более выгодном положении по сравнению с теми, кто уже полным ходом готовится к внедрению маркировки, закупает дополнительное оборудование.
Часть заявленных им проблем представители Совета Федерации пообещали обсудить с представителями правительства, в том числе на правительственном часе 31 марта с участием министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева.
Что касается роста цен продукции от введения маркировки, то участвовавшая в совещании представитель Минфина РФ Ирина Рыкова заявила, что «он прогнозируется незначительным».
— По нашим оценкам, в 2021 году будет охвачено маркировкой 20% всех произведенных упаковок молочной продукции. Основной эффект будет наблюдаться с 2022 года. Вклад маркировки в рост цены, по пессимистичному сценарию, за 6 лет — с 2021-го по 2027 год составит 23,17%. В том числе в 2021 году 3,36%, — завила представитель Минфина.