г. Ростов-на-Дону
03 Апреля 2020 11:40:09

«Я не могу назвать эту ситуацию кризисной»

Министр финансов Ростовской области Лилия Федотова считает, что текущие экономические условия — это надолго. Чтобы выполнять все бюджетные обязательства, области приходится увеличивать государственный долг. Однако, по словам министра, его величина в 2016 году будет менее половины нормативного максимума.
«Я не могу назвать эту ситуацию кризисной»

По мнению Лилии Федотовой, рост государственного долга Ростовской области в ближайшее время будет компенсироваться за счет развития местной экономики и увеличения налогового потенциала. Областные власти пытаются одновременно поддержать социальную сферу и дать дополнительный импульс развитию бизнеса. Объем бюджетного субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, по словам Лилии Федотовой, вырос за 10 месяцев на треть. Область объявила ряд преференций для начинающих предпринимателей.

N: — С 1 января 2015 года государственный долг Ростовской области увеличился. Чем вызван этот рост? Какое влияние в ближайшей перспективе окажут эти заимствования на бюджет? Л.Ф.: — В сложных экономических условиях Ростовская область вынуждена привлекать заемные средства, чтобы обеспечить исполнение социальных обязательств перед жителями Дона.

Величина государственного долга и его об­служивание не повлияют на исполнение областного бюджета, так как областная казна имеет запас прочности за счет развития экономики региона и, как следствие, роста налогового потенциала.

N: — Каковы объем, структура и стоимость госдолга области? Л.Ф.: — На 1 октября объем долговых обязательств Ростовской области составил более 36 млрд рублей. Основная его часть — кредиты, полученные от банков, — 30,6 млрд рублей. Бюджетные кредиты — 5,5 млрд рублей, и госгарантии — 0,6 млрд рублей. Наименее дорогими для нас являются бюджетные кредиты. Ставка по ним — 0,1% годовых. Условия также зачастую более мягкие. Например, полученный из бюджета кредит на строительство дорог в размере 3,1 млрд рублей подлежит возврату в период с 2025-го по 2034 год. Кредиты в банках привлекались по ставкам от 7,6% до 14% годовых. На минувшей неделе, кстати, вернули банкам 2,3 млрд руб. Оставшуюся задолженность перед банками мы должны погасить в период с 2016 по 2018 годы. Обслуживание госдолга в 2014 году составило 0,9% всех расходов областного бюджета, за 2015 год прогнозируется в пределах 2%.

N: — Каким, по вашей оценке, будет дефицит консолидированного бюджета области по итогам этого года и за счет каких источников планируется его покрытие? Л.Ф.: — Мы прогнозируем, что он составит 22,1 млрд рублей при доходах в размере 167,5 млрд рублей и расходах в 189,6 млрд рублей. Основными источниками его покрытия станут банковские и бюджетные кредиты.

N: — Планирует ли область увеличивать заимствования в 2016 году? До какого уровня? От чего это будет зависеть? Л.Ф.: — Чтобы сбалансировать бюджет, то есть выполнить майские указы президента, определяющие рост социальных обязательств бюджета, подготовиться к чемпионату мира по футболу 2018 года, область продолжит политику заимствований. При этом госдолг области, по нашим расчетам, составит менее половины от нормативного максимума.

N: — Судя по отчету об исполнении областного бюджета по состоянию на 24 ноября, который опубликован на вашем сайте, Министерство образования — явный лидер среди всех остальных минис­терств. Оно освоило 28,5 млрд рублей. Л.Ф.: — Да, это так. Кстати говоря, развитие нашего сайта — это одно из важных направлений нашей работы. Мы хотим, чтобы и простые граждане, и специалисты лучше понимали бюджетный процесс.

N: — Насколько остро стоит в области проблема несвоевременного освоения бюджетных средств всех уровней? Какие меры принимает Минфин для предупреж­дения таких ситуаций? Л.Ф.: — На текущий момент созданы все условия для освоения выделенных бюджетных ассигнований, в связи с этим делать вывод о несвоевременном освоении бюджетных средств преждевременно.

N: — Много лет назад в конце года Минфин, как правило, работал допоздна с ходоками из районов, чтобы освоить средства, которые в значительном объеме поступали из федерального бюджета. Как обстоит дело сейчас? Л.Ф.: — Ну что вы! Какие очереди! К нам никто не ходит! Сейчас в правительстве работает уникальная информационная система «Дело» с функцией электронной подписи, которая позволяет взаимодействовать в удаленном доступе. Вся переписка с муниципальными образованиями и между службами происходит в рамках этой системы. За эту неделю мне поступило более 600 документов. Все их я рассмотрела. Все заявки на финансирование идут по уникальной автоматизированной сис­теме «Финансы». С представителями муниципальных образований, ситуацию в которых мы мониторим еженедельно, встречаемся, когда есть угроза неисполнения обязательств. Но таких случаев единицы. В случае таких угроз мы готовы по решению губернатора предоставить кредит до 3 лет под 0,1% годовых. Так что никакой толкотни нет. У нас очень тихо, потому что деньги любят тишину.

N: — В этом году часто приходилось слышать жалобы бизнеса на недостаточный объем бюджетных средств, выделяемых для субсидирования процентных ставок. Каковы реальные цифры и их динамика? Л.Ф.: — Этот вид поддержки чрезвычайно востребован. В течение 10 месяцев бизнес получил ее на треть больше, чем за аналогичный период 2014 года. Субсидии получили 2145 организаций на общую сумму 2,6 млрд рублей. Поддержка оказывается по 17 направлениям субсидирования. Чтобы стимулировать предприятия платить своим работникам «белую» зарплату, с 2014 года действует правило, согласно которому субсидии получают только те, кто платит своим работникам зарплату, превышающую областной прожиточный минимум в 1,2–1,5 раза (от 11856 рублей до 14820 рублей) в зависимости от категории получателей. В целом на 2015 год в бюджете запланировано выдать на эти цели 4,1 млрд рублей.

N: — Какой объем средств регионального бюджета планируется заложить для субсидирования процентных ставок в 2016 году? Л.Ф.: — 851,8 млн рублей.

N: — Так мало? Л.Ф.: — Но это без учета средств федерального бюджета, которые планируется получить в течение следующего года для софинансирования этих расходов. В текущем году, например, область получила на эти цели от федерации 3,4 млрд рублей. Сколько мы получим в следующем году, пока сказать невозможно. В целом федеральное правительство нацелено на то, чтобы при планировании бюджета закладывать конкретные суммы по всем направлениям субсидирования. Но пока что субсидии по-прежнему планируются общей суммой, а потом в течение года выходят распоряжения федерального правительства о распределении субсидий регионам. Поэтому мы вынуждены изыскивать и корректировать объем собственных средств на необходимое нам софинансирование уже в процессе исполнения бюджета.

N: — Из 463 муниципальных образований области 412 являются дотационными. В этом году областной бюджет должен оказать им нецелевую финпомощь в объеме почти 6,5 млрд рублей. Есть ли стимулы у этих образований, а самое главное — реальная возможность преодолевать свою дотационность? Л.Ф.: — Основной ресурс сельских и городских поселений — это земельный налог и налог на имущество физлиц, которые уплачиваются до 1 октября, а с 2016 года — до 1 декабря. Для того чтобы стимулировать самостоятельность муниципалитетов, нужно наиболее полно реализовывать изменения, которые внесены в закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Сейчас эта работа идет в Законодательном Собрании области. Некоторые полномочия надо передавать с более низкого уровня на более высокий — на уровень муниципального района. Возьмем работу дорожного фонда. Основу его доходов составляют акцизы на неф­тепродукты, которые получает Ростовская область. В региональный бюджет зачисляется 90% от суммы данных акцизов. А 10% распределяется по всем муниципальным образованиям пропорционально протяженности дорог, находящихся в их собственности. Деньги размазываются тонким слоем. Их концентрация на уровне районов была бы более эффективной. Транспортной доступностью территорий, от которой зависит их инвестиционная привлекательность, лучше управлять с более высокого уровня. При этом, когда мы говорим о дотационности, не нужно забывать, что за счет межбюджетного регулирования, дотаций и иной помощи 2/3 консолидированного бюджета области осваивается через местные бюджеты.

N: — Каков размер муниципального долга в Ростовской области? Л.Ф.: — 4,2 млрд рублей по итогам 9 месяцев. Но эта цифра не входит в сумму госдолга Ростовской области, о котором мы говорили в начале беседы. Каждый муниципалитет самостоятельно управляет своей задолженностью. У всех муниципальных образований муниципальный долг находится в пределах допустимых нормативов. Минфин области со своей стороны контролирует эти вопросы.

N: — В прессе прошла информация о том, что Минфин РФ спустил установку на снижение расходов. Действительно ли это так? Какие статьи расходов в бюджете на 2016 год подвергнутся наибольшему сокращению? Вы лично сторонник такой политики? Л.Ф.: — В прошлом году президент России поставил задачу ежегодного сокращения расходов в реальном выражении на 5%. Так что мы, разумеется, выполняем. Не трогаем только защищенные статьи, такие как зарплата работников учреждений бюджетной сферы, поддержка социально незащищенных граждан, страховой взнос на обязательное медицинское страхование неработающего населения. При этом есть задача сделать бюджет не только бюджетом ответственности, но и бюджетом роста. Мы намерены поддержать процессы импортозамещения и развития негосударственного сектора экономики.

N: — Область в этом году ввела налоговые каникулы для нового бизнеса, существенно расширила перечень видов деятельности для работы с применением патентной системы. Однако для действующих малых предприятий послабления пока выглядят слишком осторожными: с 6% до 5% снижена ставка для тех, кто работает по упрощенной системе и одновременно реализует инвестиционные проекты. 10-процентную налоговую ставку, похоже, решили не трогать? Л.Ф.: — Поймите, что у нас двусторонние обязательства. Нам нужно одновременно и помочь бизнесу, и выполнить обязательства перед населением. Ставка 10%, которая была в свое время утверждена, изначально была гораздо ниже максимальной (15%). Это было сделано для того, чтобы поддержать предприятия в кризис 2008 года. У нас была возможность восстановить ставку, которая предусмотрена Налоговым кодексом. Но мы посчитали, что для восстановления бизнесу нужно время. А в этом году снова возникла ситуация, когда бизнес нуждается в поддержке. Поэтому ставку оставили без изменения.

N: — Насколько серьезно скажутся на доходах бюджета те меры поддержки бизнеса, которые приняты в области в этом году? Л.Ф.: — Ну, мы посмотрим! Ежегодно мы анализируем эффективность налоговых расходов. В этом году такой анализ состоялся летом. И все льготы, которые есть в области, были признаны эффективными.

N: — В этом году цифра налоговых льгот вырастет? Насколько в сравнении с 2014 годом? Л.Ф.: — В прошлом году объем таких льгот составил 2 млрд рублей. Итоги текущего года еще подводить рано.

N: — Каким образом выстроена работа по оценке эффективности бюджетных расходов? Л.Ф.: — Мы требуем такой оценки от всех распорядителей бюджетных средств. Затем сами оцениваем их финансовый менеджмент. Следим, чтобы со всеми, кто получает зарплату из бюджета, были заключены эффективные контракты.

N: — Какие вы могли бы отметить положительные тенденции, которые указывают на начало преодоления экономического кризиса? Л.Ф.: — Пока об этом говорить сложно. Слишком высока неопределенность в экономике. Федеральный Минфин отказался от 3-летнего планирования, и мы, соответственно, не смогли сверстать в этом году трехлетний бюджет. Цена нефти, видимо, уже никогда не будет 100 долларов за баррель. Я не могу назвать эту ситуацию кризисной. Но очевидно, что это новые экономические условия, созданные геополитической ситуацией. Что касается ситуации в Ростовской области, то все последние годы наш налоговый потенциал растет. За 10 месяцев этого года мы уже получили доходов на 5 млрд рублей больше, чем в прошлом. Область активно привлекает инвесторов, сформировав положительный инвестиционный имидж. Все это позволит и дальше развиваться региону.

Просмотров: 128

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Бизнес и власть
image
ТПП Ростовской области при наличии достаточных оснований выдает заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по конкретным договорам, исполнение обязательств по которым невозможно в связи с наступлением форс-мажора. В последние недели число обращений заметно выросло.
Бизнес и власть
image
Один из институтов развития бизнеса — областная Торгово-промышленная палата подготовила набор предложений, которые порекомендует включить в областной план антикризисных мер.
Бизнес и власть
image
До 2 апреля правительство Ростовской области должно разработать региональный план устойчивого развития экономики и социальной стабильности в условиях дальнейшей угрозы распространения коронавируса. Одной из частей плана может стать отсрочка платежей за аренду для предпринимателей, арендующих областное и муниципальное имущество.
Бизнес и власть
image
До 31 марта ВЭБ передаст задолженность находящегося в процессе наблюдения «Евродона» Россельхозбанку, а тот уже в апреле передаст компанию в аренду пензенскому производителю  индейки «Дамате», одному из крупнейших в России.
Реклама на сайте и в газете
Заказать