«Мы призвали перевозчиков перестать терпеть беззаконие»
Президент Ассоциации работников транспорта и туризма (АРТТ) Ирина Ал Зирки считает, что для формирования цивилизованного рынка пассажирских перевозок к автотранспортным компаниям, которые стремятся работать по-белому, должны присоединиться и автовокзалы.
Пропускным билетом на региональный рынок пассажирских перевозок становится наличие новых автобусов. Входящие в АРТТ перевозчики решили, что прозрачная система затрат позволит им аргументированно участвовать в формировании тарифов, а ставка на качество услуг — успешно конкурировать с интернет-агрегаторами. Решению этой задачи, считает Ирина Ал Зирки, мешает политика автовокзалов, которая способствует нелегальному обороту и ущемлению прочих экономических интересов перевозчиков. По ее словам, усилия ассоциации, направленные на цивилизацию и обеление рынка, уже дают результаты — выручка некоторых ее членов выросла на несколько десятков процентов.
N: — Раньше транспортники редко заявляли о своих проблемах публично, а теперь ваша ассоциация постоянно сообщает об этом. Что произошло?
И.А.: — Мы активно приступили к работе с мая. Сначала надо было понять, какие проблемы есть у перевозчиков. Дело в том, что на внутриобластных междугородных перевозках действует регулируемый тариф на один пассажиро-километр, который утверждает Региональная служба по тарифам Ростовской области. В июне и сентябре произошло повышение цен на топливо, но перевозчики не могут повысить тарифы. Это все влияет на экономику предприятия. Однако губернатор подписал постановление № 72, в котором говорится, что на основании закона № 220-ФЗ внутриобластные перевозки будут переводиться на нерегулируемый тариф. Переход начнется в мае 2019 года, а закончится в 2022 году. Конкурсы на маршруты будет проводить Министерство транспорта Ростовской области.
Мы плотно работаем с министерством, вносим предложения по конкурсной документации. Первый положительный момент этих конкурсов состоит в том, что они требуют обновления автопарка, поскольку большие баллы даются перевозчикам с новыми автобусами. Это комфорт пассажиров. Если его обеспечить, они не будут переходить на услуги интернет-сервисов типа «Бла-бла-кар». Второе — каждый перевозчик будет ссылаться на свою экономику, выставляя тариф.
N: — Это вызовет резкий рост цен на билеты?
И.А.: — Нет. Если перевозчик возил, например, по 12 рублей, он не поднимет сразу цену до 28 рублей. Никто не будет перегибать палку, потому что все хотят оставаться конкурентоспособными. В этом году несколько транспортных предприятий было вынуждено закрыться. Тариф был утвержден в 2016 году, а ГСМ дорожает минимум раз в полгода. Кроме того, выявилась и другая проблема — большие долги «Донавтовокзала» перед перевозчиками. Организация получает вознаграждение в размере 15–20% от суммы проданных билетов, остальные деньги должны перечисляться перевозчику. На рубеже мая — июня задолженность «Донавтовокзала» перед перевозчиками составляла около 90–100 млн рублей. По этой причине некоторые автотранспортные предприятия задерживали зарплату работникам, их топливные карты оказались заблокированными. Мы начали об этом сообщать в СМИ, поскольку на «Донавтовокзал» не может повлиять, например, министерство — это спор двух хозяйствующих субъектов.
N: — А сами перевозчики не подали в суд?
И.А.: — Подали. На сегодня у нас несколько судебных решений. Все, кто подал иски, теперь получают выплаты. Теперь «Донавтовокзал» понял, что ему придется выплачивать задолженность, поэтому он начинает это делать еще в досудебном порядке. Мы призвали перевозчиков перестать терпеть беззаконие, поэтому большинству теперь перечисляют деньги в досудебном порядке.
N: — В течение какого периода «Донавтовокзал» должен перечислять перевозчикам деньги за билеты?
И.А.: — До 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Но у некоторых перевозчиков в договоре написано о ежедневном
перечислении.
N: — «Донавтовокзалу» принадлежит не только ростовский автовокзал, но и вокзалы в других городах области?
И.А.: — Ему принадлежат все автовокзалы в Ростовской области за исключением пригородного автовокзала в Ростове.
N: — Ваша ассоциация выполняет юридические функции?
И.А.: — Да, мы представляем в суде интересы членов ассоциации. Остальных консультируем. Всего в Ростовской области 195 компаний-перевозчиков.
N: — Чем еще помогаете своим участникам?
И.А.: — Перевозчикам надо как-то прожить еще один год без поднятия тарифов. Мы начали смотреть, как мы еще можем выправить экономику транспортных предприятий. Мы изучили договоры перевозчиков с «Донавтовокзалом» и нашли там незаконный сбор — инкассацию. Мы призвали всех перевозчиков, чтобы они в досудебном порядке как минимум оповестили «Донавтовокзал», что исключают этот пункт из договора, а как максимум потребовали возврата своих денег за услугу, которую им не имели права оказывать. Инкассация — это банковская услуга, требующая лицензии. Одному из перевозчиков по решению суда уже перечислили более 300 тыс. рублей за три года. В досудебном порядке решают вопрос еще несколько компаний.
N: — Недавно вы сообщали, что кассиры «Донавтовокзала» не выдают билеты пассажирам, а отправляют их к водителям.
И.А.: — Да, это еще одна проблема. У нас есть много доказательств — видеоматериалов. На сегодняшний день нами создана контрольно-ревизионная служба, которая по договору с перевозчиком проверяет автобусы на въезде — выезде, чтобы все пассажиры были с билетами. В результате этой работы выручка одного из областных перевозчиков выросла на 32%. Такой контроль надо провести именно сейчас, поскольку в преддверии конкурсов перевозчику важно просчитать свою экономику, чтобы понимать, насколько он сможет обновить свой автопарк. Пока же к водителю отправляется в среднем от 20% до 60% пассажиропотока.
Самое больное пятно — это город Шахты, где к водителю перенаправляется чуть ли не 80% пассажиров. На нашем видео записано, что кассы специально закрывают перед подходящими пассажирами. В решении этой проблемы должны быть заинтересованы три стороны: перевозчик, автовокзал и пассажиры. На одном автовокзале, в Таганроге, нам удалось донести эту мысль до пассажиров. Там народ теперь идет именно в кассу, понимая, что чем больше денег дойдет до кассы, тем больше вероятность, что в следующий раз он поедет не на развалине, а на нормальном автобусе. Мы плотно работаем с перевозчиками, поэтому они назначили штрафные санкции для тех водителей, которых поймает контрольно-ревизионная служба. Теперь их водители стоят намертво у автостанции, пока кассиры не дадут билеты пассажирам.
N: — Но пока не все водители этого боятся?
И.А.: — В Шахтах мы собираемся встретиться с Андреем Ковалевым, мэром города, чтобы подробно рассказать ему о сложившейся на автовокзале ситуации и продумать процесс нормализации работы организации. Пассажиропоток, идущий мимо кассы, — это заведомо убыточный автовокзал, а значит, он будет оставаться в ужасном состоянии, без ремонта. Это должно быть невыгодно ни городу, ни вокзалу.
N: — Если перевозчики готовы работать по-белому… А что с «Донавтовокзалом»?
И.А.: — В конце июня я встречалась с гендиректором «Донавтовокзала», рассказала ему обо всех проблемах. Мне ответили, что вопрос решаемый. Однако с тех пор меня больше не записали ни на одну встречу, хотя я не единожды пыталась записаться на прием. Официальные запросы остались без ответа, из чего я делаю вывод, что ничего менять они не собираются. Вопрос задолженности некоторым перевозчикам также не решен. Более того, я опасаюсь, что в конце осени, когда уменьшится основной пассажиропоток и упадет выручка, эта проблема обострится.
N: — Насколько обычно падает выручка осенью?
И.А.: — Я не могу сказать точно, ориентируясь на прошлый год, поскольку в этом году очень сильно активизировались интернет-сервисы, тот же «Бла-бла-кар».
Я состою в рабочей группе Министерства транспорта РФ по регулированию работы интернет-сервисов. На сегодня есть интернет-агрегаторы, работающие в рамках закона, то есть только с легальными перевозчиками, занятыми регулярными перевозками. Их шесть. Наша задача, чтобы туда не пролезли нелегальные перевозчики. Например, «Ту-ту.ру» работает только с легальными перевозчиками, а «Яндекс-автобус» — со всеми подряд.
N: — Сейчас перевозчики готовятся к конкурсам. Они для этого уже покупают автобусы?
И.А.: — Заранее автобусы никто покупать не будет, поскольку неизвестно, кто победит. Согласно последней корректировке конкурсной документации, на конкурс можно заявить договор лизинга, когда закупка одобрена, но оплата еще не началась. В каком виде документация выйдет к финальной стадии, не знаю, ее уже три раза дорабатывали и будут дальше дорабатывать, чтобы ликвидировать все узкие места. Цель одна — в рамках закона № 220-ФЗ провести конкурс на все внутриобластные маршруты. Последние девять маршрутов будут распределены 16 января 2022 года. Наша задача сегодня — добиться поднятия тарифа за 1 пассажиро-километр, чтобы ожидающие изменений перевозчики смогли успешно осуществлять свою деятельность в ближайшие четыре года. Министерства транспорта и Ростовской области, и Российской Федерации слышат нас, реагируют на замечания, поэтому и этот вопрос будет решен.
N: — Что еще актуально для автоперевозчиков?
И.А.: — Внедряемые тахографы, «ЭРА-ГЛОНАССЫ», социальные карты, переход на безналичный расчет. В Ростове сейчас запустили пилотный проект — до 1 ноября все льготники должны заменить удостоверения на пластиковую карту. Соответственно, перевозчики начнут получать компенсации за перевезенных льготников — все будет учтено в системе. На внутриобластных перевозках льготник предъявляет удостоверение, в конце месяца составляется реестр перевезенных льготных категорий граждан, он отправляется в Министерство труда и соцразвития, которое перечисляет деньги перевозчику. Однако нет единых баз. Кассир может что-то недосмотреть, поэтому в конце месяца каждый раз идет сверка этих списков. Однако Министерство труда и соцразвития по Ростовской области сообщило, что по окончании проекта в Ростове начнет применять полученный опыт и в области. Все-таки в XXI веке пора перейти на безналичный расчет среди льготных категорий граждан.
Например, есть показательный опыт Липецкой области, где 44% пассажиров перешли на безналичную оплату транспорта.
N: — В Ростове даже в маршрутках появились валидаторы, но они затянуты полиэтиленовыми пакетами. Порой на них висит одежда или головной убор.
И.А.: — Сейчас завершаются внутригородские конкурсы. С ноября транспортные средства, выполняющие регулярные рейсы, будут обязаны возить льготные категории граждан. Кроме того, их станет меньше, поскольку произойдет замена на автобусы.
N: — С городскими перевозчиками тоже сотрудничаете?
И.А.: — Да, сотрудничаем. У всех перевозчиков есть проблемы. Ассоциация помогает их решать, доносит информацию о конкурсах, изменении законодательства, взаимодействует с властями и средствами массовой информации.
N: — А почему ваша ассоциация объединяет и транспорт, и туризм?
И.А.: — Потому что эти сферы взаимосвязаны. Мы хотим развивать туризм в Ростовской области. Пока мы только рассказываем о донских достопримечательностях на своем сайте. Уже есть отклик читателей — многие впервые узнают об интересных местах, которые есть в области. Планируем налаживать контакты с туристическими компаниями.
Прежде чем начать что-то развивать, надо понять, что у нас есть и насколько это экономически выгодно предлагать. Сейчас в Ростовской области внутренний туризм неразвит. Например, губернатор был очень недоволен тем, как была организована подача туристических направлений во время мундиаля.