Грузоперевозки неохотно отдают на аутсорсинг
По словам участников рынка грузоперевозок, многие клиенты — крупные и средние компании пошли по пути покупки собственных автопарков и выстраивания своей логистики, что позволяет им экономить. Конкуренция между перевозчиками ужесточается, цены на перевозки не растут.
По словам участников рынка грузоперевозок, многие клиенты — крупные и средние компании пошли по пути покупки собственных автопарков и выстраивания своей логистики, что позволяет им экономить. Конкуренция между перевозчиками ужесточается, цены на перевозки не растут. По мнению руководителей транспортных компаний, рынок грузоперевозок в Ростовской области переполнен предложениями, от частных перевозчиков — ИП до крупных международных компаний. Предложение перевозчиков превышает спрос заказчиков, конкуренция усиливается.
— Сейчас многие небольшие грузоперевозчики готовы транспортировать грузы по низким ценам, чтобы вернуть кредитные средства, за которые они покупали автомобили, — говорил N старший менеджер компании «Генеральная экспедиция» Сергей Чухраев.
По наблюдениям руководителя ростовского филиала компании «Эл энд Ти Групп» Натальи Коробочкиной, цены на перевозки существенно не меняются, за исключением ежегодной индексации на 5–6%, связанной с ростом цен на топливо. В то же время, по словам руководителя СРО «Межавтотранс» Дмитрия Ирхина, сейчас по сравнению с летним периодом цены на перевозки снизились на 20% в связи с уменьшением объемов перевозок овощей и фруктов.
В сентябре дилеры грузовых автомобилей и спецтехники говорили N, что в этом году спрос на обновление автопарков наблюдался со стороны компаний, которые имеют собственные грузы и прямые контракты. Особенно активны были клиенты — владельцы больших парков, в том числе зернотрейдеры, металлотрейдеры, топливные и строительные компании.
— Вначале, когда у продавцов была большая маржа, наш товар возили транспортные компании, — рассказывает Александр Колесников, начальник региональной и международной логистики компании «ВЕК» (ООО «Прод-Торг»). — Сейчас все стремятся сокращать издержки, в том числе за счет транспортных расходов. Мы начали понемногу приобретать и использовать собственный транспорт. Это оказалось прибыльно, кроме того, снизился риск невыполнения перевозок партнерами. Очередной сезонный скачок цен у транспортных компаний перед Новым годом и сложности с поиском перевозчика в этот период убедили нас в необходимости закупить еще и большегрузы. Сейчас 90% наших перевозок по России и примерно столько же за рубежом мы осуществляем собственным транспортом. По дороге в Европу машины развозят нашу продукцию по России, а на обратном пути — импортную продукцию. Таким образом мы охватываем всю Центральную Россию до Урала, а на севере — до Петербурга. Одними из первых мы начали снижать издержки путем внедрения системы спутникового мониторинга. За счет датчиков топлива, установленных на рефрижераторах, получили экономию дизтоплива около 20%. Мы лишили водителей возможности воровать топливо, но немного подняли им зарплату. Сейчас на основе GPS оптимизируем маршруты движения. Однако грузовики покупаем без встроенных GPS-навигаторов — самостоятельная установка намного дешевле.
Как утверждает эксперт, создать собственный автопарк стремятся не только поставщики сетей, но и сами ритейлоры, например ЗАО «Тандер», X5 Retail Group (см. текст на с. 11).
— По этой причине цены на перевозки снижаются, многие транспортники работают на грани рентабельности, — уверяет Александр Колесников. — Сейчас войти на этот рынок без собственной клиентской базы очень сложно.
С этим соглашается Дмитрий Ирхин.
— Действительно, сейчас отдельные компании приобретают свой грузовой автотранспорт, тем самым уходя от услуг грузоперевозчиков, — отмечает собеседник N. — В этих компаниях считают, что для них это выгоднее и удобнее, хотя это вопрос спорный. Я сомневаюсь, что собственный автопарк позволит значительно снизить транспортные издержки.
— Мы работаем со сторонними перевозчиками, а также используем и собственный автопарк, — делится Дмитрий Дубров, директор ООО «Донпродукт+». — Искусство определения того, какой из сегментов должен перевешивать, пока не получается свести к точным расчетам. Содержать свой парк автомобилей удобно, но он влечет множество дополнительных расходов. Не уверен, что все компании их учитывают. Решение о привлечении новых или дополнительных партнеров-перевозчиков принимаем, когда срывы в поставках становятся невыносимыми. Обычно надежность партнеров высока, потому что все понимают серьезность сотрудничества. Цены наших партнеров на перевозки за последний год не менялись.
В то же время некоторым перевозчикам удается наращивать объемы перевозимых грузов за счет развития филиальной сети, а также специализации.
— Мы востребованы круглогодично, поскольку не уходим на быстрые заработки, — говорит Наталья Коробочкина. — Все небольшие перевозчики в сезон урожая перевозят овощи и фрукты, а осенью и зимой простаивают. Мы этим вообще не занимаемся. Тарифы мы разрабатываем с учетом специфики работы конкретного клиента. Например, отправить груз из Ростова в Москву можно разными вариантами: с помощью сборной доставки от 1 кг, что эффективно для небольших партий груза, или с помощью палетной доставки — для более крупной партии, но при этом клиент не будет платить за отдельную машину, а только за фактическое количество палет груза.
По ее словам, доставку в сетевые магазины компания встраивает в общий график работы транспортных средств, что позволяет клиенту сокращать расходы на доставку и оплачивать только палето-место.