«Болельщикам очень понравился Ростов»
По словам главы ГК «Рейна-Тур НТВ» Татьяны Нечепаевой, за месяц чемпионата ее компания планирует обслужить на экскурсиях половину собственной годовой нормы — около 1500 туристов.
В период мундиаля ГК «Рейна-Тур НТВ» удалось добиться 100-процентной загрузки своих отелей — «Дон Кихот» 3* и «Эрмитаж» 4* — вблизи Ворошиловского моста. Стоимость номеров на период турнира выросла примерно вдвое. По словам Татьяны Нечепаевой, чемпионат также способствовал росту продаж экскурсий. Их проводят на русском, английском и испанском языках.
N: — Довольны ли вы текущей загрузкой отелей ГК — «Дон Кихот» 3* и «Эрмитаж» 4* в период ЧМ-2018?
Т.Н.: — Общий номерной фонд двух отелей — 118 номеров; загрузка близка к 100%.
В наших гостиницах в период чемпионата живут представители ФИФА, иностранных и российских СМИ, болельщики стран, которые играют на ростовской земле.
Чтобы такие гости остановились в отелях группы, делать что-либо специально не пришлось. В период подготовки к мундиалю ФИФА определила оператора для всех городов, принимающих ЧМ, — компанию MATCH Accomodation. Их представитель проехал по гостиницам Ростова и сделал выбор. 40% номерного фонда наших отелей отдано Match Accomodation.
Мы понимаем, что сегодня надо использовать все возможности, чтобы представители СМИ не просто посещали и комментировали спортивные мероприятия, но и увидели город с точки зрения туризма, его привлекательности, осветили впечатления и эмоции в своих СМИ, и это обязательно даст обратный эффект.
60% номерного фонда мы продавали сами, напрямую. Его забронировали в том числе корпоративные клиенты, например РИА «Новости», а также российские и иностранные болельщики.
Локация у нас одна из лучших: перешел через мост — попал на стадион.
В какой-то момент заявки сыпались на нас в таком количестве, что мы были вынуждены бронировать номера у других отельеров. Например, в «Седьмом небе» на Западном, в «Белладжио», в «Графском парке» на левом берегу и в новых отелях: «Бенамар», бутик-отеле «39», «Маринс Парк отеле», «Европе» и др.
N: — Как изменилась стоимость ваших номеров в период чемпионата?
Т.Н.: — Она выросла примерно вдвое. Цены регулируются постановлением правительства России: для отельеров определена верхняя стоимостная планка — конкретные цифры, выше которых мы не можем подниматься. Эта граница устанавливается для каждой из категорий в зависимости от количества звезд.
Так, в отеле 3* мы продаем двухместный номер для 2 человек за 7500 руб. в сутки (с завтраками), в отеле 4* — за 9400 руб. Придерживаемся указанных границ.
В целом, когда после жеребьевки начался ажиотаж и большие делегации стали запрашивать номера, регион проиграл в связи с тем, что некоторые отельеры, вероятно, хотели подзаработать и придерживали места. Забронировать их тогда многие желающие не смогли. И даже Match Accomodation сначала завысил квоты.
Многие команды, играющие в Ростове, не будут здесь ночевать, в том числе и из-за этого ажиотажа. В связи с этим многие болельщики приехали в регион на один день, без ночевки.
Жеребьевка и отбор команд, играющих в нашем регионе, показали, что нам повезло. И, по прогнозу, Ростов попадает в топ-3 городов — наряду с Москвой и Санкт-Петербургом — по количеству прибывших в город болельщиков.
N: — Какие впечатления оставила первая неделя чемпионата?
Т.Н.: — Порадовала атмосфера в городе, радушие гостей, их впечатления от Ростова. Экскурсии, которые мы проводили для индивидуальных туристов и групп, особенно бразильских, показали, что болельщикам очень понравился Ростов и регион в целом, доброжелательность ростовчан. Они не ожидали столь теплого приема, и, я уверена, в будущем мы получим много туристов, которые захотят увидеть Россию совсем иной, нежели это подается в зарубежных СМИ. Были также вещи, к которым мы оказались не готовы. Если швейцарцы были очень доброжелательны и хорошо говорили как на французском, так и на английском, то уругвайцы, кроме как на испанском, больше ни на каком языке не говорили. В гостиницах это создавало определенные сложности. Хорошо, что сейчас есть приложения-переводчики в телефонах — с этой проблемой справились, но изначально ее недооценили.
Кроме того, катастрофически не хватало туалетов по городу, особенно по ходу движения на стадион. Не было обменных пунктов для размена валют в точках прибытия — в аэропорту, на ж.-д. вокзале. Этот вопрос оказался непроработан.
N: — Как «Рейна-Тур НТВ» удалось получить право продавать билеты на матчи?
Т.Н.: — Официальный продавец билетов привлек нас как субподрядчиков для продажи VIP-лож. В пакете — парковочные места, напитки и другие дополнительные опции. Их стоимость многократно превышает цену стандартных билетов первой категории. Что касается обычных билетов, перепродавать их официально компаниям не давали.
N: — Сколько туристов вы планируете обслужить на экскурсиях во время чемпионата мира?
Т.Н.: — Не менее 1500 человек в период с 15 июня по 15 июля. Это в несколько раз больше, чем обычно: в год мы принимаем около 3000 человек.
Мы не ставим экскурсии в день проведения матчей. Проводим их для российских, англоговорящих и испаноговорящих туристов.
N: — Как готовили гидов?
Т.Н.: — Мы организовывали специальные бесплатные курсы для англоговорящих и таким образом готовили экскурсоводов. Основная проблема в том, что на эту работу очень неохотно идут молодые специалисты. Мы построили партнерские отношения с преподавателями пединститута, провели для них специальные занятия, чтобы можно было привлекать их к работе с языковыми группами. Также мы начали сотрудничать с испанским центром ЮФУ.
Что касается программ экскурсий, в Ростове есть вещи, которые надо показывать обязательно. Основной упор делаем на пешеходные экскурсии, близлежащие загородные экскурсии, а также — на «Ресторанную милю» на левом берегу Дона, «Барную милю», фестивали — в парке Горького, гастрономический на правом берегу, многонациональный фестиваль на левом берегу. Все это здорово и формирует картину региона для людей.
В конце марта — начале апреля к нам приезжали представители BBC. Они снимали виды Ростова, наши гостиничные номера, ресторан на 12-м этаже. Позже все это будет показано в одной из передач. Также обширный материал снимал канал «РБК», он выйдет в августе.
В целом накануне чемпионата и после начала соревнований мы приняли много экспертов и сотрудников СМИ — тех, кто пишет об увиденном. И это, я надеюсь, через некоторое время тоже возымеет свой эффект и поспособствует росту заказов на проведение экскурсий и притоку туристов.
Как представитель принимающей стороны я точно знаю, что, когда к нам приезжают иностранцы, они как один отмечают, что до сих пор в их представлении Россия была совершено иной — благодаря картине, сформированной СМИ. Россию побаиваются, и спорт — хорошая возможность объединить людские потоки и рассказать о том, что у нас все не так грустно. (Улыбается.)
Это шанс для города выйти на новый туристический уровень и начать проводить мероприятия другого масштаба. Как бы то ни было, город уже выиграл, стал красивее. Чемпионат закончится, наследие останется.
N: — Каких затрат от «Рейна-Тур НТВ» потребовала подготовка к мундиалю?
Т.Н.: — Затраты компании, в частности гостиниц, были немаленькими. Пришлось докупать белье, посуду, менять камеры наблюдения, привлекать дополнительный персонал. Мы оснастили номера в отеле 3* чайниками, хотя по стандартам это не обязательно. Очень многое пришлось купить, чтобы иметь запас, поскольку мы не были уверены в том, что подъезды к гостиницам будут свободны.
В период подготовки к чемпионату у нас было много проверок надзорных органов и дополнительных требований Управления МЧС по Ростовской области, Роспотребнадзора, Минпрома и пр.
Мы оснастили свои отели специальными детекторами для проверки людей и багажа на безопасность на входах.
N: — С какими сложностями вы столкнулись в связи с проведением чемпионата мира по футболу?
Т.Н.: — Во-первых, мост был закрыт года два. Подъездных путей не было: все перерыто. А у нас — кредит, взятый на строительство «Дон Кихота»!
Нам выключали то электричество, когда строили мост, то воду, особенно горячую. Хорошо, что у нас есть бойлеры для подогрева воды. Но, чтобы ее подогреть, нужно их наполнить, потратить время на подогрев.
Приходилось выслушивать жалобы постояльцев на то, что теплая вода течет не сразу.
Мы жили в состоянии стресса два года. Помню, как Сергей Горбань должен был приехать к нам на открытие отеля — ленточку перерезать, а у нас свет выключают. А подниматься надо на 13-й этаж, и лифты не работают.
К счастью, тогда город успел возобновить подачу электроэнергии.
Конечно, крайне сложно было пережить этот период.
N: — Сильно ли изменилось количество игроков на ростовском рынке въездного туризма в связи с проведением мундиаля?
Т.Н.: — Игроков по-прежнему немного. Кроме нас это «Татьяна-Трэвел-Тур», «Спутник», «Сага-вояж», которая занимается экологическими турами. Также с прошлого года въездным туризмом стала заниматься «Своя компания».
Этот круг довольно узок, поскольку въездной туризм — это большие вложения. Чтобы к тебе в Ростов приехали туристы, нужно многое сделать и много потратить. Необходимо ездить на выставки, а это серьезные затраты на дорогу, стенды, рекламную продукцию, и не факт, что обязательно найдешь партнеров. Нужно много и долго работать, иметь материальную базу.
Мы, например, открыли учебный центр, где готовили экскурсоводов, создали Ассоциацию экскурсоводов, запустили 2 туристских информационных центра (ТИЦ) — в аэропорту Платов и на железнодорожном вокзале. Только аренда помещения для одного такого ТИЦа обходится в 50 тыс. руб., плюс зарплата сотрудников. При этом в них мы выполняем только просветительскую работу, ТИЦы не генерируют доходы: нам это запрещено условиями договора аренды. По сути, мы работаем над продвижение туристских возможностей региона.
Но мы можем себе это позволить, поскольку в составе группы есть гостиницы: нам есть где разместить гостей, мы можем предложить группам определенные скидки. Нам проще, чем туркомпании, которая только выходит на рынок. У нас — свои гиды и туристско-информационные центры. Есть агентство по продаже ж.-д. и авиабилетов, и для своих клиентов и групп мы можем получить скидки у авиакомпаний, так как являемся ИАТА-агентством, а также входим в мировую франчайзинговую сеть Люфтганза-сити центров. Одним словом, полный цикл.
В свое время мы даже автобусы покупали. Дважды. Потом продавали: головная боль ужасная. Чтобы обслуживать автобусы, требуются лицензии, медперсонал, который выпускает водителей на маршруты, страховки на экскурсантов и транспорт, — это если все делать правильно и по закону. Одним словом, нужно либо иметь целый парк, либо — вообще ничего. Проще и дешевле подписать договор с транспортной компанией.
Нам также помогает удерживать позиции и развиваться то, что компания не просто принимает туристов, но и работает в сегменте MICE. Крупные корпоративные клиенты покупают с нашей помощью места в гостиницах в России и за рубежом, берут экскурсоводов, бронируют билеты. Целыми корпорациями заказывают выездные мероприятия — и в Ростове, и в других городах России и мира, — а также транспортное обслуживание.
N:— Будет ли, на ваш взгляд, востребован весь существующий номерной фонд ростовских гостиниц после чемпионата?
Т.Н.: — Честно говоря, в сегменте гостиничного бизнеса в Ростове и в высокий сезон нет стопроцентной загрузки. Конкуренция на этом рынке весьма высока, очень много отелей было открыто к ЧМ-2018. Но мы надеемся, что чемпионат поспособствует тому, что город станет восприниматься как более туристическое, чем сейчас, направление. Надеемся, что благодаря открытию аэропорта Платов расширится маршрутная сеть, придут новые перевозчики, будет развиваться экономика региона.
Открытие стадиона — это тоже точка роста для проведения спортивных, зрелищных мероприятий. Но здесь важно, как власти смогут распорядиться оставшимся наследием.