Устройства стали общительнее
Операторы мобильной связи отмечают динамичный рост потребления услуг в сегменте m2m (machine-to-machine, обмен данными между устройствами). M2m-решения начинают проникать в новые отрасли. Большой потенциал для их развития, по мнению участников рынка, в сельском хозяйстве, ЖКХ и ретейле. Услуги сбора, хранения данных онлайн-касс и передачи их в ФНС предлагают уже три крупных оператора, еще один собирается сделать рынку аналогичное предложение к лету.
Мобильная передача данных в настоящее время является основным направлением развития бизнеса сотовых компаний как в розничном, так и в корпоративном секторе. Однако сегмент m2m демонстрирует опережающие темпы роста даже на этом фоне. Например, по данным Tele2, общий рост мобильного трафика в сети компании в Ростовской области за 2017 год оказался двукратным, а m2m-трафик за тот же период вырос на 143%. Число абонентов, использующих m2m-тарифы, увеличилось вдвое, сообщил N коммерческий директор макрорегиона «Юг» Tele2 Максим Митькин, выручка от них — в 2,5 раза. «ВымпелКом» (бренд «Билайн») заявляет о двукратном росте числа устройств, подключенных к сети оператора. У «МегаФона» общие показатели скромнее: рост числа пользователей m2m-решений — около 15%, используемых ими устройств — около 20%.
— Потребление трафика в этом сегменте на юге России составляет не менее 150 ТБ в месяц, — говорит директор ростовского отделения компании «МегаФон» Алексей Барков. — Мы планируем, что в нынешнем году количество подключений m2m-устройств к нашей сети вырастет на 27%, а объем генерируемых ими данных — на треть.
По словам коммерческого директора по развитию корпоративного бизнеса ПАО «ВымпелКом» по Южному региону Светланы Кострицыной, m2m-решения наиболее популярны сфере энергетики, грузо- и пассажирских перевозок, ЖКХ, банковского и охранного бизнеса, также активное внедрение ожидается в сфере медицины.
В ближайшее время «МегаФон» ожидает развития «интернета вещей», частью которого является m2m, в сельскохозяйственной отрасли. В АПК m2m станет основной для внедрения инновационных технологий мониторинга сельхозугодий, животноводческих комплексов и производственных линий.
По данным «Ростелекома», главными потребителями услуг в сегменте связи между устройствами являются банковский сектор, ретейл, охранные предприятия и автоперевозчики. Сравнительно низкий уровень проникновения m2m-решений наблюдается в сельском хозяйстве. Среди сегментов, обладающих наибольшим потенциалом для развития этого направления, представители провайдера называют ЖКХ, связывая это с тем, что к недвижимости предъявляются все более строгие требования в части контроля энергоэффективности и учета потребления ресурсов.
— Мы предлагаем b2b-клиентам отдельный m2m-тариф и специальные SIM-карты, которые компании применяют для мониторинга работы торговых автоматов, бытовых и индустриальных счетчиков, транспортных средств, систем безопасности, — добавил г-н Митькин. — В частности, востребованы пакетные тарифы с большим объемом интернет-трафика для систем видеонаблюдения. Развитие онлайн-оплаты с помощью контрольно-кассовой техники также послужило увеличению числа клиентов, использующих m2m-сервисы.
1 июля завершится срок, отведенный государством на обязательную для ряда сегментов экономики установку ККМ с функцией передачи фискальных данных в ФНС. Сейчас это один из важных факторов, стимулирующих развитие рынка m2m-связи, отмечают операторы. Большинство провайдеров уже запустили или планируют запустить пакетные предложения, ориентированные на пользователей онлайн-касс.
«МТС» уже продает такой продукт, «Ростелеком» запустил тарифные планы на мобильную связь для подключения ККТ, есть аналогичное решение и у «МегаФона». «ВымпелКом» готов предложить сервис по годовой подписке.
— Онлайн-кассы — один из наиболее перспективных с точки зрения m2m направлений развития наряду с ЖКХ (речь о дистанционном мониторинге состояния и показаний приборов учета коммунальных ресурсов. — N), эквайрингом и банковским сектором, — считает заместитель директора макрорегионального филиала «Юг» по работе с корпоративным и государственным сегментами Константин Баженов. — В рамках развития рынка систем «умного дома» мы активно внедряем сервисы для видеонаблюдения или управления домашними системами для частных пользователей, а также разрабатываем и тестируем решения для государственного и бизнес-сег¬мента. В настоящее время количество устройств бизнес-клиентов, подключенных к мобильной сети «Ростелекома» в Рос¬товской области, составляет 5 тыс., в нынешнем году мы ожидаем прироста количества подключений в сегменте m2m на 50%.
По словам Светланы Кострицыной, в южных регионах у «ВымпелКома» «десятки тысяч» устройств.
Руководитель филиала «МТС» в Ростовской области Игорь Марьясов добавил к списку важных направлений развития m2m-связи сервисы для удаленной работы.
— Компании могут настраивать с помощью сервисов передачи данных полноценные рабочие инструменты удаленно, — пояснил г-н Марьясов. — Например, осуществлять контроль сотрудников, транспорта, счетчиков, терминалов — любых объектов, которые подключены к системе мониторинга.
В отличие от сегмента телефонной связи, где рост потребления услуг передачи данных в значительной степени обеспечивается увеличением трафика на каждого абонента (в частности, за счет потребления более «тяжелого» контента), в m2m объем передаваемых данных растет в основном благодаря подключению к сетям операторов новых устройств. При этом в большинстве случаев m2m-устройства потребляют статичный объем трафика. ARPU (среднюю выручку с SIM-карты в месяц) в этом сегменте «Ростелеком» и «ВымпелКом» оценивают в 50 руб., увеличивается она только в том случае, если абонент использует дополнительные платные услуги помимо включенных в тариф.