«Коробки» вытесняют рукописи
Пользователи все реже заказывают написание программного обеспечения, предпочитая готовые решения. По общему мнению экспертов рынка программного обеспечения (ПО) и пользователей софта, компаниям все реже требуется ПО, разработанное под заказ в точном соответствии с требованиями пользователя. В подавляющем большинстве случаев используются «коробочные» продукты, настроенные интегратором под бизнес-процессы конкретного клиента. Поэтому девелоперы ПО работают в основном на иностранных заказчиков, москвичей, создают интернет-приложения или программируют в среде «1С». В отдельных случаях поступают заказы на разработку оригинальных систем корпоративного управления для компаний, обладающих специфическими бизнес-процессами, либо же узкоспециализированных приложений.
Большая часть ростовского рынка разработки программного обеспечения приходится на web-приложения и «1С»-программирование, констатирует директор компании «iБолит» Сергей Сукиязов. Последний вид услуг, впрочем, по сложности уже почти сравнялся с написанием программ в его классическом понимании. Основными клиентами на продукты другого назначения (например, для финансовых расчетов) являются москвичи, которые размещают заказы с целью сэкономить: в столице подобные услуги обойдутся примерно в четыре раза дороже, констатирует г-н Сукиязов. Ростовский же бизнес ориентирован в основном на торговлю, добавляет эксперт, а ей вполне достаточно «коробочных» решений. По словам финансового директора компании «ГЭНДАЛЬФ» Владимира Трофимова, большинство проблем, возникающих у компаний, можно решить установкой и последующей доработкой тиражных приложений. «ГЭНДАЛЬФ» иногда занимается разработкой оригинального ПО, но в последнее время делать это приходится все реже, поскольку вендоры расширяют свой ассортимент готовых продуктов, добавляет г-н Трофимов. Кроме того, «коробочный» софт стоит, как правило, в десятки раз дешевле оригинального. Эксперт говорит, что клиенты компании, напротив, постепенно переходят с «самописных» систем на тиражные решения, так как владельцы оригинального ПО в случае «исчезновения» его создателя остаются без технической поддержки.
— Если разработчик приложения, написанного под заказ, прекращает работу с заказчиком, то никто уже не знает, каковы структура хранения данных и их взаимосвязь, — говорит эксперт. — В результате системы, использующие такие решения, бывает сложно интегрировать с новыми приложениями.
Тем не менее, признает Владимир Трофимов, в отдельных случаях, когда клиент хочет решать специфические задачи, связанные с особенностью его бизнес-процессов, а подходящих «коробочных» решений вендоры предложить не могут, систему управления приходится разрабатывать с нуля. Пример подобной ситуации приводит директор софтверной компании «Сфинкс» Кирилл Бунчуков, который занимался созданием приложения для планирования питания детей и ведения складского учета в детских садах Ростова. Систему, получившую название «Садко», разработали на базе открытого программного обеспечения, она позволяет вести учет поступления и расходования продуктов, формировать в автоматическом режиме всю отчетную документацию и составлять меню исходя из нормативных требований к питанию детей. Стоимость одной лицензии составляет около 7 тыс. рублей, двух (например, для кладовщика или медработника и директора) — 11 тыс. Пользователи, имевшие возможность сравнить «Садко» с аналогичными «коробочными» решениями «Паруса» и «1С» (применяется для целей контроля питания только в школах), высказываются в пользу оригинального продукта, добавил г-н Бунчуков.
Другой пример специфических запросов пользователя — требования предприятий сферы ЖКХ. «Коробочных» решений, полностью соответствующих их сложным бизнес-процессам, вендоры (Microsoft, Oracle, SAP, «1С» и др.) не предлагают. Поэтому ростовская компания «Алгебра» занялась продвижением программы, написанной специально для управляющих компаний дальневосточными программистами на основе системы управления базами данных (СУБД) Oracle (в этом случае оригинальный продукт оказался настолько удачным, что пошел в тираж). Особенность данного приложения, которое позволяет вести расчеты с потребителями, выставлять счета и формировать отчеты в автоматическом режиме, заключается в том, что оно может работать через интернет даже по «узким» каналам связи.
— Даже на самых дешевых безлимитных тарифах со скоростью доступа не более 48 кбит/с в этом приложении смогут работать до 15 бухгалтеров, обслуживающих около 5 тыс. лицевых счетов абонентов, — сообщил директор «Алгебры» Олег Землянский. — Стоит же приложение 54 тыс. рублей, плюс лицензия на СУБД. С учетом услуг интеграции под ключ расходы небольшой УК на внедрение системы составят около 400 тыс. рублей.
Ввиду отсутствия подходящих решений на рынке на момент возникновения потребности банк «Центр-инвест» использует разработанное по индивидуальному заказу ПО для работы с «электронными кассирами» (устройство для приема, выдачи, пересчета и сортировки наличности), сообщил заместитель председателя Правления банка Юрий Богданов. По его словам, разработка данного приложения с нуля заняла меньше времени, чем потребовалось бы для локализации существующих аналогов. К недостаткам оригинального софта г-н Богданов относит необходимость крайне детального составления требований к продукту и невозможность применять отработанные механизмы тестирования.