«Кроме нас на сетевом рынке работает 43 компании»
Генеральный директор энергетической компании «МРСК Юга» Борис Эбзеев заявил на встрече с редакторами ведущих СМИ о том, что выручка предприятия за 2018 год составила около 36 млрд руб., одной из главных целей компания видит цифровизацию бизнес-процессов.
Своей вины в высоких энерготарифах для промышленности и цене техприсоединения руководство МРСК не признает, а в громком конфликте с АО «Энергия» Александра Хуруджи сетевики все делали, по их мнению, правильно, защищая интересы своего главного акционера — государства.
Б.Э.: — Для МРСК Юга прошедший год был довольно успешным. Мы выполнили ключевые показатели эффективности предприятия. Годовая прибыль составила 1,122 млрд руб., что на 610 млн руб. больше, чем в 2017 г. Выручка — около 36 млрд руб. (+1,25 млрд руб. к 2017 г.). Как известно, основным акционером у нас является государство. На дивиденды за прошлый год мы направили 500 млн руб. По итогам прошлого года капитализация компании выросла на 3,4% и составила 3,7 млрд руб. Год был отмечен проведением чемпионата мира по футболу, и для нас это было волнительным событием. В зоне нашей ответственности находились стадионы в Ростове и Волгограде. Слава богу, все матчи прошли без сбоев в энергосистеме. В Ростове этому способствовала и самая современная на юге России подстанция «Спортивная» на левом берегу Дона. Она не только обеспечила энергией «Ростов Арену», но и позволила создать задел для развития всей левобережной зоны. В минувшем году мы начали реализацию программы по цифровизации компании. Составлены перечень объектов и план мероприятий до 2030 года. Цели — повысить доступность техприсоединения, новых сервисов, защищенность и качество поставки электроэнергии.
На сегодняшний день уже ведется работа по модернизации объектов в Чалтыре. Здесь будут внедрены элементы Smart Grid. Уже сейчас есть позитивные результаты использования новых технологий. Так, например, в случае с техприсоединениями малого и среднего бизнеса в 93% случаях договоры заключаются через личный кабинет на сайте компании. Без обращения в офис. Для этой же категории потребителей, которая мониторится в рамках исследования Doing business, мы стараемся обеспечить техприсоединение в течение 90 дней со дня обращения.
N: — На одном из недавних совещаний губернатор Ростовской области Василий Голубев выразил возмущение высокими ценами на электроэнергию для промышленных предприятий. Какова ваша позиция в этой полемике с губернатором?
Б.Э.: — Мы в полемику с губернатором не вступаем, а поддерживаем его. Сетевые компании, как известно, не устанавливают тарифы. Это делают в регионах уполномоченные организации. Доля, в частности, МРСК в энерготарифе составляет 14–17%. Все остальное — это генерация, сбытовые предприятия и т. д. Я думаю, вы знаете, что тарифы для промышленных предприятий и для населения сильно отличаются, и это сообщающиеся сосуды. В Ростовской области достаточно низкий тариф для населения, что является одной из причин высокой цены на электричество для предприятий. Сбалансировать эти показатели, на мой взгляд, вполне в силах регулятора.
N: — На этом же совещании приводились вопиющие цены техприсоединения. В частности, за подключение электричества с новых школ энергетики требовали 100–150 млн руб.
Б.Э.: — Мы проверяли эту информацию. В нашей компании такого не было. Нужно сказать, что кроме «МРСК» в Ростовской области работает еще 43 компании, которые могут предлагать услуги по подключению к энергосистеме. Почему потребители к ним обращаются — для нас загадка. Они берут в аренду, скажем, мощности какого-нибудь промпредприятия и эксплуатируют их. Нести ответственность за цены этих компаний мы не можем. Работая с ними на одном рынке, мы часто не можем узнать, кто является собственниками этих компаний. Это приводит к проблемам. Например, несколько лет назад нам пришлось ликвидировать последствия урагана в Таганроге. От нас требовали как можно быстрее возобновить подачу электроэнергии, но это было непросто, поскольку часть сетевого хозяйства принадлежала компаниям, собственников которых мы не всегда могли найти. Мы обратились к руководству области с просьбой способствовать нам в консолидации этого рынка.
N: — Каким образом будет происходить эта консолидация?
Б.Э.: — В некоторых случаях мы будем брать активы в аренду. Иногда ведем речь о покупке той или иной компании. Надо сказать, что в этих переговорах не обходится без казусов. Мы считаем по определенным критериям рыночную стоимость компании, но владельцы заявляют цену в 5-6 раз выше рынка. Мы тем не менее продолжаем эту работу. По нашим подсчетам, эта консолидация могла бы сэкономить около 1 млрд руб. в год за счет уменьшения издержек на управленческий аппарат.
N: — Как вы сегодня оцениваете громкий конфликт между «МРСК Юга» и АО «Энергия» Александра Хуруджи? Для чего этот хозяйственный спор нужно было переводить в плоскость уголовного дела?
Б.Э.: — Прежде всего, хочу сказать, что мы довольно часто общаемся с Александром Александровичем на различных отраслевых мероприятиях. И во время того спора, предполагавшего необоснованную, с нашей точки зрения, выплату «Энергии», мы достаточно долго вели переговоры. В частности, обсуждалась возможность рассрочки платежа. Но договориться не удалось. Нам была поставлена задача нашим основным акционером — государством — защитить интересы компании. Мы действовали в соответствии с этой задачей. Считаем наши действия правильными. Их обоснованность была подтверждена последующими решениями регулятора рынка в отношении тарифов для «Энергии» в размере 1 копейки. Кроме того, если бы мы не отстояли тогда нашу позицию, эти деньги «легли» бы в последующем году на тарифы для потребителей Ростовской области. Что касается возбуждения уголовного дела, то мы с соответствующим заявлением в правоохранительные органы не обращались. Мы писали письма с разъяснением ситуации в различные ведомства. Одно из них передало информацию в правоохранительные органы. На основе проверки было принято решение о возбуждении уголовного дела.